Е. М. Апенко (Ленинград)
"Сильмариллион" Дж. Р. Р. Толкина (К вопросу жанровой природы).
Республиканская научная конференция. Зарубежная литература 20-х годов: поэтика жанров, 9-12 дек. 1985: Тезисы докладов. -
Тбилиси, 1986, с. 49-50
1. Книга известного английского писателям и историка литературы Джона Роналда Руэла Толкина (1892-1973) "Сильмариллион" была издана посмертно в 1977 г. Однако легенды, входящие в нее, были написаны много раньше - в начале творческой деятельности Толкина. Большинство исследователей сходится во мнении, что первые из этих легенд были созданы в 1917 г., а последние - к середине 30-х гг., хотя в последствии автор неоднократно обращался к ним снова и дорабатывал, расширяя и детализируя.
2. Всестороннее изучение "Сильмариллиона" представляется важным как для более глубокого восприятия основного произведения Толкина, принесшего ему мировую известность в 50-е гг. - "Повелитель колец", так и для понимания общих творческих и мировоззренческих установок писателя. Одним из аспектов, нуждающихся в рассмотрении, является, безусловно, специфика жанровой природы "Сильмариллиона".
Эту специфику обуславливает прежде всего своеобразная задача произведения - создать "то единственное, чем небогата" Англия, ее культура - мифологию. Цикл легенд и представляет собой своеобразную "мифологию" вымышленной страны Среднеземья, населенной людьми, эльфами, гномами и другими персонажами фольклора. Определенную роль в "сотворении" и судьбах Среднеземья играют вымышленные божества Валары.
3. Борьба сил добра и зла - не только смысловой, идейный, но и жанровый стержень книги. Элементы мифологического эпоса, его проблематика и поэтика служат писателю для создания произведения литературы, поднимающего основополагающие вопросы человеческого существования. По этой причине некоторые элементы эпоса, сохраняющие свою значимость и в приложении к современному произведению литературы, воссозданы без изменения. В частности, "неотделимость" сказочно-фантастического от реального воссоздана без изменений, ибо становится средством достижения своеобразного эффекта устранения, составляющего одну из основ построения повествования.
Вместе с тем, в повествовании оказываются "растворены" многие принципы и приемы литературы ХХ века.
4. В целом, можно сказать, что "Сильмариллион" Дж.Р.Р.Толкина представляет собой своеобразное явление в литературе первой трети века, но, безусловно, находится в одном ряду с теми произведениями литературы XX века, в которых миф плодотворно используется для создания гуманистических произведений.
Хранитель благодарит Д. Виноходова за предоставленный материал.
Обсуждение
|