Элхэ Ниэннах [опубликовано в ТАЛИСМАНе] Рассуждения в четырех с половиной мыслях с эпиграфами, предисловием и заключениемЛирическое предисловие
"Я не хочу, чтобы вашим последним воспоминанием об этой Игре был неигровой мордобой!"
...А свадьба была красивая. Кара, невеста, говорила потом, что много видела игровых свадеб, но ни разу - такой красивой. И венки были - из "зонтиков" и белых ромашек, и полыни - куда же нам без полыни, Ангбанд ведь... Из цветов, которые хайи собирали на Анфауглит. И песни были, и свечи, и бенгальские огни, и вода "из одной чаши" - из шлема... Я не умею так красиво говорить, как досточтимая госпожа Эленхильд Улиндэ. И не смогу, наверно, достойно описать, как это было. Какие счастливые лица были у Эльфища и Кары - и у "Росса и его россистов". Как наутро ко мне подошел хромающий наш Готмог со своей неигровой женой и попросил: "Скажи слова обряда..." Так было. И мы вспомним парад, штурм, третью ночь, все ошибки и промахи, "визит Беора" - но вспомним еще и свадьбу. И - в тот же день, только раньше - "Доспехи - снять, мечи в траву - мы больше не воюем!" И - радостные улыбки хайев. А как было в Ангмаре на Екатеринбурге - спросите у тех, кто был там в пятую ночь Игры. Я видела все это только мельком. Не жила я там. Но обряды там были, говорят, не слабее Эльфийских. А в ту ночь - десятки свечей, и песни, и свадьбы...
Мысль первая, тоскливая: Профессор об этом не писал
"Профессор об этом не писал!!" А знаете - жалко ребят. Жалко тех, кому "режут" командную легенду, потому что "у Профессора этого не было" - а скажите мне, где у JRRT разработки по Хараду, по восточным племенам, по народам Севера? О всяких там Мордорах да Ангбандах я уж и не говорю - не ходил туда Профессор, ну, не ходил - враги они враги и есть, и ничего интересного или доброго там быть не может. Жалко тех, кому ломают Игру, потому что "у Профессора этого нет". Давайте все же вслух признаем то, что известно всем: наши Игры - околотолкиеновские. Иначе это спектакль - спектакль по "Хоббиту", "LR", "Сильмариллиону". А поскольку мы не ставим спектаклей - досточтимые господа Мастера! допустима любая трактовка роли - будь то одного игрока или команды. Есть только одно ограничение: легенда игрока/команды должна быть внутренне непротиворечива. И тогда делом Мастеров станет не "резать заявки", а согласовывать их между собой. И невозможно будет вышвырнуть команду из Игры - псевдоигровыми (провокация Мастеров) или вовсе неигровыми ("Мастерской волей вы вне Игры!") методами. И, может быть, так нам будет интереснее: ведь не все же народы Средиземья так хорошо знали даже своих ближайших соседей. В Игру таким образом превносится некоторый элемент неожиданности: представьте, ведь для странника чужая земля предоставит материал для целого "этнографического исследования"! В идеале, конечно. Но почему бы не попробовать? Кстати и о "великих тайнах": вовсе необязательно держать в тайне информацию о том, кто какую команду готовит. Ведь все равно все будет известно - не к Казани, так к Новому году, не к Новому году - так к ГлипКону, но в любом случае - до Игры. И совершенно не нужно это - странно считать первый день Игры первым днем существования Средиземья ("Уж сколько раз твердили миру...") ["РИФ"! Тошка! Отец Федор! К вам все вышеподуманное не относится!!! Ей-же Эру...] Но хороший капитан "нулевую" информацию всегда придержит, а выдаст только общие сведения - какая команда да кто туда едет. И чисто по-человечески это не будет обидно тому, кто спросит: для себя же стараемся. Ну кто, скажите мне, подробно расписывает человеку тот подарок, который сделает ему на Новый Год?.. Что вообще есть "имидж команды", на чем он основывается - только на том, что Профессор писал? На чем основываются Мастера, делая вывод о "несоответствии имиджу"? По словарю "image - образ, изображение, отражение, представление (о чем-либо)". Чье? Команды? Профессора? Мастеров? Если Мастера выполняют функции режиссеров, решающих, как должна трактоваться та или иная роль - это опять же театр, съемочная площадка, - словом, все, что угодно, но не Игра. А выходит как раз - "Я себе вашу команду по-другому представлял." (Кстати: на то все-таки и нужны заявки, чтобы выяснить, что и как команда будет делать на Игре. Но поскольку любой игрок знает, что у Мастеров свои идеи по всем вопросам, а поехать на Игру хочется - пишут, битые и наученные горьким опытом, полуабстрактный опус со ссылками на JRRT в качестве заявки. И Мастера в большинстве случаев принимают "заявочку", не вникая - зачем голову ломать?) И тут у меня возникает еще одна мысль.
Мысль вторая, сумбурная: Об орочьих менестрелях и вообще
"Тот мужик в зеленых кедах, который говорит, что он шибко старый..." Немного о ролевиках и командах: по какому признаку распределяются роли? Я так вижу несколько вариантов:
1. "А они раньше заявку подали." А потому - ходят у нас по игре и Келебримбор - "файтер N-го уровня", и уже не раз помянутый "лакальный кабачковый" дракон, и "этот мужик в зеленых кедах" либо "в натуре" Саурон, и... А вот против Орка-менестреля я ничего не имею, уж вы меня простите. Слишком хорошо помню жалобу - уже перед другой Игрой: "Мне только двух человек Людей дают..." И сыграл бы Человека, да вот... Как в Ангмаре на Екатеринбурге (Людское государство, между прочим. Даже по JRRT) - Тролли, Орки, гобла - а Людей всего ничего. А теперь уже и не хочется вылезать из имиджа белого и пушистого гоблина/орка. И еще - потому, что, как я уже неоднократно думала, - "Кто знает мысли Врага?" что там, на той стороне? - Мудрые молчат. Создать образ врага легче легкого, соответствовать ему тоже легко, но далеко не всем: неприятно, когда о тебе так думают. Ты вот ничего плохого за всю Игру не делала и не сделаешь, а тебе - про "жуткую Ангбандскую ведьму, магии которой боится весь Белерианд..." И очень хочется доказать, что ты не таков. По собственным концепциям ли, из духа противоречия... Или - просто потому, что не только на Игре возможны неигровые разборки, но и игровые отношения переносятся на неигровую "нашу, датскую" почву. Ох... Давайте я лучше о другом подумаю.
Мысль третья, очень грустная: Как отделить Мастеров от всегда козлов, или О Мастере бедном замолвите слово
"Мастера обязаны..." Странная вещь этот Кодекс. Не хочу показаться излишне пессимистичной, но он, на мой взгляд просто не нужен. Почему? - да потому что там каждая строчка буквально вопит: Игрок тоже человек!!! Умный Мастер это знает безо всякого Кодекса, а потому на вопль этот только плечами пожмет: да вы что, ребята, в самом деле? А глупый Мастер скажет: да, я не буду соблюдать этот Кодекс. И что вы ему сделаете? Иначе говоря, умному не нужно, потому что он так и действует, глупому - потому что так не работал и не будет, и Кодекс для них обоих - вещь лишняя и в хозяйстве не нужная. А игрокам к чему эта Декларация Прав Игрока (ни к чему, кстати, не обязывающая ни их, ни капитанов - за них все должен делать Мастер)? Чтобы лишний раз пнуть post factum этого... орла рогатого? - а зачем? Чтобы бить себя кулаком в грудь и кричать: вот, мы же говорили, говорили об этом? - бессмысленно. Некоторые выдержки из "Кодекса...":
2. Мастер не имеет права хамить Игрокам. [А Игрок - Мастеру?..]
Небольшая справка касательно обеспечения Игроков всем необходимым:
Не трогайте Мастеров!
Мысль четвертая, с элементами неврастении: Нервная система, она у всех нервная.
"Зачем нужна Игра, на которой необходим психоотстойник?" Это спросил человек, не имеющий ни малейшего отношения к Играм. И, знаете, я с ним согласна. Может быть, просто потому, что, как бы тяжко мне не приходилось, никогда не приходило в голову из Игры - выйти. Возвращаюсь к тому, что уже сказала во втором номере "Талисмана": капитан команды отвечает за психологическое и физическое состояние членов своей команды. Проще говоря, если у тебя человек пошел "вразнос", ты и должен с этим разбираться, коли уж взял его в свою команду. Иначе мы рискуем превратить всю Игру в заповедник неврастеников. Как, скажите мне, мастера могут предотвратить срывы на Игре? - да никак. Потому что все равно будут штурмы, "выносы", интриги, и удары в спину - будут, а это - главные причины срывов. Последняя Игра (ХИ-94) была самой мирной из виденных мною - разве там срывов не было? И Мастера на Екатеринбурге, скажем, или на Уфе, не подпадали под известное определение. Так что может дело не в перепетиях Игры и не в Мастерах, а в самих игроках? Может, не Мастера-бедолаги, у которых и без того забот хватает (я все-таки в какой-то мере с ними две Больших Игры и одну регионалку работала, насмотрелась), будут этим заниматься, а капитаны команд и сами игроки? Можно ведь на это посмотреть и с точки зрения создания игровой реальности: покажите мне у JRRT или в любой другой fantasy психоотстойник. Стоп! сразу по голове бить не надо! Ну хорошо, хорошо, ну, поняла: три Игры без этого обходились, теперь не можем - время другое, Игры другие, люди другие и вообще "раньше трава была зеленее". Ладно. Тогда - могу предложить три варианта для тех, кто считает, что у меня одной нервы стальные, а у остальных - нормальные человеческие. 1. Игровая территория, где можно будет передохнуть; пусть будет какой-нибудь зачарованый лес, куда с оружием входить нельзя. 2. Великий целитель/шаман/колдун в каждой команде - человек с определенной психологической подготовкой, способный выслушать исповедь и вытащить из "депрессняка" (насколько проще было бы, существуй в Средиземье религия подобная христианству! построили бы церковь, да и дело с концом). Но люди эти должны быть в Игре (скажем, из тех же соображений, из которых в Казани просят не появляться на Балу в цивильной одежде: не ломайте людям кайф!) 3. Вероятно, проще всего было бы сделать Мастера на Стране Мертвых действительно Владыкой Судеб: пусть же выслушивает то, что могут поведать бесприютные души, а дальше решает по обстоятельствам - кому "срок скостить", кому прибавить... Наверно каждый может представить себе ситуацию, при которой и то, и другое возможно. Намо - Судия; так пусть же он и судит души Людские и Эльфийские, тогда и Игра для него интереснее станет. А пока Мастер на Стране Мертвых - воистину Мандос, Тюремщик. Только не стоит забывать, что Владыка Судеб беспристрастен и "по знакомству" из своих чертогов выпустить не может.
Половина мысли: о колдунстве и затрудненной ориентации
"Умный слово знаю, однако, - электрический фонарь..." Есть в "Кодексе" такой пункт 21: "Мастера не имеют права запрещать использование электрофонарей в быту и при затрудненной оринетации, равно как и в плохих погодных условиях". Бытовые условия - это мне понятно: в палатке там что найти... А вот затрудненная ориентация - дело другое. Для части народа на Игре ночь - уже время "затрудненной ориентации" (хотя могу сказать, что фонарь ночью - помощник плохой, вне круга его света уже ничего не увидишь). Не для всех. И очень мне не хотелось бы, чтобы по дорогам и тропинкам на Игре бродили люди с электрофонарями. Во-первых (надеюсь, это аргумент), данное приспособление не соответствует ни букве/духу первоисточника, ни времени. Захотелось света ночью - делайте себе фонарь со свечой. Во-вторых, если ты плохо ориентируешься в ночном лесу - не выходи ночью из лагеря. Заблудившемуся тоже фонарик не поможет. А в-третьих (наверно не аргумент, зато правда) - простите, но у меня например, как и у любого человека, неплохо видящего ночью, после направленного удара лучем света по глазам "приборы ночного видения" выходят из строя на пару минут. И неприятно настолько, что того, кто на ближайшей Игре попытается с фонариком ночью посмотреть на меня, красивую, я отправлю в Страну Мертвых. В конце концов, "я человек темный и вообще с Севера", а это все - колдунство, мне непонятное и ничего хорошего мне не сулящее. За игровое обоснование моих действий можно не тревожиться - найду. Я предпочла бы, чтобы вне лагеря с этим непонятным мне устройством ходили только Мастера, ибо Мастер идет обычно по своим делам и желания напряжным голосом спрашивать: "Кто идет?!", сопровождая свои слова вышеописанным приемом "психологической атаки", не имеет.
Антилирическое эгоистическое заключение с переходом на личности
"Ну что, госпожа Ниенна, все идет по плану?" ...Случилась такая история: после статьи в "Талисмане" No.2 пришло ко мне письмо... не то чтобы анонимка, подписано оно "Эретин Ангаэль"... только вот адреса обратного нет. А потому - да простит меня эта благородная и бесстрашная госпожа, но письмо мне придется привести здесь - иного способа ответить я не вижу, да и само письмо, попавшее ко мне незапечатанным [я не сомневаюсь в твоей порядочности, Кинн!], вероятно, тайной не является. Курсив мой. "Здравствуйте, Ниенна!
Я прочитала в "Талисмане" Вашу статью и хочу сказать, что кое с чем я несогласна. Сама я не бывала на ХИ, но многих ездивших туда знаю, и в большинстве своем это хорошие люди. Они мне рассказывали про Уфу, Свердловск, Самару и остальные Игры. Еще я слышала Ваши песни и читала тексты. Странно, но в своей статье вы требуете от игроков того, что противоречит концепциям, выраженным в Ваших произведениях. У Вас менестрели-Черные приходят к Светлым и начинают дерзить королю и оскорблять его. А Светлым менестрелям Вы предлагаете петь хвалу Врагу. Вот пусть в Ваших текстах какой-нибудь Черный менестрель споет тому же Исилдуру не язвительную "Песню на пиру", а нормальную песню - хвалебную или застольную. Это, с моей точки зрения, куда более правильно.
Мои знакомые рассказывали мне и про Моргота Уфимских ХИ. Я с такой трактовкой образа не согласна. Ведь ХИ - Игра по Толкиену, а не по "Черным Хроникам". А если есть много поклонников последних, то пусть делают отдельную игру и не мешают поклонникам Толкиена. А на нормальной игре тот, кто взялся играть Черного - хоть Моргота, хоть рядового орка - должен соответствовать образу из произведений Толкиена. Впрочем, то же самое я скажу Светлым. А то Вы, кажется, хотите видеть всех добрых, мирных и благородных игроков в рядах Черных, а Светлых пусть играют злобные любители войн и подлецы - для пущего подтверждения Вашей концепции. Только это будет не Толкиен, а Игра, которая, как и Ваши тексты - лишь вторичная, искаженная передача первоисточника - произведений Толкиена.
Кстати, чем Вам не понравилось название "Харад"? Ну и что, что оно значит "Юг"? Назывался же Нуменор "Западной землей". А в реальном мире Австралия - тоже "Южная" Так что же, ее переименовывать?
А в остальном я с Вами согласна, хотя и не от Вас превой слышу такие мысли, что плохо на ХИ с игровой культурой. Эретин Ангаэль." Я не хочу комментировать это письмо в том же тоне, в каком оно написано. Я вообще не хочу его комментировать - оно говорит само за себя. Достаточно перечитать то, что выделено курсивом. Sapienti sat. Я только хочу дать некоторые разъяснения. То, что мы пишем [Кинн & Эленхильд, я очень прошу это напечатать! Надоело каждому объяснять отдельно!], называется не "Хрониками", а "Черной Книгой", и пишем мы это вдвоем с госпожой Иллет (Натальей Некрасовой). Кстати, "Песню на пиру" написала я, но по ее эпизоду. И не я, разумеется, высказала первой все эти мысли об Играх - о чем "во первых строках" своего "опуса" и предупредила. И совсем уже мелочь: Нуменор так назвали те, кто там жил (называли еще и Эленна, Эленна-норэо, Андор, Анадунэ...); Австралию - те, кто ее открыл. Но с какой стати "харадрим" должны были принять Эльфийское наименование одной из сторон света в качестве названия своей страны - не понимаю. Может быть, мудрая госпожа Эретин Ангаэль мне объяснит? А вот в целом это письмо вызвало у меня желание поговорить о другом. Есть у меня к вам слово, господа. Каких Черных вы хотите видеть на Игре? Если они хоть сколько-нибудь порядочны и благородны - вы будете говорить либо о "Морготе-пацифисте", либо - с определенной (и немалой) долей презрения - о "Назгулах - воспитанниках Ниенны", либо - см. письмо. Если они "соответствуют имиджу" - говорите о "подлых Черных", а мне достается... см. эпиграф. Послушайте, господа. Выберите же одно из двух. И представьте себе в деталях Игру чисто "по Профессору". Представили? Что, если следующая Игра будет такой? что тогда - ведь вас, вполне в соответствии с Профессором, будут бить в спину, убивать "впятером на одного", вырезать целые лагеря - вы скажете мне? Что-то вроде - "Ну, видишь теперь - а ты говорила..."? Мне уже пытались это доказать. На ХИ-92, светлые менестрели. Не доказали. (Вообще, странно на примере игровых Черных пытаться доказать, что не-игровые там были подлыми, гнусными, тупыми и т.д. Милые мои, как видите, я настолько закоснела во Зле, что даже Профессор мне этого доказать не смог...) Что ж, если Черные на следующей Игре решат выдерживать предписанный Профессором "имидж" - не стоит подходить ко мне после Игры - а что хуже, на ней - с фразами... (опять же, см. эпиграф). Вы сами этого хотите. Строгое соблюдение "имиджа" от черных команд, например, требует отсутствия песен, танцев, обрядов - всего, кроме разве что "военки", жертвоприношений, пыток. Придираться не к чему: у JRRT было именно так, и "Орки песен не слагают". Ребят жалко - не наберешь ведь целиком команду "маньяков", а значит, будут те, кому - и здесь худо, и уйти некуда. Что ж, будут шайки изгоев - историческое моделирование называется... правда - ну, кто вспомнил Профессора? - в шайках-то этих все больше Эльфы да Люди, Орков не наблюдалось, Людей оттуда - тоже, да и уходили в эти шайки... м-м... мягко говоря, не с Севера... Уж простите мне эту шпильку. ...не смей играть свое, не смей! эти Игры - по Профессору, того, о чем ты говоришь, не могло быть, это несоответствие, этого не было, все было по-другому, запоминай - по-другому, по-другому... ...А свадьба была красивая. Кара, невеста, говорила потом, что много видела игровых свадеб, но ни разу - такой красивой. И венки были - из "зонтиков" и белых ромашек, и полыни - куда же нам без полыни, Ангбанд ведь... В последний раз - пусть будет деление на "мы" и "вы": горько и больно от того, что вы нам отказываете в этом. Может быть, просто потому, что забыли - Черных тоже играют люди. Не Профессорские тролли, не орки. Не роботы с заложенной в них "программой тотального уничтожения". Не маньяки, не садисты. Просто - люди, которым тоже хочется и песню спеть, и свадьбу сыграть, и обряд красивый провести; вне зависимости от того, "по Игре" или "по убеждениям" они оказались на этой стороне. И, если мне не изменяет память, на Екатеринбурге в "выносной" день пришел к Стране Мертвых "отпевать" - всех, и Светлых, и Черных - Эльфище. Команда - Ангмар. Расовая принадлежность - Орк.
|
Новости |
Кабинет |
Каминный зал |
Эсгарот |
Палантир |
Онтомолвище |
Архивы |
Пончик |
Подшивка |
Форум |
Гостевая книга |
Карта сайта |
Кто есть кто |
Поиск |
Одинокая Башня |
Кольцо |
In Memoriam
|
|
Отзывы Архивов | Хранители Архивов |