Эта поговорка лучше всего обобщает многообразие направлений китайского ушу, и при этом ясно указывает на местные оттенки разных его течений. Истоки китайского ушу лежат в глубокой древности. Согласно записям на панцирях и костях, а также древним текстам при династиях Шан и Чжоу ушу уже существовало. К периодам "Вёсен и Осеней" и Воюющих царств сформировались некоторые виды ушу. В "Чжуанцзы" в главе "Полные суровых дум" есть такой отрывок: "Вдыхают инь, выдыхают ян, упражняют дыхание, освобождаются от старого, воспринимают новое, висят на деревьях, точно в спячке медведи, вытягиваются, точно птицы, - ради долгих лет жизни и только". Там же, в главе "Отучил фехтовать" сказано: "Фехтуя я, сделав ложный выпад, даю противнику как будто преимущество, но нанося удар позже его, опережаю его в попадании". Это - достоверное свидетельство. В военных трактатах тех времён также есть много специальных глав посвящённых ушу. В "Истории династии Ранняя Хань" в разделе "Искусства и литература" автор даёт биографии 16 мастеров боевого искусства на протяжении 207 глав, а рисунки, занимающие 3 цзюаня, в основном описывают ушу, говоря о "тренировке рук и ног, владении оружием, собирании механизмов, победе в атаке и защите". В ходе исторического развития китайское ушу выросло тысячью ветвей, и к нашему времени сформировалось большое количество школ. Исторически разные течения ушу приобрели местные оттенки, что проявлялось в таких поговорках, как "кулаки сверкают в Ци", "мечи вздымаются в У и Юэ". К нашему времени они развились в поговорку "южный кулак - северная нога, восточное копьё - западный шест". В узком смысле фраза "южный кулак - северная нога" отражает следующий факт. В стилях, распространённых в бассейне реки Янцзы и в местностях, лежащих к югу от неё, очень много техник рук, стабильные позиции, приёмы ожесточённые, часто используется выкрик для помощи выбросу силы в движениях, площадка нужна маленькая, что отражено в поговорке "кулак бьёт на площадке, где может улечься корова". В стилях, распространённых в бассейне реки Хуанхэ и в местностях, лежащих к северу от неё, мастерски используются техники ног, позиции большие, ритм быстрый, много убеганий и догоняний, скачков и прыжков. Для северных стилей требуется большая площадка, что отражено в поговорке "кулак бьёт на четыре стороны". Как южное, так и северное ушу имеют свои предпочтения. Фраза "восточное копьё - западный шест" связана с мусульманским ушу. Проживающие на северо-западе мусульмане искусны в технике владения палкой, называемой "шест Али". Давно передаются на Северо-Западе такие искусства обращения с палкой, как "одноглавый шест матери и сына", "двуглавый шест-полоса". Сегодня распространились такие прекрасные методы обращения с шестом, как "шест небесного поровнения", "шест иьского хвата", "шест сумасшедшего". Зародившиеся же в древности прекрасные методы действий копьём в основном были распространены в восточных землях. К примеру живший при династии Сун Ян Мяочжэнь создал технику восьми матерей действий копьём цветка груши, и в течении двадцати лет его не мог победить никто в Поднебесной. Ян Мяочжэнь и его супруга Ли Цюань проживали в Шаньдуне, в этом регионе и распространилось копьё семьи Ян. При династии Мин в провинциях Шаньдун и Хэнань всё ещё были учителя, преподававшие копьё семьи Ян. При джинастии Сун в провинции Фуцзянь были распространены техники обращения с копьём семьи Чжан и семьи Чжу. Так что фраза "восточное копьё - западный шест" пошла от мусульман.
Так как оружие в боях использовалось часто, то техники владения им распространялись быстро, и постепенно становилось трудным считать их присущими определённой местности. Однако при династии Мин было зафиксировано следующее деление. Восточные - это копьё семьи Ши, копьё семьи Луо, западные - бамбуковый шест семьи Ша, короткое копьё семьи Ма, эмэйское копьё. К восточным относятся шест побережья восточных морей, шест семьи Юй и шаолиньский шест, к западным - шест небесного поровнения и шест-полоса. Так что хотя фраза "восточное копьё - западный шест" и не точна, но она отражает один из аспектов развития ушу. Таким образом эта поговорка утверждает, что все стили при своём образовании были связаны с определёнными местностями. Примерами могут служить зародившийся в Западном Лу [местность в провинции Шаньдун] чжацюань, в Восточном Цзяо [местность в провинции Шаньдун] - танланцюань, в Цанчжоу - бацзицюань, мицзунцюань и люхэцюань, в Жаояне и Лисянь - чуоцзяо и фаньцзыцюань. Хунаньские, гуандунские и фуцзяньские стили южного кулака также имеют свою манеру. Примеров такого рода не перечесть. Все проявления местных особенностей при подъёме к истокам оказываются ведущими происхождение от "кулаки сверкают в Ци" или "мечи вздымаются в У и Юэ". Сегодня стили перешагивают границы территорий, южане тренируют северные ноги, северяне изучают достоинства южного кулака. Ну а такие влиятельные стили, как тайцзицюань, синъицюань и багуачжан имеют общенациональный характер, ими занимаются во всех уголках. Кроме всего этого, "южный кулак и северная нога" - это прозвище двух знаменитых мастеров ушу - Гу Жучжана и Лай Чэнцзи. В 30-х годах Гу Жучжан пошёл в Гуандунский институт гошу, был любителем северного кулачного искусства, однажды на спор ударом ладони разбил голову белой лошади. Гу Жучжан глубоко постиг боевое искусство, был человеком искренним, высоко почитался в мире боевых искусств. Лай Чэнцзи долгое время жил в Янчэне, был крупным мастером южного кулака. Эти двое дружили между собой, пользовались популярностью в мире боевых искусств, и были прозваны "южный кулак и северная нога".
Эта поговорка описывает опасность копий. С древних времён такие виды оружия как клевец-гэ, секира-мао, конная пика-трезубец шуо, длинная боевая секира шуо, а также копьё-цян были обычным оружием воина. Они всё-таки прошли отбор сквозь огонь сражений, в отличие от, скажем, булавы-чуй, кнута-чжуа, алебарды юэ и серповидной алебарды тан. Копьё-цян и подобные ему секира мао, конная пика-трезубец шуо и большая жердь даганьцзы более удобны и дают хороший результат в применении, что делает их трудными противниками. В "Отборные жемчужины вещей и событий" есть такое место: "Копьё - деревянное древко и металлический наконечник, идёт от Хуан-ди, распространено Кунмином [прозвище знаменитого полководца Чжугэ Ляна, эпоха Троецарствия]". Копьё состоит из наконечника и древка, вспомогательными элементами являются кисть и бахрома. Копья бывали различными, наконечники могли быть разного веса, поэтому у них очень много названий. При династии Мин в различных школах использовались разные копья. Копьё семьи Ян имело длину 1 чжан 8 чи [ок. 6 м], копьё семьи Ма - 9 чи 7 цуней [3 м 16 см], бамбуковый шест семьи Ша - от 1 чжана 8 чи [ок. 6 м] до 2 чжанов 4 чи [ок. 8 м], ханькоуское копьё - 1 чжан 6 чи [5 м 30 см], 1 чжан 7 чи [5 м 66 см], 1 чжан 8 чи [ок. 6 м] (из трактата У Шу "Записки о технике рук", династия Мин). Ко времени династии Цин длина копий постепенно уменьшилась. Копьё длиной 5 чи 5 цуней [1 м 81 см] называлось копьё разового шага, 7 чи [2 м 31 см] - цветочное копьё, 8 чи 2 цуня [2 м 71 см] - среднее горизонтальное копьё. Кроме них ещё имелось копьё длиной в 1 чжан 2 чи [4 м], именуемое большим копьём, 1 чжан 6 чи [5 м 66 см] - большая жердь, 1 чжан 8 чи [ок. 6 м] - мао. Так они и остались до наших дней. Копьё называют князем и пронырой из-за его огромной мощи в бою, скорости атак и защит, богатства вариаций техник, зачастую делающих защиту противника безуспешной. Этот эффект неотделим от методов действий копьём, изобретённых и улучшенных мастерами разных эпох. Рассмотрим, к примеру, методы владения копьём времён династии Мин. В них входили копьё семьи Ян, копьё семьи Ма, бамбуковый шест семьи Ша, короткое копьё семьи Ли, копьё семьи Ши, эмэйское копьё, шаолиньское копьё, ханькоуское копьё (согласно "Новая книга записей о достижениях", "Трактат о боевых порядках", "Записки о технике рук"), копьё семьи Цзинь, волшебное копьё Чжан Фэя, волшебное копьё пяти знаменитостей, копьё повёрнутого прорыва, копьё повёрнутого лезвия, копьё-шило, копьё-челнок, копьё-пестик, копьё-кисточка великого спокойствия, копьё отталкивания лошадей, прорывающее копьё выковыривания лошади, фиолетово-золотой дротик, копьё земляного языка (согласно "Краткое описание Южного Заречья", гл.8 "Общее описание оружия"). В этих методах не только применяются различные копья, есть большие различия также в технике и манере, поэтому даже в одноимённых приёмах требования к движениям зачастую сильно различаются. Это многообразие методов естественно стимулировало развитие техники, что позволило копью стать главным из восемнадцати видов оружия. В древности было очень много воинов прославившихся благодаря владению копьём. Согласно историческим хроникам князь Цзин Яо, живший в эпоху Пяти Династий, мог действовать железным копьём в 30 цзиней [ок. 15 кг] весом, "часто держа железное копьё врывался на позиции противника". Юйчи Цзиндэ, живший при династии Тан, мастерски владел шуо (копьё в 1 чжан 8 чи [ок. 6 м]), мог им и защищаться и нападать. Во времена династии Сун Чжао Ли искусно владел парными копьями, Ли Цюань мог действовать копьём в 40 цзиней [ок. 20 кг] весом, Ян Мяочжэнь создал копьё цветка груши и "в течении 20 лет не имел противников в Поднебесной", Юэ Фэй "железным копьём в 1 чжан 8 чи [ок. 6 м] заколол великого князя Хэй Фзна". Чу Фушэн, живший при династии Цин, прославился благодаря копью, и был прозван "копьё четырёх уровней". В наше время благодаря своей технике копья стали широко известны такие мастера ушу, как "У Чжун - волшебное копьё", "Ли Шувэнь - волшебное копьё", "Лю Шицзюнь - большая жердь", "Лю Дэ - куан - большое копьё".
Меч-дао - это один из самых старых видов оружия в Китае. В "Исследованиях по древней истории" сказано: "Царь Суйхуан [согласно легенде именно он научил людей добывать огонь] отливал металл и делал меч-дао". "Истинные записи о двоице образов" гласят: "Хуан-ди сделал меч-дао". Что же такое меч-дао? В "Изысканной красоте" говорится: "название меча произносится 'дао', когда разрубаешь полностью - это и есть удар этого меча". В "Истинных записях о двоице образов" он описан так: "Есть меч четырёх строёв, идущий от войны Чи Ю и Хуан-ди в Чжуолу; есть меч тропы, используемый в армейском строю; есть меч стенового строя, используемый на защитном валу; есть длинный меч, который держит в руках генерал. Есть меч образа, являющийся атрибутом военного министра. Он идёт со времён династии Восточная Цзинь, делается из дерева, украшается серебром, символизирует мощь, является официальным мечом". Изготавливался меч-дао так: железо многократно выжигалось, лезвие делалось из рафинированной стали, от спинки до лезвия клинок выравнивался, кончик как можно более заострялся. Рукоять делалась из твёрдого дерева, длина устанавливалась в зависимости от вида. Меч-дао - это один из наиболее повсеместно использовавшихся видов оружия. Большим мечом мог сражаться всадник, поясным - пехотинец, а простой меч и двуручную ленту могли использовать и всадник, и пехотинец, причём более ловко чем копьё. Техники владения мечом-дао включают в себя разрубание, срубание, преграждение, укол и вытирание, что проще техник копья, их легче изучать и ими легче овладевать. Поэтому в истории войн меч-дао часто использовался как генералами, так и солдатами. При династии Сун изготовление мечей-дао развилось очень сильно, они делились на два больших класса - ручные мечи (или одиночные мечи) и большие мечи. К большим мечам относились меч-кисточка, меч с алебардой, меч спрятанной луны, изогнутый меч, качающийся меч, меч клюва феникса, меч до бровей и меч ослиного уха. Японское вторжение при династии Мин привнесло японское искусство владения мечом с его проявлением мощи. Ци Цзигуан в "Новой книге записей о достижениях" пишет: "Длинный меч идёт от вторгшихся в Китай японцев. Японцы искусно перескакивают, шагнул - и уже на чжан переместился, меч длиной 5 чи - вот и бьёт на 1 чжан 5 чи. Нашим коротким оружием ему трудно противостоять, а длинное недостаточно ловко, многие были рассечены". Хэ Лянчэнь, живший при династии Мин, потверждает: "японскому мечу требуется не более двух-трёх ударов, зачастую человек не может сопротивляться" ("Трактат о боевых порядках"). Заимствование японского меча, а особенно сделанное Ци Цзигуаном слияние воедино японских и китайских техник, позволило технике одиночного меча сделать большой шаг вперёд. Ко времени династии Цин большой меч, длинный меч и одиночный меч стали обычным армейским оружием. Помимо них в народе были распространены летающий меч (в 7 цуней [23 см]) и малый меч (1 чи 7 цуней [53 см]). К примеру в конце династии Цин в Шанхае действовал Союз Малых мечей. Меч-дао распространился по всему миру боевых искусств, потому и говорят, что "меч-дао -- полководец ста видов оружия". За многовековую историю было много прославившихся благодаря владению мечом-дао. Говорят, что полководец Гуань Юй, живший в эпоху Троецарствия, действовал мечом тёмного дракона в 82 цзиня [ок. 40кг] весом, но к сожалению этому нет независимых потверждений. В историю вошли жившие в начале династии Мин "двумечный Ван" Ван Би, шаньдунец Сунь Тан, "большемечный Го У", живший в конце династии Мин Ло Цзюньянь, живший в начале династии Цин Янь Сичжай, жившая в конце династии Цин "прекрасная девушка с большим мечом" Чжоу Сюин из Союза малых мечей - все они прославились благодаря владению мечом-дао. Знаменитыми мастерами нашего времени были "большой меч" Ван У, "одиночный меч" Ли Цуньи, "парный меч" Ли Фэнган, искусно владеющий мяодао [китайский вариант японского меча] "ласточка" Го Чаншэн. В начальный период антияпонской войны 1937-1945 одно упоминание об отряде алебардистов 29-й армии заставляло японских разбойников дрожать от страха. Его организовали тогдашние командующие Северо-Западной армией Фэн Юйсян и Цзи Хунчан. Немало мастеров ушу внесло свой вклад в натренировывание этого отряда. Мастер шаолиньцюань Цзинь Эньчжун издал использовавшуюся в армии в качестве учебника книгу "Прикладное искусство большого меча". Сегодня искусство владения мечом-дао является одним из ярчайших соревновательных видов спорта, занимающихся этим искусством не перечесть. Мастер ушу Ли Циншань в более чем семидесятилетнем возрасте вращает большой железный меч в 95 цзиней [ок. 48 кг] весом, что свидетельствует о немалой силе.
Меч-цзянь - это один из древнейших видов оружия. В "Гуаньцзы" сказано: "Когда-то гора Гэлушань извергла металл. Чи Ю взял его и изготовил цзянь". Из археологических исследований известно, что бронзовый меч-цзянь существовал уже при династиях Шан и Чжоу. В эпохи "Вёсен и Осеней" и Воюющих Царств развитие искусства владения мечом шло впереди других видов оружия. В "Чжуанцзы" в главе "Отучил фехтовать" имеются такие слова о мече: "Фехтуя я, сделав ложный выпад, даю противнику как будто преимущество, но нанося удар позже его опережаю его в попадании". Упоминаемая в ""Вёснах и Осенях" княжеств У и Юэ" юэская дева является необычайным мастером владения мечом, не только знает технику меча, но и разбирается в законах действий мечом. Она говорит: "Его путь сокровенен и изменчив, его смысл тих и глубок, путь содержит врата и двери, ещё содержит инь и ян, открываешь врата и затворяешь двери, инь бурлит - ян расцветает, это путь ближнего боя, внутри переполняют цзин и шэнь, внешне демонстрируешь спокойствие и манеры, видимое подобно хорошей жене, нападение - как от тигра страшно, один человек подобен сотне, сотня подобна десяти тысячам". Искусство меча древнее, долго развивалось и искусство изготовления мечей. Вошли в историю оружейники Оу Ецзы, Гань Цзян, Моу Се, работавшие в эпоху "Вёсен и Осеней" на территории княжеств У и Юэ. В 60-е годы в Цзянлине, провинция Хубэй, был найден меч юэского князя Гоу Цзяня, прояснивший уровень оружейного дела той эпохи. Меч имеет длину более полуметра, клинок изукрашен ромбовидным орнаментом, имеется также инкрустированный синей глазурью узор, что показывает высокий уровень развития тогдашнего металлургического и кузнечного искусства. Древние мечи были трёх видов. В "Чжоуских ритуалах" об этом сказано так: Меч длиной 3 чи [ок. 1 м] (с рукоятью) и весом 60 лянов - это высший меч, использовался воинами высшего уровня. Меч длиной 2 чи 5 цуней [ок. 80 см] и весом 45 лянов - это средний меч, использовался воинами среднего уровня. Меч длиной 2 чи [66 см] и весом 35 лянов - низший меч, использовался воинами низшего уровня. В многочисленных войнах меч-цзянь был постепенно вытеснен другими видами оружия, и со временем стал ритуальным предметом, символизируя благородство у военных и высокоэлегантность у гражданских лиц. Появилась мода на танцы с мечом. Во время войны между княжествами Чу и Хань Сян Чжуан танцевал с мечом во время Пира Лебединых Врат. При династии Тан за свои танцы с мечами Пэй Минь, каллиграф Чжан Сюй и поэт Ли Бо были прозваны ``тремя непревзойдёнными". Позднее в искусстве обращения с мечом сформировались две манеры. Первая - это обращение с мечом с длинной кистью, ещё называемым гражданским мечом. При тренировке меч движется росчерками и извивами неописуемой красоты, кисть не должна наматываться на руку, это очень изящное зрелище. Вторая - это обращение с мечом с короткой кистью или без кисти, ещё называемым военным мечом. Перемещения здесь живые, приёмы многоизменчивые, движения резкие, это - реально-прикладное искусство обращения с мечом. Минский полководец Хэ Лянчэнь в "Трактате о боевых порядках" описывает тогдашние ветви искусства обращения с мечом: "Запутанно переплетающиеся методы Бянь Чжуанцзы, подъёмы и опускания Ван Цзюя, оглядывающиеся и контратакующие методы Лю Сянчжу, молниеносные уворачивания Ма Минвана, выбросы рук Ма Ци". В современном искусстве обращения с мечом течений очень много. Широко известны меч молодой ряски, меч чистого ян, уданский меч, 13 мечей Великого предела, но и помимо них в каждом стиле есть ещё свои методы действий мечом. Популяризация меча вывела его на первое место из всех видов оружия. Однако какой бы ни был меч-цзянь - с длинной кистью или с короткой - его техники не похожи на внешне дикие методы меча-дао, им всегда присуща некоторая интеллигентность. Поэтому, а также из-за того, что меч-цзянь (наряду с гитарой-цинь, шахматами и книгой) входил в число четырёх драгоценностей образованного человека, поговорка "меч-цзянь - красивейший из ста видов оружия" является абсолютно уместной. Ну а в наше время, когда меч берут в руки чтобы поправить здоровье, поговорка приобрела новый смысл.
Шест - самое первое оружие. Первыми орудиями охоты были палки и камни. Позднее в восстаниях поднимали шесты в качестве знамени и рубили деревья на оружие. Даже не владеющий ушу человек зачастую пользуется палкой для самозащиты. Шест используется как оружие наиболее широко, потому его и называют главой ста видов оружия. Шест имеет много названий. Самое распространённое - шест, его длина - 6 чи [2 м] или 6 чи 6 цуней [2 м 40 см], что соответствует шести сочленениям и шести взаимосоответствиям. Шест длиной в 5 чи [1 м 65 см] назывался шест до бровей, шест в 8 чи [2 м 65 см] - шест или посох. Если на концы шеста одеты железные обручи, то его называют дубиной. Деревянный шест обычно имеет вес 3-5 цзиней [1,5-2,5 кг], вес металлического может превышать 15 цзиней [7,5 кг]. Кроме того существует большой шест, длиною свыше 8 чи и толщиной в 2 цуня 6,5 см, годный как для ударов так и для уколов. Шест с зажатым ножом - это шест, на одном из концов которого закреплён нож в 3-5 цуней [10-15 см]. Ещё существуют трёхсекционный цеп (три палки в 2 чи [67 см] длиной каждая соединены металлическими цепями в единое целое), спрятанный посох (две палки одинаковой длины соединённые железной цепью в единое целое), дубина волчьего зуба (на древке из твёрдого дерева с одного из концов закреплён металлический зуб длиной более чи [33 см]). Наиболее известны шаолиньские методы владения шестом, но по мнению специалистов это не самое лучшее из имеющегося. При династии Мин главой всех методов владения шестом считались методы владения шестом Юй Даю. В методах владения шестом рода Юй специально прорабатывали "короткое использование длиннного оружия". Ци Цзигуан восхищался этими методами, говоря: "Не только методы шеста, но и достоинства длинного копья - всё есть в этой технике. Вблизи же эти методы дают уроки длинному копью - чудесно, чудесно!" Техника владения шестом рода Юй включала в себя техники других видов оружия, и стала венцом техники шеста. Юй Даю, направляясь на войну с японцами, посетил монастырь Шаолинь, и нашёл боевое искусство монастырских монахов несовершенным. С ним на войну отправились два монаха - Цзунцин и Пуцун, которым он и передал технику владения шестом, и от которых эти методы стали передаваться в монастыре Шаолинь. С тех пор шаолиньские методы владения шестом стали широко известны. В то время после шеста рода Юй почитались шест побережья восточных морей, шест Цзывэя, шест вздымающейся змеи, после них почитались шест семьи Чжан, шест Хэшу с крюком, шест семьи Ню с западных гор, и уж после них почитались шаолиньский шест, шест молодого поля, шест Бацзы и шест иньского хвата семьи Сунь. Из современных известных методов владения шестом следует отметить шест тигра и летящего дракона гуандунца Лэй Жэньшэна, шест Великой пустоты хунаньца Лю Цичжуна, а также распространённые на Северо-Западе шест сумасшедшего и шест небесного поровнения. Классикой исследований методов действий шестом являются трактаты времён династии Мин "Канон меча" Юй Даю и "Разъяснение истоков шаолиньских методов владения шестом" Чэн Цзунъю.
Эта поговорка разъясняет, что овладение разными видами оружия имеет разную трудность. Из четырёх перечисленных разновидностей - меч-дао, копьё, меч-цзянь и шест - самым трудным в овладении является копьё. Хотя там всего три базовых движения - перетаскивание, накрывание и укол - но без упорной тренировки очень трудно достичь точности. Большинство методов действий копьём не имеют аналогов среди техник владения другими видами оружия, ну а в разных школах владения копьём есть очень много своих тонкостей. К примеру в копье семьи Ян изучают восемь матерей, то есть восемь базовых приёмов - захват, преграждение, встряхивание, хватание (внутрь и наружу), гребля, обматывающее преграждение и контратака. В копье семьи Ло прорабатывают десять методов - давление, разбивание, захват, скольжение, вспарывание, обрушивание, отталкивание, сотрясание и укол. В копье семьи Юэ исследуют шесть методов - разрубание, обхват, разбивание, ранение, выдёргивание и преграждение. Юй Даю обращал внимание на "короткое применение длинного оружия". Он писал: "И в Шаньдуне и в Хэнани учителя передают методы владения копьём семьи Ян, в них - законы инь и ян, пустоты и полноты, как и в моих. Самое искусное в них - захваты рукой копья противника слева и справа, самое плохое - движению руки для убивания не сопутствует шагание вперёд. При сочетании ихнего хватания и моего продвижения копьё отходит недалеко и следуя ногам идёт вдогонку непременно убивая противника. Контролируешь копьё противника - и нет соперников в Поднебесной" ("Записки из Зала Истинного Ци"). Мощь копья велика, но то, что им нелегко овладеть - общепризнано. В сравнении с другими техники шеста наиболее легки в освоении, и потому шест является базой для прочего оружия, можно сказать что в нём содержатся десять тысяч искусств. Чэн Цзунъю в "Разъяснении истоков шаолиньских методов владения шестом" писал: "Во всех видах боевой подготовки для любого оружия есть чудесное использование, но нигде нет такого многообразия методов действий корпусом, руками и ногами, как в технике владения шестом. С копьём есть среднеуровневый укол, у кулака есть прямой удар - и с шестом етсь прямой удар. С мечом-цзянь есть `оседлать лошадь и разделить гриву', у кулака есть `вытянуться на лошади' - и с шестом есть форма перешагивания меча. С плетёным щитом есть косое передвижение, в кулачных методах есть скачущий шаг - и у шеста есть форма осёдлывания лошади. В кулачных методах есть отступающий шаг вправо, с длинным японским мечом есть смотрение на меч - и с шестом есть форма разрубания горы в шаге... и так далее, всего не перечесть". Шест закладывает базу овладения другими видами оружия, его приёмы естественны и не слишком трудны. Особенностью является то, что практически все приёмы - прикладные, очень мало декоративных. Созданные Ци Цзигуаном методы действий большим шестом состоят из ударов и уколов - куда уж проще. Меч-дао и меч-цзянь находятся в промежутке между копьём и шестом. Меч-дао имеет одностороннюю заточку, у меча-цзянь обоюдоострое лезвие. Если сравнивать их между собой, то овладение мечом-цзянь - более трудная задача. Помимо этих есть и другие трудные для овладения виды оружия. Из длинных это двуглавое змеиное копьё, парные копья, секира-цзи квадратного неба, из короткого - крюк с защитой для рук, тарелка знаков `цзы', `у' и уток-мандаринок, из гибких - трёхзвенный цеп, хлыст хвоста тигра, хлыст + меч-дао, из тайного оружия - дротик вылетающий из руки. Поговорка объясняет принципы овладения оружием, что позволяет тренирующемуся правильно распределить силы.
Эта поговорка подчёркивает разницу в технике копья и шеста. У копья есть остриё, чтобы ранить человека делают укол остриём. У шеста острия нет, чтобы ранить человека делают хлещущий удар концом шеста. Укол копьём идёт по продольной линии, удар шестом идёт в поперечной плоскости - об этом и говорится. Однако если на шест насадить наконечник - будет копьё, убрать у копья наконечник - будет шест. Поэтому в техниках копья и шеста есть много общих мест. Во многие техники копья входят такие движения, как хлестание, удар, рубка, разбивание, более присущие всё же шесту; во многие техники шеста входят такие движения, как втыкание, вспарывание, приподнимание, скольжение, более присущие всё же копью. У Шу (династия Мин) в "Записках о технике рук" описывает методы действий копьём семьи Ма: "в основе лежит (копьё) семьи Ян, и использованы техники шеста". В той же книге описаны шаолиньские методы действий копьём, в которые также за основу взяты техники копья, и к ним добавлены техники шеста. Чэн Цзунъю (династия Мин) в "Разъяснении истоков шаолиньских методов владения шестом" говорит: "тысячи ударов по человеку не сравнятся с одним уколом. В Шаолине 30% - от шеста, 70% - от копья, и копьё и дубина, потому Шаолинь в технике шеста - белобровый". Шаолиньский шест на 70% - техника копья. Однако хотя техники копья и шеста много берут друг от друга, всё же нельзя забывать, что копьё идёт прямо, а шест - поперёк, копьё колет по линии, шест бьёт в плоскости. В конце династии Цин и начальных годах Китайской республики в Шаньдуне жил мастер ушу Люй Мэнчао, которого прозвали "первый шест Шаньдуна". От него пошёл комплекс шеста-копья шести координаций, техника которого наоборот соединяет в себе копьё и шест.
Чэн Цзунъю привёл эту поговорку в "Разъяснении истоков шаолиньских методов владения шестом" объясняя, что в шаолиньских техниках шеста от шеста - лишь 30%, а 70% - от копья, потому шаолиньский шест - лучшая из техник шеста. Основной смысл этой поговорки в том, что копьё мощнее шеста. Ударяя шестом не в голову можно поразить лишь кожу и мясо, укалывая же шестом даже не имея острия можно поразить внутренние органы. Поэтому большинство прекрасных техник шеста близко к копейным, ибо это увеличивает убойную силу. Помимо шаолиньского шеста и шеста-копья шести координаций совмещают шест и копьё также в техниках шеста замыкающих рук. В рифмованых правилах шеста замыкающих рук говорится: "изучил шест замыкающих рук - и в Поднебесной не нужно спрашивать, шест вместо копья - близкого друга шеста". Копье - бойся размахивания наконечником, шест - бойся укола концом Размахивание наконечником - это когда наконечник копья вибрирует, описывая круг за кругом. Чтобы копье проявило свою мощь, нужно единым движением делать перетаскивания, накрывания и уколы. Перетаскивание и накрывание - это защита влево и защита вправо, укол - это атакующий удар. Три быстрых движения соединяются воедино, наконечник описывает круги, вот и говорят о технике копья: "круг - мать методов действий копьем". Описывания кругов быстрые, округлые, маленькие, порождают ветер, уколы сильные, внезапные, не оставляют противнику возможностей для защиты. Размахивание наконечником еще означает, что копье должно наносить удары и возвращаться назад. Но перед ударом и оттягиванием наконечник осуществляет взмахивание. Осуществляемые копьем приемы шеста - удары и оттягивания - обманывают противника и не дают ему возможности проявить свою ловкость. У шеста хоть и два конца, но если применять им технику копья, то мощь возрастет вдвое. Если колоть концом шеста, то обе руки должны сместиться к другому концу, действуя шестом как копьем. Им можно ловко применять как уколы, так и вспарывания, оттягивания, рубящие движения.
Колоть копьем нужно так, чтобы противник не мог предугадать его движений. Ни в коем случае не следует действовать по прямой, им нужно встряхивать, оно должно петлять как змея или дракон, не только с силой колоть по прямой, но и стукать, блокировать, сшибать, скользить вверх и вниз, влево и вправо. При действиях шестом нужно проявлять "быстроту", вот и говорят, что шест порождает вихрь. Если шест подобно кружащемуся вихрю будет рубить, бить, возвращаться и преграждать, то сила будет убийственной. С одним мечом-дао следи за рукой, с двумя мечами-дао следи за перемещением, с дадао следи за ртом. Хотя все эти виды оружия называются дао, но форму имеют разную, как же различаются методы их использования? Данная поговорка проясняет базовые требования к тренировке с этими видами оружия. Одиночный меч обычно держится одной рукой, а другая рука движется согласованно с мечом. Мечом осуществляются обматывания головы, оборачивания затылка, срубания, уколы, поднимания, разрезания, преграждения, пресечения, вспарывания. При этом свободная рука добавляет силы руке с мечом. Сложность, согласованность, применимость и красота движений полностью зависят от согласованности действий пустой руки. Вот что значит "с одним мечом-дао следи за рукой". При династии Мин появились методы обращения с японским мечом, ныне называемые методы обращения с мяодао, или тунбэевские методы действий мечом. В них один меч держится двумя руками и, естественно, эта поговорка здесь неприменима. При действиях двумя мечами движения обеих рук согласуются с движениями обеих ног. Нужно чтобы руки действовали с силой, отчетливо, шаги были ловкими, верх и низ полностью согласовывались. В методах действий парными мечами очень много вращений, обматываний, опутываний. Если шаги будут неловкими и неотчетливыми, то трудно будет согласовать мечи друг с другом, трудно будет защититься. Когда профессионал смотрит на технику двух мечей, то первым делом он обращает внимание на точность перемещений. Вот что значит ``с двумя мечами-дао следи за перемещением". Дадао - это длинное оружие, очень тяжелое, часто использовалось кавалеристами. Основные приемы - рубка, разрезание, поднимание, перешибание, укол, нажимание, подвеска, блок и вспарывание. При этом движение лезвия должно быть отчетливым, лишь тогда можно проявить всю мощь дадао. При действиях пудао требования те же самые. Вот что значит "с дадао следи за ртом".
"Темный" и "черный" - это термины, происходящие из бойцовского жаргона. "Темный" означает легкость, ловкость, своевременность. В бою нужно своевременно уклоняться от атаки противника - вот что означает "идет темным". Если отступление неловкое, уклон не быстрый, то это называется "коснуться темноты". Меч-цзянь легкий, короткий, утонченный, слабый, им трудно противостоять в лоб более толстому оружию, лишь избегая атак, ловко используя методы действий корпусом, переходя от приема к приему и можно достичь победы. Потому и говорят "цзянь идет темным". "Черный" означает яростность, свирепость, жестокость. "Идет черным" означает, что мечом-дао надо драться яростно и свирепо. Меч-дао тяжелее других видов короткого оружия, потому в схватке им можно делать большие разрубания, жестко блокировать, словно когтями вцепляясь в траву. Потому и говорят "дао идет черным". В схватке надо соответствовать этой поговорке; при исполнении комплексов также нужно руководствоваться этой поговоркой. При исполнении комплексов с мечом-цзянь надо наступать и отступать с уклонами, подпрыгивать легко и быстро, то есть "идти темным". При тренировке с мечом-дао нужно чтобы ветер свистел, проявлялась яростность, то есть "идти черным". Поговорка "дао подобен яростному тигру, цзянь - словно летящий феникс" означает то же самое, что и "цзянь идет темным, дао идет черным". Цзянь - это то, что носит на поясе благородный муж, дао - это то, что используют рыцари и разбойники. "Благородный муж" - это термин, означающий начитанного человека, либо человека одинакого развитого и в гражданских, и в военных науках; "рыцари и разбойники" - это термин, объединяющий всех, занимающихся ТОЛЬКО боем. С тех пор, как меч-цзянь потерял военное значение, он превратился просто в предмет украшения. Немало книжников упражнялись в искусстве меча, и демонстрировали высокое мастерство танцуя с мечом и воспевая меч. Со временем сформировалось предвзятое мнение, что якобы только благородный муж, знающий гражданское и увлекающийся военным, может носить цзянь, а чистый "боевик" этого делать не может. Это связано с широким распространением расказов о бойцах-рыцарях. Так в "Три рыцаря и пять справедливых" меч-цзянь носят элегантные конфуцианцы Чжань Чжао, Дин Чжаолань и Дин Чжаохуй, а меч-дао - отличный боец Оу Чунь и злой наглец Бай Юйтан. Если смотреть объективно, то цзянь легче, чем дао. Слабому телу белолицему книжнику легкий цзянь подходил более всего. Мощные же телом бойцы естественно "набили руку" в обращении с клинкам. Так называемые "рыцари и разбйники" убивали людей словно косили траву. Искусств обращения с мечом-дао само по себе довольно жестоко, и особо почиталось среди них. Именно об этом и говорит поговорка. Но среди культурных людей и поэтов далеко не все следовали этой поговорке. Хватало и тех, кто тренировался с дао, воспевал дао, восхищался дао. Так у живших при династии Тан поэтах Ли Бо, Цзя Дао, Ли Шана есть стихи воспевающие меч-дао. У жившего при династии Цин поэта Чжэн Шиюаня среди сюжетов для стихов имеется и "Стих о наблюдении за гостем, танцующим с дао", где подробно описана техника действий мечом-дао. Живший при династии Цин преподаватель физического воспитания Янь Сичжай был большим знатком методов действий с дао, однажды он ездил в Кайфэн провинции Хэнань к великому рыцарю Ли Шутяню. Они фехтовали на бамбуковых палках вместо мечей, сравнивая силы, в результате Янь Сичжай поразил ударом запястье Ли Шутяня. Ли Шутянь выдохнул: "Не думал, что Господин имеет столь выдающееся мастерство". Этот пример показывает, что поговорка описывает ситуацию несколько односторонне.
Рукавные стрелки и дротики-бяо относятся к тайным видам оружия. Дротик-бяо делается из стали, острие треугольной формы, имеет длину три цуня шесть фэней [около 12 см] и вес два ляна [100г]. Дротик весом в цзинь [полкилограмма] назывался "золотой дротик" [название основано на игре слов: "золото" по-китайски - тоже "цзинь"]. Человека убивают метанием, существуют методы метания дротика взмахиванием руки и методы метания дротика обратным хватом. Рукавные стрелы - это тайное оружие, выстреливаемое из аппарата, они заряжаются в круглые трубки, в которых находится стреляющий механизм. Одно нажатие на кнопку - и стрела вылетает. Длина трубки - шесть цуней [около 20 см], длина стрелки - четыре цуня шесть фэней [около 15 см]. Хотя эти два вида тайного оружия во многом похожи, но для применения рукавных стрелок требуется гораздо меньше силы, дальность выстрела полностью зависит от мщности пружины. Дальность же метания дротика-бяо полностью зависит от величины усилия запястья. Оба вида оружия должны точно поражать цель, потому применение дротика гораздо труднее, чем использование рукавных стрелок.
Хлыст, о котором здесь говорится - это не бамбуковая палка или плетка-треххвостка, имеется в виду гибкий стальной хлыст - девятисекционный хлыст, семисекционный хлыст или тринадцатисекционный хлыст. Гибкое как веревка оружие - это один из самых трудных для освоения видов. Есть шесть методов действий хлыстом: рубка, оттягивание, оборачивание, поперечный удар, поднимание и прееграждение. Так как при движении хлыст идет по окружности, а не по прямой, то при тренировке хлыст танцует-кружится словно летающее колесо, словно стена стоит, и ветер не проскочит. Все шесть видов характеризуются фразой "танцует словно летящее колесо". При этом хлыст кружась ограждает все тело. В искусстве ограждения тела прорабатывают окружение, накидывание, обматывание, поднимание и кружение, которые еще называют "пятью прилипаниями". Самым последним натренировывают возвращение хлыста, чтобы по желанию делать хлыст длиннее или короче, лишь тогда техника будет "следовать желаемому сердцем". Существует много методов действий кулаками, можно назвать прямой удар, обрушивающий удар, рубящий удар, маховый удар, удар-крюк, тянущий удар, буравящий удар, поперечный удар, удар в один цунь и т.п. Удар кулаком столь же быстр, как полет метеора, кулаки бьют - словно переливающиеся звездочки мельтешат в глазах. Куда указал - туда ударил, куда захотел - туда ударил. Нарабатывая удары кулаками надо обращать внимание на скорость, силу, точность. Только тогда мысль, ци и сила будут достигать одновременно.
Эта поговорка относится к любому хлыстоподобному гибкому оружию - молот-метеор, дротик на веревке, кнут, железная цепь. Если обматывающее движение выполняется нечисто, то приемом ударишь не противника, а себя. У гибкого оружия вертикальный удар идет одной нитью, горизонтальный - словно веер, возвращение в руку - словно комок, колесообразное вращение - словно плоскость. При возвращении оружия сила должна быть мягкой, при ударе - жесткой и быстрой. Потому существует и такая поговорка о методах действий хлыстом: "возвращение - комок, выброс - плоскость. Возвращается - как червь, вылетает - словно дракон. Возвращается - как крыса, вылетает - словно тигр". Тренируешься с хлыстом - приемы должны быть чистыми, перемещения - стабильными, хлыст следует повороту корпуса, а также смене шага, возвращается естественно, быстро и не беспорядочно. Один ли хлыст или парные хлысты - тренироваться все равно нелегко. В рифмованых правилах о действиях хлыстом говорится: "Семь секций взмахивают излучая свет; подпирания, отодвигания, оттягивания и удары идут на четыре стороны. Вперед ударяющая волна - форма пинания мяча; сзади бьющий четырехгранный кистень прикрывает позвоночник. Слева удар - перешагнуть тигра и толкнуть гору ногой; справа удар - погладить лошадь и прикрыть внутрь промежность. Удар вверх - направить благовонную свечу в небо; удар вниз - черный пес катится по земле. Золотой шелк обматывает голову вскармливая силу груди; обматывание локтя расправляет желудок вскармливая сердце и мысли. Пресечение поясницы окружает змеей посредством трех ци; пересечь воду - поднимающий шаг, отличная сторона". Сегодня знамениты такие мастера прежнего поколения, как "волшебный хлыст" Ли Лянчэнь, "цветущий хлыст" У Биньлоу, "летающий хлыст" Чэнь Цзиньцзин.
Булава - это один из тяжелых представителей редкого оружия, секира - один из длинных представителей редкого оружия. Мало кто оказал такое же влияние на развитие боевой техники ушу, в те времена лишь опираясь на храбрость добивались победы, потому к длине и весу оружия предъявлялись особые требования. В древности тяжесть особенно поражала людей. В период Троецарствия Дянь Вэй "носил пару цзи в восемнадцать цзиней" ("Троецарствие. История царства Вэй"), в современных мерах это около 35кг. Ли Цюань при династии Сун и Суй Шичан при династии Юань орудовали железными копьями в 40 цзиней, в современных мерах это около 47кг. Но хотя они и тяжелы, ничто не сравнится с булавой, также именуемой молотом или палицей. В древности существовали каменные булавы, бронзовые, железные. В течение долгого исторического периода булава была одним из важнейших видов оружия, используемых в строю. В "История династии Ляо [династия, установленная племенем киданей (чжурчжэней)]. Военные записи" говорится, что все кидани от 15 до 50 лет подлежали воинской повинности, были обязаны иметь боевого коня, железный доспех и комплект оружия, в который входила и булава. При династии Сун знаменитый полководец Юэ Фэй использовал булавы, "в каждом сражении сжимал в руках две булавы в восемьдесят цзиней" ("История династии Сун. Юэ Фэй"). В современных мерах сунские 80 цзиней - это 95.5кг. Способный действовать таким оружием человек несомненно силу имел великую и храбрость необычайную, этого нельзя преуменьшить. В древние времена длина оружия также была важнейшим условием победы над врагом. Секира вождя была длиной в два чжана, секира чужеземца - два чжана четыре чи ("Чжоуские ритуалы. Записи о людях и семьях в соответствии с профессиями"). Прославившаяся впоследствии секира-мао со змеино изогнутым лезвием имела длину один чжан восемь чи. Чэнь Ань, живший при династии Восточная Цзинь, в одной руке держал "алебарду в семь чи самоотверженно словно горный поток", в другой - "змеиную мао в чжан и восемь, вращая слева и справа". Мао в чжан и восемь еще называли секирой-шуо, либо пикой-шуо. Тогдашние один чжан восемь чи - в современных мерах это один чжан три чи три цуня, тоже вещь немаленькая. Юэ Фэй "сжимая железное копье в чжан и восемь заколол Великого Князя Черного Ветра" ("История династии Сун. Юэ Фэй"). Тогдашние чжан и восемь - в современных мерах это один чжан шесть чи пять цуней. Использовавшаяся при династии Мин "жердь семьи Ша" имела длину два чжана четыре чи, в современных мерах это свыше двух чжанов двух чи. Столь длинным оружием мог орудовать лишь очень сильный человек. Таким образом, в качестве обобщения опыта в древности и придумали поговорку "с геройством булавы и секиры невозможно соперничать". Невозможно преуменьшить деяния использовавших это оружие людей, их сила постоянно поражала современников. Благодаря непрерывному развитию средств ведения войны, победа стала зависеть уже не от одной только силы. Со времен династий Мин и Цин такие тяжелые виды оружия, как булава, и такие длинные, как секира, применялись все реже и реже. Сегодня среди занимающихся боевыми искусствами уже редко можно встретить людей, владеющих этими видами оружия.
Древние люди создавая какое-либо оружие непременно делали это с какой-то целью. Древние люди придумали очень много видов оружия, не зря в мире боевых искусств бытует выражение "восемнадцать видов боевого искусства". Восемнадцать видов боевого искусства - это восемнадцать видов оружия и способы его применения. На практике число видов оружия далеко не ограничивалось 18. Это видно даже из грубых прикидок: меч-дао, копье-цян, меч-цзянь, двусторонняя секира-цзи, топор-фу, крюк-гоу, рогатина-ча, хлыст-бянь, кистень-цзянь, булава-чуй, когти-чжуа, серповидная алебарда-тан, шест-гунь, секира-шуо, пика с когтями па, серп-лянь, пест-чу, костыль-гуай, кистень-люсин, лук и стрелы гун ши, рукавные стрелы сюцзянь, дротик-бяо, "кол преграждения лошади" ланьмацзюэ... Помимо них в различных школах существует очень много своих особенных видов оружия, таких как "лопата с полумесяцем", "эмэйские иглы", "кисть хранителя книги жизни", "крюк петушиных когтей", "челнок", "старик преграждает лицо" (большая курительная трубка), "щипцы пяти драконов", "тарелки знаков 'цзы', 'у' и уток-мандаринок" и т.д. И один вид оружия к тому же может иметь мнго разных форм. Например серповидная алебарда-тан делится на "тан крыльев феникса", "тан крыльев дикого гуся", "тан коровьего языка", тан-па, тан-лянь, парные тан короткого хвата. Рогатина-ча делится на охотничью рогатину (с двумя зубцами), трезубец, пятизубец, летающую рогатину. Зачем же в древности придумали столько видов оружия? Как гласит вторая часть поговорки - "обязательно устанавливая смысл". Каждый вид оружия имел свои собственные технические особенности. К примеру оружие типа меча-дао выгодно при срубании; оружие типа копья выгодно при вспарывании и уколе; оружие типа шеста выгодно при оттягивании и ударе; оружие типа топора и секиры выгодно для надавливающего разрубания; оружие типа булавы выгодно для барабаноподобного стуканья; хлыст и кистень выгодны для вращающегося преграждения; щиты хороши для защиты; лук и стрелы нужны для меткой стрельбы; "метеор" нужен для преследования. Ци Цзигуан во время отражения японских набегов придумал новые виды оружия, такие как гэньсянь, еще именуемое лянсянь. Существовало две его разновидности - из железа и из бамбука. Представляло оно собой длинное древко, на которое насаживалось нечто типа рогатины. В применении требовалось "двигаться отрядной стеной, армия - единая створка двери". Оно использовалось против всадников, либо для прикрытия в атаке людей, вооруженных длинными копьями, тан-па, алебардами. Каждый из видов оружия имеет свою специфику использования, и не зная ее, всеми видами оружия придется действовать как одним и тем же. Но в свою очередь каждый вид оружия может дробиться еще дальше. К примеру в копьях можно выделить копья левостороннего хвата и копья правостороннего хвата, парные копья и "двуглавые змеи" (копья, у которых на каждом конце по наконечнику); если рассмотреть еще детальнее, то есть методы действий копьем, делающие упор на протыкание, вспарывание обрушивание и скольжение, а есть делающие упор на отдергивание, удар, рубку и разбивание. Еще есть такой метод применения, как "короткое использование длинного оружия". Если классифицировать по именам, то можно выделить методы действий копьем семей Ян, Луо, Юэ, Ма, Ша, Ли и Ши, а также "копье шести взаимосоответствий", "большое удивительное копье", "эмэйское копье", "волшебное летающее копье пяти крюков". С другими видами оружия также существует подобное разбиение на классы техники.
Раньше люди тренировку ушу называли тренировкой баши, или да баши. Баши стало синонимом к ушу. Причем слово баши (иероглифы "захват" и "прием") на самом деле было омонимом слова баши (иероглифы "восемь" и "форма"). Посторонние знали лишь первое написание. "Восемь форм" - это восемь базовых принципов наработки. Конкретные списки восьми форм сегодня разные школы приводят разные. Стандартная поговорка говорит о внешних восьми формах и внутренних восьми формах. Внешние восемь форм - это заполнение, преграждение, уворачивание, подсад бедром, крюк, сдергивание, отбив и удар. Заполнение - это заполнение брешей у противника. Преграждение - это защита себя. Уворачивания - это избегание наполненного и следование пустому. Подсад бедром - это удар тазом. Крюк - это трансформация силы противника. Сдергивание - это использование силы противника. Отбив - сдвигание в сторону приходящей атаки. Удар - это выброс силы в ударе. (Некоторые говорят, что внешние восемь форм - это заграбастывание, удар, сопротивление, заполнение, хлесткий удар ногой, пинок, сметание и подвешивание). Внутренние восемь форм - это ужасающий, пугающий, яростный, героический, резкий, ядовитый, святой, быстрый. "Ужасающий" и "пугающий" означают напугать противника. "Яростный" и "героический" означает что удары быстрые и яростные, приемы геройские. "Резкий" и "ядовитый" означает, что вкладываемый смысл должен быть жестоким. "Святой" и "быстрый" означает, что приемы должны быть поразительными, сердце и руки ловкими. Данная поговорка говорит не о натренировывании восьми форм, а о том, что источник натренировывания ушу кроется в правильных формах. Потому если формы неправильные, то закалки не будет, движения не будут красивыми, применение не будет ловким. Формы называли цзяши, что означает "каркас". При тренировке комплексов нужно следить за цзяши, при тренировке базовых движений - также надо обращать внимание на цзяши. Каждая форма имеет свои требования, соответствуешь требованиям - и форма правильна. Мабу - это позиция сидящего на лошади, если просто присесть - это еще не мабу. При махе ногой требуется распрямить грудь и подать живот, расставить руки в стороны, задрать на себя стопу, если просто махнуть - это не то, что называют махом. То есть речь идет не о приемах из комплекса, а натренировывании каркаса начинающим - методах статической тренировки, методах переещений, методах действий кулаками и т.п. Иначе все будет неоднородно, ни рыба ни мясо.
В ушу прорабатывают восемь методов, кулаки и ноги должны пинать и бить"Восемь методов" - это восемь базовых методов ушу: методы рук, методы глаз, методы корпуса, методы перемещений, цзин и шэнь, ци и дыхание, усилие и сила, гунфу. Они являются базовыми для любого стиля. Какой бы вид кулачного искусства или методов обращения с оружием не тренировали, если отойти от этих восьми методов - успеха не будет. Эти восемь методов - база боевой техники, методов оздоровления и показательного ушу. Отошел от восьми методов - очень трудно в саньда, тело будет натренировано неправильно, показательное выступление по гимнастике ушу будет некрасиво выглядеть. Таким образом, "восемь методов" являются базой любого направления ушу. Раньше у людей было много боевой практики. Раз "восемь методов" вышли из боевой практики, значит они помогают достичь успеха в бою. Практика - это тренировка, таким образом вторая часть поговорки - "кулаки и ноги должны пинать и бить" - означает, что только имея упорство и можно овладеть восемью методами.
Эта поговорка - разъяснение восьми методов ушу. Методы рук, методы глаз, методы корпуса, методы перемещений, цзин и шэнь, ци и дыхание, усилие и сила, гунфу делятся на внутренние и внешние, что помогает занимающемуся уяснить их особенности. Внутренняя и внешняя наработки друг другу помогают, без одного нет другого. Руки могут изменить ход боя, глаза - это основа наблюдения, ноги дают удобство перемещения, методы корпуса обеспечивают координацию рук, глаз, ног и шагов. В методах корпуса поясница - ось. Пояница двинулась - вверху может последовать движение плеч, локтей, запястий, кистей рук, пальцев, внизу может последовать движение бедер, коленей, ног, голеностопов, стоп. Есть поговорка: "нет рук нет ног - не достигнешь кулака, нет методов корпуса -- трудно приблизиться, шаг не ловкий - сам разболтанный, ноги не достигли сути - не победишь в бою". Как видим, "руки, глаза, методы корпуса и шаги" - требование тренировки ушу. Цзин и шэнь, ци и дыхание, сила, гунфу хотя и относятся ко "внутреннему", но постоянно проявляются во "внешней тренировке". Человек, у которого цзин и шэнь пришли в упадок, ци и дыхание ограничены, усилие и сила не сконцентрированы, когда тренируется - в ладонях не будет силы, в глазах не будет духа, в теле не будет ловкости, в шаге не будет устойчивости. И наоборот, если при тренировке кулаков не прорабатывать руки, глаза, методы корпуса и шаги, то есть "внешняя форма" не будет соответствовать требованиям, то трудно натренировать цзин и шэнь, ци и дыхание, силу, гунфу.