Знак Великого предела наглядно выражает многие идеи "Книги перемен", поэтому его еще называют "Картой перемен". Чаще всего его изображают в виде черно-белого круга, разделенного пополам волнистой линией. Этот рисунок напоминает рыбок, кусающих друг друга за хвост.
По преданию, этот знак был придуман легендарным Фу Си 7 тысяч лет назад. На первый взгляд знак Великого предела очень простой, но на самом деле в нем заложен огромный смысл. Всего несколько линий и фигур, только два цвета, но в них отражены все законы мироздания. Это очень емкий и сложный символ, это ключ к познанию многих еще не раскрытых законов жизни. Китайские мыслители часто обращались к этому знаку и, комментируя его, излагали свои идеи. Медики Китая видели в нем ключ к тайнам человеческого организма и утверждали, что он является ╚схемой человеческого организма╩. Мастера цигун называли знак Великого предела ╚схемой выплавления внутренней пилюли╩. Обращались к этому символу и живописцы, например, известные художники Ли Кучань и Хуан Биньхун говорили, что в этом знаке заключены все тайны китайской живописи. Мастера тайцзицюань уделяли ему особое внимание, все искусство тайцзицюань тесно связано с ним. Еще 300 лет назад Ню Дунь сказал, что этот знак предельно сжато выражает очень многое.
Это настоящее сокровище китайской культуры. Автор в течение 30 лет занимался тайцзицюань, размышлял над знаком Великого предела и всякий раз убеждался, что процесс его познания может длиться бесконечно. Ниже приводятся некоторые из его размышлений, касающиеся только девяти особенностей знака Великого предела.
Цельное и объективное восприятие мира - это одно из основных свойств китайской традиционной философии. Знак Великого предела является тому подтверждением - он представляет собой цельную модель мира. Он дает возможность воспринимать мир в нерасчлененном единстве, объединяет все явления и в то же время позволяет увидеть место каждого явления в общей системе. Его можно использовать как для анализа законов всего мира, так и изучения законов развития отдельных предметов и явлений.
Гимнастика тайцзицюань унаследовала основное свойство традиционной философии Китая - ее интегральность, поэтому наставники этого вида боевых искусств ╚всегда говорили о том, что тело - это одна семья╩, что мощным бывает только то движение, в котором участвует все тело.
Они учили, что если нет движения в пояснице, то не получится движение руками, если нет внутреннего движения, то не будет и внешнего. Наставник Чэнь Чжаокуй часто повторял, что причиной неправильного движения в тайцзицюань является не ошибка в движении рукой или ногой, а неправильное движение всего тела. Правильное движение в тайцзицюань как бы волной проходит по всему телу. Оно зарождается в области ╚киноварного поля╩, поднимается вверх в грудной отдел, переходит в спину, плечи, руки и, наконец, достигает кистей. Сила всего тела всегда концентрируется в одной точке. В этом состоит не только преимущество, но и заключена большая сложность тайцзицюань. Для того чтобы в совершенстве владеть своим телом, требуется много усилий.
Знак Великого предела не плоский круг, а объемный шар. В тайцзицюань также все должно быть округлым, без впадин и выступов. Внутри энергия ци должна бурлить, а снаружи - образовывать сферу, упругий шар. Практически все приемы в тайцзицюань являются проявлением этого свойства упругости. Целью занятий тайцзицюань является превращение человеческого тела в такого рода шар. Конечно, тело не может стать шаром, но походить на него может. В ходе занятий следует овладеть умением управлять состояниями ╚пустотности╩ и ╚наполненности╩, научиться контролировать свой центр тяжести, превратиться в ╚неваляшку╩. Можно развалить самую крепкую и толстую стену из железобетона, но нельзя опрокинуть шар. Мастера тайцзицюань также практически невозможно опрокинуть, потому что он в совершенстве владеет искусством стабилизировать свой центр тяжести.
Третьей особенностью знака Великого предела является симметричное расположение в нем двух символов: инь и ян. Они противостоят друг другу и уравновешивают друг друга. ╚Книга перемен╩ основана на сопряжении дуальных понятий: каждый предмет или явление могут быть описаны с помощью контрарных определений. Например: небо - земля, высокий - низкий, движение - покой, темное - светлое, жесткое - мягкое, добро - зло, естественное - искусственное и т. д. Члены этих пар не существуют друг без друга и неотделимы друг от друга, они находятся во взаимозависимости. Диалектическое единство противоположностей очень наглядно отражено в знаке Великого предела.
Жизнь - это взаимодействие противоположностей. Нет движения без покоя и наоборот. Дао - это одно инь и одно ян. Все рождается из взаимодействия инь и ян. Симметрия и гармония - это один из основных законов мироздания и один из основных принципов тайцзицюань. В тайцзицюань жесткость и мягкость друг друга уравновешивают, пустота и наполненность друг друга сменяют, быстрые движения следуют за медленными т. д. Гармония должна царить и в теле, и в сознании.
Четвертой особенностью знака Великого предела является проникновение инь в ян и ян в инь. В черной половине круга есть белая точка, в белой половине есть черная. Эта сторона взаимоотношений инь и ян очень .ярко отражена в ╚Книге перемен╩. Все ╚счастливые╩ триграммы непременно включают в себя черты инь и черты ян. Принцип взаимосвязи инь и ян нашел отражение во многих областях китайской культуры, например, эстетика с древнейших времен учила, что жесткость ян должна уравновешиваться мягкостью инь, что они должна проникать друг в друга и порождать друг друга.
Каким образом взаимоотношения инь и ян отражаются в тайцзицюань? В тайцзицюань всегда в ╚открытии╩ имеется ╚закрытие╩, в ╚закрытии╩ - ╚открытие╩. Например, в движении ╚белый журавль расправляет крылья╩ руки выполняют ╚раскрывающее╩ движение, а кисти - ╚закрывающее╩, ноги выполняют ╚раскрывающее╩ движение, а область паха ╚закрывается╩, колени ╚раскрываются╩, а стопы ╚закрываются╩. Это наглядно демонстрирует принцип: ╚Всегда есть то, что открывается, и есть то, что закрывается╩. ╚Раскрытие╩ - это ян, ╚закрытие╩ - это инь.
Пятой особенностью знака Великого предела является взаимное вытеснение инь и ян: постепенное увеличение объема инь приводит к постепенному уменьшению объема ян и наоборот.
Для того чтобы овладеть тайцзицюань, надо очень хорошо представлять себе закономерности перехода из состояния инь в состояние ян и обратно. Особенно наглядно необходимость этих навыков проявляется в парных упражнениях. Надо уметь ╚выплюнуть и проглотить╩, ╚привлекать╩ и наступать, ╚поднимать╩ и ╚опускать╩. В наставлениях по парным упражнениям тайцзицюань говорится: ╚Если слева тяжесть, то здесь нужно создать пустотность и уйти вправо; если тяжесть справа, то пустотность надо создать справа, а уйти влево╩. В этом проявляется закон увеличения и уменьшения инь и ян. Там, где противник создает больше ян, ему нужно противопоставить больше инь, а там, где у противника больше инь, туда следует направить ян. Говорится: ╚Встретил сверху - уходи вниз, встретил внизу - уходи вверх╩, ╚встретил слева - уходи вправо, встретил справа - уходи влево╩. Если рука опускается вниз, то в ноге должна образоваться ╚пустотность╩, если какая-то часть тела опускается, то другая часть тела должна подниматься. Это очень наглядно видно в таких движениях, как "стойка золотого петуха на одной ноге", "алмаз разбивает ступу".
Шестой особенностью знака Великого предела является S-образная конфигурация символов инь и ян. Это обозначает спиралевидное движение инь и ян. В тайцзицюань, особенно в стиле Чэнь, все движения выполняются по спирали. Переход от ╚пустотности╩ к ╚наполненности╩, от быстрого движения к медленному происходит по спирали. Наставник Чэнь Чжаокуй учил, что ╚открытие╩ и ╚закрытие╩ также происходит не по прямой линии, а по спирали.
Еще Лао-цзы говорил, что противоположности движут Дао. Если хочешь ослабить, укрепи, если хочешь закрыть, открой, если хочешь упадка, добейся расцвета, если хочешь отнять, то сначала дай. Эта идея отражена и в ╚Книге перемен╩: когда вещь достигает предела своего развития, она превращается в свою противоположность. Это, можно сказать, одна из основополагающих идей традиционной китайской философии, особенно даосской. Она нашла свое отражение во многих сферах культуры, например в каллиграфии: если хочешь провести линию вверх, то сначала кисть надави книзу, если линию хочешь провести вправо, то начинай ее вести слева.
Принцип действия от противного является основным и в тайцзицюань. Если хочешь пойти влево, то сначала сделай шаг вправо, если хочешь выпрямить руку, то сначала согни ее, если хочешь наступать, то сначала отступи. Роль этого принципа особенно возрастает в парных упражнениях. Наставники стиля Чэнь для наглядности, объясняя действие этого принципа, использовали образы мяча и качелей. Для того чтобы мяч высоко подпрыгнул, его надо с силой бросить вниз, для того чтобы качели качнулись вправо, их надо сначала как следует качнуть влево. Во всех движениях стиля Чэнь заложена идея действия от противного: когда противник наступает, надо отступить, когда он отступает, надо наступать, когда он атакует справа, надо уходить влево.
Восьмой особенностью знака Великого предела является изображение взаимодействия центростремительных и центробежных сил - головы ╚рыбок╩ инь и ян устремлены к центру круга, а их хвосты от центра. За счет взаимодействия этих сил и происходит вращение. Что касается тайцзицюань, то взаимодействие этих сил составляет одну из его тайн. В стиле Чэнь на взаимодействии центробежных и центростремительных сил основаны принципы дыхания и управления ╚внутренней ци╩.
Рассмотрим дыхание. На выдохе легкие сокращаются - образуется центробежная сила. ╚Внутренняя ци╩ опускается в ╚киноварное поле╩, живот выпячивается - возникает действие центростремительной силы. На вдохе силы как бы меняются своими местами.
Если говорить о конечностях и туловище, то это взаимодействие также реализуется очень наглядно. Во время ╚толчка ладонями╩ руки выпрямляются и отводятся от тела, это действие можно назвать центробежным, но одновременно с этим колено сгибается, живот втягивается, производится вдох, втягивается анус - это все центростремительные действия. Этот пример наглядно демонстрирует взаимодействие и взаимосвязь двух сил: если верх удаляется от центра, то низ приближается к центру. На смену этому движению придет движение с другим соотношением центробежных и центростремительных сил. Такое соотношение является обязательным, его нарушение ведет к ошибкам.
Девятой особенностью знака Великого предела является гармоничное и тесное соединение символов инь и ян. О таком взаимодействии инь и ян говорится в ╚Книге перемен╩: ╚Все в мире рождается от соединения инь и ян. Если они не взаимодействуют и расходятся, наступает смерть╩. В тайцзицюань силы инь и ян также объединены и находятся в гармонии: например, жесткость и мягкость, ╚раскрытие╩ и ╚закрытие╩, ╚пустотность╩ и ╚наполненность╩. Взаимодействуют сердце и почки, соединены меридианы жэньмай и думай.