Китайская техника Цинна - это специфическое боевое искусство, которое развилось и сформировалось в отдельное направление в эпоху династии Мин. Однако, никто не ответит точно, когда Цинна было использовано впервые. Наверное, это случилось тогда, когда человек схватил соперника с целью контроля над ним. Захват конечностей или оружия противника - это один из основных и естественных средств для его обездвиживания и контроля его действий. Из-за своей практичности техники Цинна с древних времен изучались вместе с другими боевыми техниками, поэтому почти каждый боевой стиль имеет в арсенале своих приемов Цинна. В Японии айки-до и дзю-дзюцу, в Корее - хапкидо, а в России самбо являются аналогами Цинна. Эти направления, по моему мнению, значительно упростились по сравнению с традиционным Цинна. Каждое из этих направлений имеет свои ограничения. Так, в Айкидо занимающиеся полностью следуют круговым движениям и практически не используют изменения, что в китайском ушу недопустимо. Хапкидо является очень жесткой системой и больше походит на наше боевое самбо, где основой является работа рычага. Принципы пустоты и слияния с партнером не доминируют в этом направлении. Тонких приемов в Хапкидо я практически не видел. Ушу очень разнообразно, так, на юге Китая используется в основном техника рук и короткая дистанция, поэтому и Цинна там развито больше, чем на севере, где преобладает длинная дистанция и техника ног. Однако, эти рассуждения являются общими. К примеру, в тайцзицюане, который родился в центре Китая и получил большое развитие на севере, Цинна используется наравне с другими приемами.
В переводе с китайскогоо языка слово "Цин" означает "схватить или поймать", приблизительно так, как орел хватает кролика или полицейский задерживает преступника."На" означает "держать и контролировать". Поэтому ''Цинна'' можно перевести как "схватить и контролировать". Мы же в России слово ''Цинна'' часто переводим просто как"Искусство захвата". Вообще, чтобы иметь эффективную и рациональную систему ведения боя, почти все стили ушу включают 4 категории техник. 1ая категория - это толчки, удары, нажимы. 2ая категория включает в себя технику ног - это удары, подсечки, передвижения, техника прыжков и падений. 3я категория называется "Шуай Цзяо" (борьба) и содержит умение выводить соперника из равновесия, а затем опрокидывать его. В нашем понимании это также техника бросков. К 4ой категории можно отнести технику удержания и удушения. Под техникой удержания подразумевается воздействие на суставы, мышцы, сухожилия противника с целью полного контроля над ним. Однако, надо понимать важную вещь. В ситуации реального поединка все 4 вышеупомянутые категории часто применяются вместе и не могут быть разделены. Например, совершая бросок, можно использовать удушающую технику или, удерживая (контролируя) противника одной рукой, другой наносить удары по жизненно важным точкам. Другим примером может служить часто встречающаяся ситуация, когда Вы используете захват, чтобы заблокировать сустав противника и сразу же выполняете бросок для дальнейшей атаки. Поэтому, на практике иногда тяжело провести грань между этими категориями. Многие китайские мастера считают, что существует много техник, которые не используют захват, но могут быть определены как Цинна - это давление, удар по точкам и нервным узлам, что приводит к поражению (онемению) части тела или порой вводит противника в бессознательное состояние, таким образом также обеспечивая контроль над ним. Техника нажатия (давления) в Цинна используется для приведения в онемение (или для поражения) конечностей, что ведет к потере сознания или даже смерти. Эта техника обычно применяется по точкам, чтобы нарушить циркуляцию ци к жизненно важным органам или мозгу. Техника нажатия часто используется на нервных окончаниях, что вызывает нестерпимую боль. Техника ударов в Цинна применяется по жизненно важным точкам и может оказаться также смертельной. Можно атаковать также точки, расположенные на каналах, по которым циркулирует Ци, или конкретные внутренние органы, чтобы разорвать артерии. В целом техники Цинна можно разделить на 5 групп.
Первая группа (фэнь цзинь) включает в себя чжуа цзинь (хватание мышц, сухожилий), а пятая группа (дянь сюэ) включает в себя на сюэ (хватание и нажатие на точки). Вообще, такие техники, как удушение, разделение мышц, вывихи осваиваются достаточно легко, их теория проста и требуется лишь практика. Когда подобные техники используются для ломания костей, поражения суставов и сухожилий, обычно используется сила цзинь. В то же время техники дянь май и дянь сюэ требуют фундаментальных знаний. Изучающему необходимо хорошо знать анатомию человека и акупунктуру , время прохождения ци по каналам и меридианам и время нахождения ци в конкретной точке, а также глубину точки. Изучающий цинна должен хорошо понимать, что без ци, мысли и и усилия цзинь невозможно глубоко изучить это искусство. Знание тонких приемов, умение правильно использовать движения и позиции, правильно формировать руки может передать только квалифицированный мастер. Дело в том, что большинство техник основано на ощущениях и чувствах, поэтому по книгам и кассетам Цинна изучить практически невозможно. Применение многих техник может вызвать серьезные травмы или даже смерть, поэтому учитель тщательно отбирает учеников по их моральным качествам.
Часто у начинающих заниматься ушу возникает вопрос. В чем отличие внешних стилей от внутренних? Давайте попробуем разобратсья в этом вопросе, проведя небольшой анализ на примере развития Цинна в Шаолиньском монастыре и Цинна тайцзицюаня.
Около 527г. н.э. в изучение боевых искусств был вовлечен и Шаолиньский монастырь. Так как многие не смертельные приемы Цинна являются очень эффективными, воины монастыря активно изучали, развивали и использовали их. В 19 веке приемы Цинна Шаолиньского монастыря стали популяризироваться среди населения, многие из них были предназначены для захвата оружия противника. Некоторые виды оружия были приспособлены для использования в Цинна. В Шаолиньском Цинна во многих приемах мы видим круговую траекторию. Очень похожую технику можно наблюдать и во внутренних мягких стилях. Многие думают, что техника внешних стилей жесткая и что используется мышечная сила, они также полагают, что там не тренируется "взращивание ци". Однако, такое мнение неверно. Отличие, как говорят в Китае, такое: "Во внешних стилях идут от внешнего к внутреннему, во внутренних - от внутреннего к внешнему". Хотя пути разные, но конечная цель одна. Это означает, что практикующие внешние стили начинают с внешнего, научаясь с помощью мышечной силы или грубой силы ли проводить приемы, затем постепенно они снижают использование мускулов и работают над взращиванием ци, чтобы дать максимальную силу мышцам. Во внутренних стилях начинают со взращивания ци и постепенно переводят действия ци в мышцы для выполнения приемов. Существует известная поговорка, которая гласит: "Внешне тренируют мышцы, кости и кожу, внутренне тренируют дыхание". Это означает, что необходимо тренировать тело, чтобы оно обрело силу, но также необходимо тренировать ци. Справедливости ради надо отметить, что большинство движений в тайцзицюане имеют круговую траекторию и могут использоваться как Цинна. Если же этот вопрос исследовать еще глубже, то здесь сталкиваются совершенно разные религии. Как правило, внутренние направления вышли из даосизма, а внешние из буддизма. В древности эти религии были во многом антагонистичны, отсюда мы видим противоположные подходы к методикам тренировок и развития духа и тела. Различия наблюдаются в приемах и стратегии.
Стратегия шаолиньских направлений использует защиту и нападение, а в тайцзи защита используется как нападение. Несмотря на столь значительные отличия при достижении гунфу в боевых искусствах, в конце концов неважно, каким направлением - внутренним или внешним - вы занимаетесь, важно изучать Цинна. Если не уделять серьезного внимания Цинна, то высокого мастерства в традиционных единоборствах не достичь.