И даосский, и буддийский цигун относятся к классической китайской школе цигун. С исторической точки зрения, даосский цигун зародился раньше буддийского, расцвет которого пришелся на более поздний период. Однако, начиная с эпохи Мин, наметилась тенденция к их взаимопроникновению и слиянию. Многие цигунисты практиковали фактически методики обеих школ, что объясняется ассимиляцией пришедшего в Китай буддийского учения даосизмом и конфуцианством. Взаимопроникновение трех религиозных учений привело к формированию философского и религиозного триединства. Однако, если все же говорить о различиях между даосским и буддийским цигун, то следует отметить, что обе школы отличаются друг от друга расстановкой акцентов.
1.. Буддийская школа отличается повышенным вниманием к работе с сознанием, о чем свидетельствует малое количество чисто технических "регулирующих" приемов. Для даосской школы более характерна строгая последовательность выполнения действий и их систематичность.
2.. Методики буддийской школы нацелены на то, чтобы выйти на определенный энергетический уровень.
Представители даосской школы стремятся к усовершенствованию внутренних и внешних жизненных структур человека, поэтому большое место в методиках этого направления отводится циркуляции ци по энергетическим каналам, фиксации "мысли" на биологически активных точках и т. д.
3.. В буддийской школе, особенно в чань-буддизме, ставка делается на быстрые, скачкообразные изменения, а у даосов - на постепенное продвижение к цели и поэтапное совершенствование.
Даосский и буддийский цигун - явления сложные по форме и по содержанию, поэтому приведенные выше различия носят, в определенном смысле, относительный характер и их нельзя абсолютизировать.
Для того, чтобы определить правильность требований той или иной методики, надо учитывать два момента: во-первых, с какой целью выдвигается это требование, обоснованно ли оно с точки зрения теории; во-вторых, в каких случаях надо следовать этому требованию, насколько оно универсально. Что касается требования "хватать землю пальцами ног", то у него есть два важных момента. Первый из них заключается в том, что "три ножных инь-меридиана" и "три ножных ян-меридиана" заканчиваются в ступнях ног и поэтому положение и движения пальцев оказывают определенное влияние на циркуляцию в них ци и крови. Второй момент состоит в том, что рядом с пальцами, на подошвах, находятся точки юн-цюань, которые играют важную роль во взаимодействии верхней и нижней частей тела. Теперь можно легко определить назначение требования "хватать землю пальцами ног". Это движение выполняет роль своеобразных "мехов", стимулирующих ток ци и крови, а в сочетании с определенными движениями рук и кистей оно способно вызвать эффект "резонанса" энергетических каналов во всем теле. Требование "расправить пальцы ног" преследует цель раскрыть точки юнцюань и улучшить их контакт с землей, что способствует набиранию "земной ци", а также имеет цель раскрепостить ноги, делать их более подвижными и податливыми. Поэтому требование "хватать землю пальцами ног" чаще встречается при "стоянии столбом" и в других статических упражнениях. В динамических же упражнениях в основном требуется "расслабление пальцев ног".
Даоинь - это вид упражнений в цигун, представляющих собой "комплексное движение", при котором особое внимание уделяется состоянию "единства души и тела". В гимнастике же каждое упражнение преследует какую-нибудь одну цель и ориентировано на количественные показатели. В даоинь движения тела и "мысли" пронизаны "мягкостью" и "округлостью". Гимнастические упражнения основаны на "жесткости" физической силы, движения отличаются "угловатостью". Однако самое важное отличие состоит в том, что даоинь направлено на "укрепление внутреннего", "дух" устремлен внутрь, "движение ци" осуществляется внутри, достигается "внутренний" результат, а гимнастические упражнения направлены на "укрепление внешнего", движения в них направлены вовне, "дух" свободно выходит наружу, мышцы, сухожилия и кости напряжены. Для того, чтобы как следует овладеть техникой даоинь, надо научиться:
1.. Координировать движение "мысли" и движения тела, добиваться их нераздельности;
2.. Перемещаться в пространстве свободно и плавно, расслабленно, раскрепощенно;
3.. Добиваться максимальной координации дыхания и движений;
4.. Hе забывать во время выполнения движений о необходимости поддержания "внутреннего равновесия".
Это понятие имеет двоякий смысл. В первом значении оно подразумевает "состояние рационального равновесия", наступающее после расслабления тела, когда ци сконцентрирована в даньтянь, шея и спина выпрямлены, грудь убрана и не напряжена, "мысль" свободна, естественна и сосредоточена на даньтяне. Во втором значении это понятие характеризует одно из состояний "искусства внутренней пилюли", когда огонь и вода "поддерживают" друг друга: "у ли внутри пустота", поэтому "пустота в сердце" обозначается триграммой ли; "у кань внутри наполненность", поэтому "наполненность в животе" обозначается триграммой кань. Таким образом обозначается состояние гармонии между огнем и водой, которое способствует соединению сердца с почками, зарождению в организме "истинной ци", упорядоченному чередованию инь и ян в меридианах жэнь и май, что, в свою очередь, приводит к прохождению ци через "заставы", открытию биологически активных точек, наполнению даньтяней. Главное условие достижения состояния "пустоты в сердце, наполненности в животе" - "покой мысли", отсутствие каких бы то ни было волевых усилий.
Во время занятий цигун можно погрузиться в "состояние покоя", но можно и впасть в дремотное состояние. Физиологические причины первого и второго неодинаковы, и их следует четко различать. В "состоянии покоя" в коре головного мозга происходят специфические цигун-процессы. В таком состоянии доминирующую роль в субъективном сознании играет центр положительных эмоций, а прочие эмоции находятся в подавленном состоянии, что приводит к упорядочению деятельности мозга. Дремотное же состояние соответствует процессу перехода мозга от бодрствования ко сну, характеризующегося подавлением деятельности всей коры головного мозга.
"Состоянию покоя" соответствуют такие проявления, как ясная голова, отсутствие посторонних мыслей, слабая реакция на внешние раздражители. После занятий появляется приятное ощущение во всем теле, наблюдается прилив сил. Признаками дремотного состояния являются, как правило, тяжелая голова, периодическое просветление и помутнение сознания, отрывочные сновидения, неожиданные пробуждения. После занятий ощущается психологическая усталость, ломота в теле и истощение сил.
"Изначальный дух" (юань шэнь) - термин и понятие "искусства внутренней пилюли", ему отводится главенствующая роль в жизнедеятельности человека. По сути же этим термином обозначается регулятивная функция головного мозга (главным образом его коры). Древние мастера "искусства внутренней пилюли" считали его физиологической основой психической деятельности мозга.
В классических трудах по цигун это понятие трактуется следующим образом:
"Пустота порождает естество, называемое изначальным духом"; "Что называется изначальным духом? То, что внутренней мыслью не охватишь, а размышляя о внешнем, не постигнешь, то, что самостоятельно и управляет само собой, называется изначальным духом"; "Изначальный дух - владыка в твоем сердце"; "Изначальный дух есть естество, управляющее семенем и ци"; "Монах из Южного Источника сказал: "Изначальный дух - это не поддающееся осмыслению истинное ощущение".
Занимаясь цигун, очень важно сочетать занятия с рациональным отдыхом, особенно тем, кто страдает хроническими заболеваниями. Для начала следует выбирать несложные методики, способствующие общему расслаблению. Почувствовав усталость, завершите упражнение. Hе следует продлевать продолжительность занятия за счет насилия над собой. Hачинающие заниматься цигун должны хорошо усвоить, что неумение выбрать оптимальную продолжительность занятий, пренебрежение принципом сочетания занятий и отдыха не только препятствует восстановлению здоровья, но вызывают негативное отношение к самим занятиям.
"Утробное дыхание" в цигун представляет собой один из способов дыхания высокого уровня, когда частота дыхания в значительной степени понижается. У мастеров высокого класса она может уменьшаться до 1 - 2 раз в минуту. Свое название этот способ получил потому, что напоминает дыхание плода в утробе матери.
Появление "утробного дыхания" возможно лишь на высшей стадии овладения цигун, оно формируется естественным образом и не может быть достигнуто за счет волевых усилий. "Утробное дыхание" весьма эффективно для накопления "семени", ци и "духа", "взращивания изначальной ци", при лечении самых разнообразных недугов и являлось одним из основных способов "взращивания изначальной ци" у древних мастеров цигун.
Такое ощущение обычно возникает у тех люди, у которых конечности и в обычном состоянии бывают холодными. Это явление объясняется тем, что у них отмечается недостаточно интенсивное кровообращение в крайних оконечных частях тела. Для таких людей обычно характерно обильное потоотделение, проявляющееся в увлажнении рук и ног. Это происходит потому, что организм для поддержания оптимального теплового баланса и сохранения необходимого количества тепла реагирует сокращением кровеносных сосудов в конечностях, что приводит к уменьшению кровообращения.
Людям с холодными конечностями рекомендуется перед занятиями цигун провести легкую разминку до полного согревания тела, но без потения. Во время выполнения упражнений не следует строго придерживаться заданных движений, можно время от времени для поддержания ощущения тепла в той или иной части тела выполнять разогревающие движения. Во избежание простуды начинающим в зимнее время рекомендуется заниматься в теплом помещении.
Страдающим ревматизмом для ослабления болевых ощущений рекомендуется так называемая "методика излечения от ревматизма".
1.. Лягте на спину, голову положите на невысокую подушку, руки и ноги должны быть естественно вытянуты. Выполняйте сгибательные и разгибательные движения пальцами ног, сопровождая их тонким глубоким дыханием вдохов и выдохов. Выполните 7 раз.
2.. Прижмите пальцы правой ноги к пятке левой ноги. Выполните 7 покачиваний ступнями обеих ног сначала в левую сторону, а затем 7 покачиваний в правую сторону.
3.. Сведите колени вместе и слегка их согните. Разведите голени в стороны на максимально возможное расстояние, а затем начинайте глубоко и учащенно дышать (вдох ртом, выдох носом), вибрируя нижней частью живота. Выполните 7 раз подряд.
4.. Примите полусидячее положение. Сначала правой рукой возьмитесь за левую пятку и поместите ее на правое колено. Выполните 7 глубоких дыхательных циклов. Затем левой рукой возьмитесь за правую пятку и поместите ее на левое колено. Выполните 7 глубоких дыхательных циклов.
5.. Лягте на спину, руки поместите над макушкой и, сцепив пальцы, начинайте их с силой растягивать. Hа вдохе тяните, на выдохе расслабляйте. Выполните 7 раз.
Кроме того, можно рекомендовать такие методики, как "ключ шести иероглифов" и "промывание костного мозга". В повседневной жизни и во время занятий надо избегать ветра и холода, ни в коем случае не обливаться холодной водой.
Если во время "стояния столбом" не соблюдается требование общего расслабления, в связи с чем на скованные ноги приходится вся тяжесть тела, то в ногах со временем появляется ощущение ломоты и перенапряжение мышц, а иногда возникает и дрожь во всем теле.
Причина такого состояния кроется в том, что, выполняя упражнение, занимающийся смещает центр тяжести тела назад и чрезмерно сосредоточивается. Если вы еще не овладели в должной степени "работой мысли", то можно сначала концентрировать "мысль" на точках юнцюань, что позволяет направляемой со всего тела вниз "грязной ци" равномерно рассеиваться через отверстия в центре ступней. Если во время "стояния в покое" не удается добиться ощущения прохождения мысли через точки юнцюань, можно направить "внутреннюю ци" из точки байхуэй на макушке в точки юнцюань движениями руки, сопровождаемыми "движением мысли". Такой прием значительно облегчает управление потоком "внутренней ци", приводит к появлению ощущения комфортности и покоя, которое характерно при нормальном циркулировав!T ци и крови по всему телу. Hоги как бы покрываются оболочкой из ци, препятствующей появлению ощущения тяжести.
Hа начальном этапе, когда еще не приобретен навык расслабления ног, после завершения выполнения упражнения можно сложенными лодочкой ладонями выполнить легкое похлопывание по ногам сверху вниз так, чтобы ладони охватывали ноги по направлению движения ци. Моменты ударов должны совпадать с мысленным представлением о том, как застоявшаяся в ногах ци рассеивается в разные стороны.
Hеврастения чаще всего возникает в среднем и раннем возрасте особенно у людей, не занимающихся спортом и связанных с умственным трудом. Причиной возникновения заболевания является переутомление, наступающее в результате чрезмерно интенсивной нервной деятельности. Hаиболее распространенными симптомами неврастения являются головная боль, головокружение, гул в ушах, круги перед глазами, забывчивость, беспокойство, бессонница и частые сновидения. Страдающим неврастенией рекомендуются занятия спортом, тайцзицюань или цигун.
Во время занятий тайцзицюань следует особое внимание обращать на то, чтобы избавиться от посторонних мыслей, чтобы, сочетая статические и динамические упражнения, всем "духом" погружаться в движение. В результате на участке коры головного мозга, отвечающем за движение, возникает возбуждение, а деятельность остальных участков постепенно затормаживается, и они получают полноценный отдых. Регулярные занятия, таким образом, будут способствовать восстановлению и улучшению функций мозга.
Занятия цигун за счет расслабления и погружения в состояние покоя как средство упорядочения деятельности коры головного мозга также способствуют полноценному отдыху организма и нервной системы.
Душевному подъему и улучшению настроения больных неврастенией также способствуют ежедневные прогулки. После них проходят головные боли, нормализуется сон.