---------------------------------------------------------------
     © Copyright Василий Шукшин
     Подготовка электронного текста: библиотека Александра Снежинского
---------------------------------------------------------------





     Сельский кузнец Федор Грай играл в драмкружке "про╜стых" людей.
     Когда  он выходил  на клубную сцену,  он  заметно бледнел и говорил так
тихо, что даже  первые ряды плохо слышали. От напряжения у него под рубашкой
вспухали тугие бугры мышц.  Прежде чем сказать реплику, он  долго смотрел на
партнера, и была в этом взгляде такая неподдельная вера в происходя╜щее, что
зрители смеялись, а иногда даже хлопали ему
     Руководитель драмкружка,  суетливый  малый  с  конопа╜тым  неинтересным
лицом, на  репетициях кричал на  Федора, произносил всякие  ехидные слова --
заставлял говорить громче. Федор тяжело переносил этот крик, много думал над
ролью... А когда выходил на сцену, все повторялось: Федор говорил негромко и
смотрел на  партнеров исподлобья. Ре╜жиссер за кулисами  кусал губы и громко
шептал:
     -- Верстак... Наковальня...
     Когда Федор,  отыграв  свое, уходил со сцены, режиссер набрасывался  на
него и шипел, как разгневанный гусак:
     -- Где у тебя язык? Ну-ка покажи язык!.. Ведь он же у тебя...
     Федор слушал и  смотрел в сторону. Он не любил  этого вьюна, но считал,
что понимает в искусстве меньше его... И терпел. Только один раз он вышел из
себя.
     -- Где у тебя язык?.. -- накинулся, по обыкновению, ре╜жиссер.
     Федор  взял его  за грудь  и  так  встряхнул, что  у  того глаза на лоб
полезли.
     --  Больше не  ори  на  меня,  --  негромко  сказал  Федор  и  отпустил
режиссера.
     Бледный руководитель не сразу обрел дар речи.
     -- Во-первых, я  не ору, -- сказал он, заикаясь. -- Во-вто╜рых, если не
нравится здесь, можешь уходить. Тоже мне... герой-любовник.
     -- Еще вякни раз. -- Федор смотрел на  руководителя, как на партнера по
сцене.
     Тот не выдержал  этого  взгляда,  пожал  плечами  и ушел. Больше он  не
кричал на Федора.
     -- А погромче,  чуть погромче нельзя? --  просил он  на  ре╜петициях  и
смотрел на кузнеца с почтительным удивлением и интересом.
     Федор старался говорить громче.
     Отец  Федора, Емельян  Спиридоныч, один  раз  пришел в клуб  посмотреть
сына. Посмотрел и ушел, никому  не сказав ни  слова. А дома во  время  ужина
ласково взглянул на сына и сказал:
     -- Хорошо играешь.
     Федор слегка покраснел.
     -- Пьес хороших нету... Можно бы сыграть, -- сказал он негромко.
     Тяжело  было   произносить   на  сцене   слова  вроде:  "сельхознаука",
"незамедлительно",  "в сущности говоря"...  и т. п. Но еще  труднее,  просто
невыносимо трудно и  тошно  было  говорить  всякие  "чаво", "куды",  "евон",
"ейный"...  А режис╜сер  требовал, чтобы  говорил  так,  когда  речь  шла  о
"простых" людях.
     -- Ты же простой парень! -- взволнованно объяснял он. --  А как говорят
простые люди?
     Еще  задолго  до  того,   когда  нужно  было  произносить  какое-нибудь
"теперича", Федор, на беду  свою, чувствовал его впереди, всячески готовился
не  промямлить, не "съесть"  его, но когда подходило время  произносить  это
"теперича", он просто шептал его себе под нос и краснел. Было ужасно стыдно.
     -- Стоп!  --  взвизгивал режиссер.  --  Я не слышал,  что было сказано.
Нести же надо слово! Еще раз. Активнее!
     -- Я не могу, -- говорил Федор.
     -- Что не могу?
     -- Какое-то дурацкое слово... Кто так говорит?
     -- Да  во-от же! Боже ты мой!.. -- Режиссер  вскакивал  и совал ему под
нос пьесу. -- Видишь? Как  тут говорят? Навер╜но, умнее  тебя писал человек.
"Так не говорят"... Это же художественный образ! Актер!..
     Федор  переживал неудачи как личное  горе: мрачнел,  за╜мыкался, днем с
ожесточением работал в кузнице, а вечером шел в клуб на репетицию.
     ... Готовились к межрайонному смотру художественной самодеятельности.
     Режиссер  крутился  волчком,  метался  по сцене, показы╜вал,  как  надо
играть тот или иной "художественный образ".
     -- Да не также!.. Боже ты мой!  -- кричал он, подлетая  к Федору. -- Не
верю! Вот смотри. -- Он надвигал на глаза кепку, засовывал руки  в карманы и
входил  развязной  походкой в "кабинет  председателя  колхоза". Лицо  у него
делалось на редкость тупое.
     -- "Нам, то есть молодежи нашего  села, Иван Петрович, необходимо нужен
клуб... Чаво?"
     Все вокруг смеялись и смотрели на режиссера с восхище╜нием. Выдает!
     А Федора  охватывала глухая злоба и отчаяние. То, что  делал  режиссер,
было, конечно,  смешно,  но  совсем  неверно.  Федор  не умел  только  этого
сказать.
     А режиссер, очень довольный произведенным эффектом, но всячески скрывая
это, говорил деловым тоном:
     -- Вот так  примерно, старик. Можешь  делать по-своему. Копировать меня
не надо. Но мне важен общий рисунок. Понимаешь?
     Режиссер хотел на этом  смотре  широко доказать,  на что он способен. В
своем районе его считали очень талантливым.
     Федору же за все его  режиссерские дешевые выходки хо╜телось дать ему в
лоб,  вообще выкинуть его отсюда. Он играл все равно  по-своему. Раза два он
перехватил взгляд  режиссе╜ра,  когда  тот  смотрел  на  других  участников,
обращая их вни╜мание на игру Федора: он  с  наигранным страданием закаты╜вал
глаза и разводил руками, как бы желал сказать: "Ну, тут даже я бессилен".
     Федор скрипел зубами, и терпел, и говорил "чаво?", но никто не смеялся.
     В   этой  пьесе  по  ходу  действия  Федор  должен  был   прихо╜дить  к
председателю колхоза, махровому бюрократу и воло╜китчику, и требовать, чтобы
тот  начал  строительство клуба  в деревне. Пьесу  написал местный  автор и,
используя свое "знание жизни", сверх  всякой меры нашпиговал  ее  "народ╜ной
речью": "чаво", "туды", "сюды" так и сыпались из уст  действующих лиц.  Роль
Федора  сводилась,  в  сущности,  к  по╜ложению  жалкого просителя,  который
говорил бесцветным, вялым языком и уходил ни с чем. Федор презирал человека,
которого играл.

     Наступил страшный день смотра.
     В клубе было битком набито. В переднем ряду сидела мандатная комиссия.
     Режиссер в репетиционной комнате умолял актеров:
     --  Голубчики,  только не волнуйтесь! Все будет хорошо...  Вот увидите:
все будет отлично.
     Федор сидел в сторонке, в углу, курил.
     Перед самым началом режиссер подлетел к нему.
     --  Забудем  все наши  споры...  Умоляю:  погромче.  Больше  ничего  не
требуется...
     --  Пошел ты!.. -- холодно вскипел Федор. Он уже не мог больше выносить
этой бессовестной пустоты и фальши в че╜ловеке. Она бесила его.
     Режиссер испуганно посмотрел на него и отбежал к дру╜гим.
     -- ... Я уже не могу... -- услышал Федор его слова.
     Всякий  раз,  выходя на  сцену, Федор  чувствовал себя очень плохо: как
будто проваливался в большую гулкую яму. Он слушал стук собственного сердца.
В груди становилось горячо и больно.
     И на этот раз,  ожидая за  дверью сигнала  "пошел", Федор почувствовал,
как в груди начинает горячо подмывать.
     В самый  последний момент он  увидел взволнованное лицо режиссера.  Тот
беззвучно показывал губами: "громче".  Это решило все. Федор  как-то странно
вдруг успокоился, смело и просто ступил на залитую светом сцену.
     Перед  ним сидел  лысый бюрократ-председатель.  Первые слова  Федора по
пьесе  были: "Здравствуйте, Иван Петрович.  А  я  все  насчет  клуба, ххе...
Поймите,  Иван Петрович,  моло╜дежь нашего  села..."  На что  Иван Петрович,
бросая  телефон╜ную трубку, кричал: "Да  не до  клуба  мне сейчас!  Посевная
срывается!"
     Федор прошел к столу председателя, сел на стул.
     -- Когда клуб будет? -- глухо спросил он.
     Суфлер в своей будке громко зашептал:
     -- "Здравствуйте, Иван  Петрович! Здравствуйте, Иван Петрович! А я  все
насчет..."
     Федор ухом не повел.
     --  Когда клуб будет,  я спрашиваю? -- повторил  он  свой вопрос, прямо
глядя в глаза партнеру; тот растерялся.
     -- Когда будет, тогда и будет, -- буркнул он. -- Не до клу╜ба сейчас.
     -- Как это не до клуба?
     --  Как, как!.. Так. Чего ты?..  Явился тут --  царь Горох! -- Партнера
тоже уже понесло напропалую. -- Невелика пти╜ца -- без клуба поживешь.
     Федор положил тяжелую руку на председательские бу╜мажки.
     -- Будет клуб или нет?!
     -- Не ори! Я тоже орать умею.
     --  Наше  комсомольское  собрание  постановило...  Наше   комсомольское
собрание постановило... -- с отчаянием по╜вторял суфлер.
     -- Вот что... -- Федор встал. -- Если вы думаете, что  мы  по  старинке
жить  будем, то вы сильно  ошибаетесь! Не вый╜дет! -- Голос Федора  зазвучал
крепко  и  чисто. -- Зарубите это  себе на  носу, председатель. Сами  можете
киснуть  на  печке  с  бабой,  а нам  нужен  клуб. Мы  его  заработали.  Нам
библиоте╜ка тоже нужна! Моду взяли бумажками отбояриваться... Я их видеть не
хочу, эти бумажки! И дураком жить тоже не хочу!
     Суфлер молчал и с интересом наблюдал за разворачиваю╜щейся сценой.
     Режиссер корчился за кулисами.
     -- Чего ты кричишь тут? --  пытался остановить председа╜тель Федора, но
остановить его было невозможно;  он  неза╜метно для себя перешел на  "ты"  с
председателем.
     -- Сидишь тут, как... ворона, глазами хлопаешь. Давно бы уже все  было,
если бы  не такие  вот...  Сундук старорежим╜ный!  Пуп земли... Ты ноль  без
палочки -- один-то,  вот кто. А ломаешься, как  дешевый пряник. Душу из тебя
вытрясу, если клуб не построишь! -- Федор  ходил  по  кабинету  -- силь╜ный,
собранный, резкий. Глаза его сверкали гневом. Он был прекрасен.
     В зале стояла тишина.
     -- Запомни мое слово: не начнешь строить клуб, поеду в район, в край...
к черту на рога, но я тебя допеку. Ты у меня худой будешь...
     -- Выйди отсюда моментально! -- взорвался председа╜тель.
     -- Будет клуб или нет?
     Председатель мучительно соображал,  как быть. Он пони╜мал, что Федор не
выйдет отсюда, пока не добьется своего.
     -- Я подумаю.
     -- Завтра подумаешь. Будет клуб?
     -- Ладно.
     -- Что ладно?
     --  Будет  вам  клуб. Что  ты делаешь  вообще-то?.. --  Пред╜седатель с
тоской огляделся  -- искал  режиссера, хотел что-нибудь понять  во всей этой
тяжелой истории.
     В зале засмеялись.
     --  Вот это  другой разговор.  Так  всегда  и отвечай. -- Федор встал и
пошел со сцены. -- До свиданья. Спасибо за клуб!
     В зале дружно захлопали.
     Федор, ни  на  кого  не  глядя,  прошел  в  актерскую  комнату  и  стал
переодеваться.
     -- Что ты натворил? -- печально спросил его режиссер.
     --  Что? Не по-твоему? Ничего...  Переживешь. Выйди от╜сюда --  я штаны
переодевать буду. Я стесняюсь тебя.
     Федор переоделся и  вышел из клуба, крепко хлопнув  на прощанье дверью.
Он решил порвать с искусством.
     Через три дня сообщили результаты смотра: первое место среди участников
художественной самодеятельности двадца╜ти районов края завоевал кузнец Федор
Грай.
     -- Кхм... Может, еще какой Федор Грай есть? -- усом╜нился отец Федора.
     --  Нет.  Я один Федор Грай, -- тихо сказал  Федор и побаг╜ровел.  -- А
может, еще есть... Не знаю.


     OCR: 2001 Электронная библиотека Алексея Снежинского







     Все кругом говорили,  что у Сереги Безменова злая жена. Злая, капризная
и дура. Все  это видели и понимали.  Не ви╜дел  и  не  понимал  этого только
Серега. Он  злился  на  всех  и  втайне  удивлялся:  как  они не  видят и не
понимают,  какая  она  самостоятельная,  начитанная,  какая  она... Черт  их
зна╜ет, людей:  как возьмутся  языками чесать, так не остано╜вишь. Они же не
знали, какая  она остроумная, озорная. Как она  ходит! Это  же поступь, черт
возьми, это движение впе╜ред, в ней же тогда каждая жилочка  живет и играет,
когда  она идет. Серега особенно  любил походку жены: смотрел, и у него зубы
немели  от любви. Он дома с изумлением  огля╜дывал ее всю, играл желваками и
потел от волнения.
     -- Что? -- спрашивала Клара.  --  Мм?.. -- и, играя, пока╜зывала Сереге
язык. И шла в  горницу, будто нарочно,  чтоб  еще  раз показать ему, как она
ходит. Серега устремлялся за ней.
     ...И они же еще вякали про то, что она... О деревня! Серега молил бога,
чтоб  ему как-нибудь не  выронить  из рук  этот  драгоценный подарок судьбы.
Порой он даже страшил╜ся: по праву ли свалилось на его голову такое счастье,
дос╜тоин ли  он его, и  нет ли тут какого недоразумения --  вдруг что-нибудь
такое выяснится, и ему скажут: "Э-э, друг сит╜ный, да ты что?! Ишь захапал!"
     Серега увидел Клару  первый раз в  больнице (она  только  что  приехала
работать медсестрой), увидел и сразу забес╜покоился. Сперва он увидел только
очки  и  носик-сапожок. И сразу забеспокоился.  Это потом уж  ему предстояла
ра╜дость  открывать  в  ней  все новые и  новые  прелести.  Сперва же только
блестели очки и торчал вперед носик, все осталь╜ное была -- рыжая  прическа.
Белый халатик  на  ней  разлетал╜ся в стороны;  она стремительно  прошла  по
коридору, бро╜сив на ходу понурой очереди: "Кто на перевязку -- заходите". И
скрылась в кабинетике. Серега так забеспокоился, что у него заболело сердце.
Потом она касалась его  ласковыми теплыми пальцами, спрашивала: "Не больно?"
У Сереги кру╜жилась голова  от ее духов, он на вопросы только мотал го╜ловой
-- что не больно. И страх сковал его такой, что он боялся пошевелиться.
     -- Что вы? -- спросила Клара
     Серега от растерянности  опять  качнул головой -- что не  больно. Клара
засмеялась  над  самым его  ухом...  У  Сереги,  где-то внутри, выше  пупка,
зажгло... Он сморщился и... за╜плакал. Натурально заплакал! Он не мог понять
себя  и ниче╜го  не мог с  собой  сделать.  Он  сморщился, склонил  голову и
заскрипел зубами.  И  слезы  закапали  ему на больную  руку  и на  ее  белые
пальчики, Клара испугалась: "Больно?!"
     -- Да иди ты!.. -- с трудом выговорил Серега. -- Делай свое дело, -- он
приник бы мокрым лицом  к  этим  милым пальчикам,  и никто  бы  его не  смог
оттащить от них. Но страх, страх парализовал его, а теперь еще и стыд -- что
за╜плакал.
     -- Больно вам, что ли? -- опять спросила Клара.
     -- Только... это...  не  надо изображать, что мы все тут --  от  фонаря
работаем, -- сказал Серега сердито. -- Все мы, в конце концов, живем в одном
государстве.
     -- Что-что?
     Ну, и так далее.
     Через восемнадцать дней они поженились.
     Клара стала называть его -- Серый. Ласково. Она, оказы╜вается, была уже
замужем, но  муж попался "вареный ка╜кой-то", они скоро разошлись. Серега от
одного  того,  что  первый  ее  муж  был  "вареный",  ходил, выпятив  грудь,
чув╜ствовал в себе силу необыкновенную. Клара хвалила его.
     И в это-то время, когда он не знал, что бы такое своро╜тить от счастья,
они говорили, что жена его -- капризная и злая. Серега презирал их всех. Они
же не  знали, как она...  О  люди! Все иззавидовались, черти. Что такое,  не
могут люди спокойно выносить, когда кому-нибудь повезет.
     -- Вы  берите  пример с животного  мира,  --  посоветовал Серега одному
такому  умнику.  --  Они  же  спокойно  относят╜ся,  когда,  например,  одну
какую-нибудь собачку берут в цирк  выступать. Они же  не  злятся. Чего вы-то
психуете?
     -- Да жалко тебя...
     -- Жалко у пчелки... знаешь где? Вот так.
     Серега злился, понимал, что это ни к чему, глупо, и еще больше злился.
     -- Не обращай внимания на пустолаек, -- говорила жена  Клара. -- Нам же
хорошо, и все. Я их всех в упор не вижу.
     Серега поругался  с родней, что они не  пришли в  восторг  от Клары,  с
дружками...  Бросил  совсем выпивать, купил стиральную машину и  по субботам
крутил бельишко в пред╜баннике,  чтоб  никто из  зубоскалов  не  видел. Мать
Серега не могла понять: хорошо это или плохо. С одной стороны, вро╜де как-то
не пристало мужику бабскую работу делать, с дру╜гой стороны... Шут ее знает!
     --  Но он  же  не  пьет! -- сказала Клара свекрови. -- Чего вам еще? Он
занят делом.
     --  Дак а  ты возьми  да  пожалей  его:  возьми  да сама  пости╜рай, он
неделю-то наломался, ему отдохнуть надо.
     -- А я что, не работаю?
     -- Да твоя-то работа... твою-то работу рази можно срав╜нить с мужниной,
матушка!  Покрути-ка его  день-деньской  (Серега  работал  трактористом)  --
руки-то какие надо! Он же не двужильный.
     -- Я сама знаю,  как мне жить с  мужем, -- сказала на это Клара. -- Вам
надо, чтобы он пил?
     -- Зачем же?
     -- Ну и все. Им же делаешь хорошо, и они же еще недо╜вольны.
     -- Да ведь мне жалко его, он же мне сын...
     -- Вам не жалко, когда они под заборами пьяные  валяют╜ся? Жалко? Ну  и
все. И не надо больше говорить на эту тему Ясно?
     --  Господи,  батюшка!..  --  опешила  мать.  --  И  слова  не   скажи.
Замордовала мужика, а ей и слова не скажи.
     --  Хорошо, я скажу, чтобы он пошел в чайную и напил╜ся с дружками. Вас
это устраивает?
     -- Да чо ты извязалась  с пьянкой-то! -- рассердилась  мать. -- Он и до
тебя не шибко пил, чо ты с пьянкой-то? Заладила: "пьянка, пьянка".
     -- Хорошо, я скажу ему, что вы не велите стирать, --  объявила Клара. И
даже поднялась, и книжку медицинскую отложила в сторону.
     Мать испугалась.
     -- Ладно! Сразу -- "скажу". Только бы бегать жалиться.
     --  Хорошо,  что вы  предлагаете?  --  Клара через  сильные  очки прямо
смотрела на свекровь. -- Конкретно.
     -- Ничего. Только вижу я, милая, не век  ты собралась с мужем жить, вот
что. Если  б  жить думала,  ты бы его  берегла. А ты,  как... не  знаю,  как
ксплотаторша  какая: заездила  мужика.  Неужели же  тебе тяжело хоть воды-то
натаскать! Он и  так целый день там руки-то выворачивает, а придет до╜мой --
снова запрягайся. Да когда же ему отдохнуть-то, бед╜ному?
     -- Повторяю: я о нем думаю. И когда мне его пожалеть, я сама знаю.  Это
вы тут... распустили мужчин, потом не знае╜те, что с ними делать.
     --  Господи, господи,  --  только и сказала мать. -- Вот  ка╜кие  нынче
пошли жены-то! Ай-яй!
     Знал  бы Серега про эти разговоры! У Клары хватало ума не передавать их
мужу.
     А  Сереге   это   одно  удовольствие   --  воды  натаскать,   бель╜ишко
простирнуть... Забежит  в дом, поцелует  жену  в  носик, подивится про  себя
мощному и плавному загибу ее бедер. А то попросит ее надеть белый халат.
     --  Ну  заче-ем?  --  мило  капризничала  Клара. --  Что за  странности
какие-то?
     -- Я прошу, -- настаивал Серега. -- Я же тогда тебя в  халатике увидел,
первый раз-то.  Надень,  погляжу: у меня  вот здесь  опять ворохнется, -- он
показывал под сердце. -- Я прошу,  Кларнетик, -- он ее называл -- Кларнетик.
Или -- Кларнет, когда надо громко позвать.
     Клара надевала халат, и они баловались.
     -- Где болит? -- спрашивала Клара.
     -- Вот здесь, -- показывал Серега на сердце.
     -- Давно?
     -- Уже... семьдесят пять дней.
     --  Разрешите,  --  Клара  прижималась ухом  к Серегиной  груди. Серега
вдыхал  запах ее крашеных волос... И снова,  и снова  у  него чуть кружилась
голова от волнения и радости. Он стискивал "врача" в объятиях, искал  губами
ее милый носик -- любил почему-то целовать в носик.
     -- Ну-у,  -- противилась Клара, -- врача-то!.. -- ей, навер╜но,  слегка
уже надоели одинаковые ласки мужа.
     "Господи, за что мне  такое счастье!  -- думал  Серега, выходя опять во
двор к  стиральному  аппарату. -- Я же могу  не  вынести  так. Тронусь, чего
доброго. Или ослабну вовсе".
     Он не тронулся. Случилось другое, непредвиденное.
     Приехал на каникулы двоюродной брат Серегин,  Слав╜ка.  Славка учился в
большом городе в техническом вузе, родня им хвасталась, и, когда он приезжал
на каникулы,  дядя  Николай, отец  Славкин, собирал вечер. Так было  уже два
раза,  теперь Славка  перешел на третий курс. Ну, собра╜лись  опять. Позвали
Серегу с Кларой.
     Шло  сперва  все  хорошо.  Клара  была  в  сиреневом платье  с  пышными
рукавами, на груди медальон -- часы  на  золо╜той  цепочке,  волосы отливают
дорогой медью, очки бле╜стят... Как любил се Серега за эти очки!  Осмотрится
по на╜роду, глянет на  жену, и опять сердце радостью дрогнет: из всех-то она
выделялась за столом, гордая сидела, умная, воспитанная -- очень  и очень не
простая.  Сереге  понрави╜лось,  что  и  Славка  тоже  выделил  ее из  всех,
переговаривал╜ся  с ней через стол.  Сперва так  -- о чем попало,  а тут так
вдруг интересно заговорили, что все за столом смолкли и слушали их.
     --  Хорошо,  хорошо,  --  говорил  Славка, улавливая ухом, что  все его
слушают, -- мы -- технократия, народ...  сухой, как о нас говорят и пишут...
Я бы тут только уточнил: кон╜кретный, а не сухой, ибо  все во главе угла для
нас -- госпо╜дин Факт.
     -- Да,  но  за фактом  подчас стоят не менее конкретные живые  люди, --
возразила на это Клара, тоже улавливая ухом, что все их слушают.
     --  Кто же спорит!  --  сдержанно, через улыбочку,  пуль╜нул  технократ
Славка. -- Но если все  время думать о том, что за фактом стоят живые люди и
делать  на это бесконеч╜ные  сноски, то  наука и техника будут  топтаться на
месте. Мы же не сдвинемся с мертвой точки!
     Клара, сверкая стеклом, медью и золотом, сказала на это так:
     -- Значит, медицина должна в основном подбирать за ва╜ми  трупы? -- это
она сильно выразилась; за столом стало со╜всем тихо.
     Славка на какой-то миг растерялся, но взял себя в руки и брякнул:
     --  Если хотите -- да! -- сказал он. -- Только такой ценой человечество
овладеет всеми богатствами природы.
     -- Но это же шарлатанство,  -- при общей  тишине  негромко,  с какой-то
особой значительностью молвила Клара.
     Славка было засмеялся, но вышло  это фальшиво,  он сам почувствовал. Он
занервничал.
     --   Почему  же   шарлатанство?  Насколько   я   понимаю,  шарлатанство
свойственно медицине. И только медицине.
     -- Вы имеете в виду самовольные аборты?
     -- Не только...
     --  Знахарство?  Так  вот,  запомните раз и навсегда, --  на╜пористо  и
сердито, и назидательно заговорила  Клара, -- что всякий, кто берется лечить
даже  насморк человека, но  не имеет  на это  соответствующего  права,  есть
потенциальный преступник, -- особенно четко и страшно выговорилось у нее это
"п р е с  т у  п  н и  к". И это -- при  бабках, которые во╜всю орудовали  в
деревне всякими травками,  настоями, от╜варами, это  при них  она так... Все
смотрели на  Клару. И тут понял Серега, что отныне жену его  будут уважать и
бояться.  Он ликовал.  Он молился на свою очкастую богиню,  хотелось заорать
всем: "Что, съели?! А вякали!.." Но Серега не заорал, а опять заплакал. Черт
знает, что за  нервы  у него! То и дело  плакал. Он незаметно вытер  слезы и
закурил.
     Славка что-то  такое еще говорил,  но уже и за столом заговорили  тоже:
Славка проиграл. К Кларе потянулись -- кто с рюмкой, кто  с вопросом... Один
очень  рослый родст╜венник  Серегин, дядя Егор, наклонился к Сереге, к  уху,
спросил:
     -- Как ее величать?
     -- Никаноровна. Клавдия Никаноровна.
     --  Клавдия  Никаноровна!  --  забасил  дядя  Егор, рас╜талкивая  своим
голосом другие голоса. -- А, Клавдия Ни╜каноровна!..
     Клара повернулась к этому холму за столом.
     -- Да, я вас слушаю, -- четко, точно, воспитанно.
     --  А вот вы замужем за нашим...  ну, родственником, а свадьбу мы так и
не справили. А почему вообще-то? Не по обычаю...
     Клара не задумывалась над ответами. Вообще, казалось, вот это и есть ее
стихия  --  когда она  в  центре внимания и раздает  направо и налево слова,
улыбки...  Когда  все  удивля╜ются  на  нее, любуются  ею,  кто  и  завидует
исподтишка, а она  все шлет и шлет, и катит от себя волны  духов, обаяния  и
культуры. На вопрос этого дяди Егора Клара чуть прогну╜ла в улыбке малиновые
губы... Скользнула взглядом  по  технократу Славке и  сказала,  не  дав даже
договорить дяде Егору:
     --  Свадьба --  это еще не  знак качества.  Это, --  Клара под╜няла над
столом  руку, показала всем золотое кольцо на пальце,  -- всего лишь символ,
но не гарантия. Прочность се╜мейной жизни не исчисляется количеством выпитых
буты╜лок.
     Ну, она разворачивалась сегодня! Даже  Серега не  видел  еще такой свою
жену.  Нет,  она  была  явно в  ударе.  На дядю  Егора, как на посрамленного
бестактного человека, посы╜палось со всех сторон:
     -- Получил? Вот так.
     -- Что, Егорша: спроть шерсти? Хх-э!..
     -- С  обычаем  полез! Тут  без обычая  отбреют  так, што... На,  закуси
лучше.
     Серега -- в безудержной  радости и гордости за  жену -- выпил, наверно,
лишнего.  У него выросли плечи так,  что он мог касаться ими противоположных
стен  дома;  радость  его  была  велика, хотелось  обнимать  всех  подряд  и
целовать. Он плакал, хотел петь, смеялся... Потом вышел на улицу, под╜ставил
голову  под рукомойник, облился  и  ушел за угол, под навес,  -- покурить  и
обсохнуть. Темнеть уже стало, ветерок дергал. Серега скоро отошел на воздухе
и  сидел,  думал.  Не  думал,  а  как-то отдыхал  весь  --  душой  и  телом.
Редкостный,  чудный  покой  слетел на  него:  он  как  будто  куда-то  плыл,
повинуясь спокойному,  мощному току времени.  И думалось просто и ясно: "Вот
-- живу. Хорошо".
     Вдруг он  услышал два торопливых голоса на крыльце до╜ма; у него больно
екнуло  сердце:  он узнал  голос жены. Он замер. Да, это был голос Клары.  А
второй --  Славкин.  Над  навесом была дощатая перегородка, Славка  и  Клара
подо╜шли к  ней  и стали. Получилось  так:  Серега  сидел  по  одну  сторону
перегородки, спиной к ней, а  они стояли по  дру╜гую сторону... То  есть это
так  близко, что можно было услы╜шать стук сердца чужого, не то  что голоса,
или  шепот,  или возню какую. Вот  эта-то близость -- точно он под  кроватью
лежал -- так поначалу ошарашила, оглушила, что Серега не мог пошевельнуть ни
рукой, ни ногой.
     -- Чиженька мой, -- ласково, тихо -- так  знакомо! --  гово╜рила Клара,
--  да что же ты торопишься-то? Дай я тебя... -- чмок-чмок. Так знакомо! Так
одинаково! Так близко... -- Славненький мой. Чудненький мой... -- чмок-чмок.
-- Сла╜денький...
     Они там  слегка  возились  и толкали  Серегу.  Славка что-то  торопливо
бормотал,  что-то спрашивал --  Серега  пропус╜кал его слова,  -- Клара тихо
смеялась и говорила:
     -- Сладенький мой... Куда,  куда? Ах  ты, шалунишка!  По╜целуй  меня  в
носик.
     "Так  вот это как бывает,  -- с  ужасом, с омерзением, с болью постигал
Серега.  -- Вот  как!"  И  все живое, имеющее смысл, имя,  --  все  ухнуло в
пропасть,  и стала одна черная яма. И ни имени нет, ни смысла -- одна черная
яма. "Ну, те╜перь все равно", -- подумал Серега. И шагнул в эту яму.
     --  Кларнети-ик,  это я, Серый, -- вдруг  пропел Серега, как  будто  он
рассказывал сказку  и подступил к моменту, когда лисичка-сестричка подошла к
домику петушка  и так вот пропела: -- Ау-у! -- еще спел  Серега. -- А я  вас
счас бу╜ду убива-ать.
     Дальше все пошло мелькать, как во сне: то то видел Серега, то это... То
он куда-то бежал,  то  кричали люди. Ни  тяжести своей,  ни плоти Серега  не
помнил. И  как  у него в руке очутился топор,  тоже не помнил. Но вот что он
запом╜нил хорошо: как Клара прыгала через прясло. Прическа у Клары  сбилась,
волосы  растрепались,  когда  она  махнула  че╜рез  прясло, ее  рыжая  грива
вздыбилась над головой... Эта╜кий огонь  метнулся. И этот-то  летящий момент
намертво схватила память. И когда потом Серега вспоминал  бывшую свою  жену,
то  всякий раз в глазах  вставала эта  картина  -- полет, и  было  смешно  и
больно.
     В тот  вечер  все вдруг отшумело, отмелькало... Куда-то все подевались.
Серега  остался один  с топором...  Он стал  все сознавать, стало нестерпимо
больно.  Было так больно, даже  дышать  было  трудно от боли. "Да что же это
такое-то!  Что же  делается?" -- подумал  Серега... Положил на жердину левую
руку и тяпнул топором по пальцам. Два пальца --  указатель╜ный  и средний --
отпали. Серега бросил топор и пошел  в больницу.  Теперь  хоть  куда-то надо
идти. Руку замотал руба╜хой, подолом.
     С тех пор его и прозвали на селе -- Беспалый.
     Клара уехала  в ту  же ночь;  потом  ей  куда-то  высылали  до╜кументы:
трудовую  книжку,  паспорт... Славка  тоже уехал  и больше  на  каникулы  не
приезжал.  Серега  по-прежнему  ра╜ботает  на  тракторе, орудует этой  своей
культей  не хуже  прежнего. О Кларе никогда ни с кем не говорит. Только один
раз поругался с мужиками.
     -- Говорили тебе, Серьга: злая она...
     -- Какая она злая-то?! -- вдруг вскипел Серега. -- При чем тут злая-то?
     -- А какая она? Добрая, что ли?
     -- Да при чем тут -- добрая, злая? В злости, что ли, дело?
     -- А в чем же?
     --  Ни  в чем! Не знаю, в чем... Но не в злости же дело. Есть же другие
какие-то слова...  Нет,  заталдычили  одно:  злая,  злая.  Может,  наоборот,
добрая: брату хотела помочь.
     -- Серьга, -- поинтересовались, -- а вот ты  же  это... лю╜бил  ее... А
если б счас приехала, простил бы?
     Серега промолчал на это. Ничего не сказал.
     Тогда мужики сами принялись рассуждать.
     -- Что она, дура, что ли, -- приедет.
     -- А что? Подумает -- любил...
     -- Ну, любил, любил.  Он  любил, а  она  не  любила Она уже испорченный
человек  --  на  одном  все  равно  не  остановится.  Если  смолоду  человек
испортился, это уже гиблое дело. Хоть мужика возьми, хоть бабу -- все равно.
Она иной раз и сама не хочет, а делает.
     -- Да, это уж только с середки загнить, а там любой ветерок пошатнет.
     -- Воли им дали много!  --  с сердцем сказал Костя Биби╜ков, невзрачный
мужичок, но очень дерзкий на слово. -- Дед Иван говорит: счас хорошо живется
бабе  да  корове,  а  коню и  мужику плохо.  И  верно.  Воли  много,  они  и
распус╜тились. У  Игнахи вон Журавлева  --  тоже:  напилась  дура, опозорила
мужика -- вел ее  через всю деревню. А потом на его же: "А зачем  пить много
разрешал!" Вот как!..
     -- А молодые-то!.. Юбки эти возьми -- посмотришь, иде-ет...Тьфу!
     Серега  сидел в  сторонке,  больше не  принимал  участия  в  разговоре.
Покусывал травинку,  смотрел вдаль куда-то.  Он думал: что  ж,  видно, и это
надо было испытать в жизни.  Но если  бы еще раз налетела такая буря, он  бы
опять растопы╜рил ей руки -- пошел бы навстречу. Все же, как ни больно было,
это  был праздник. Конечно, где  праздник,  там  и по╜хмелье, это  так... Но
праздник-то был? Был. Ну и все.


     OCR: 2001 Электронная библиотека Алексея Снежинского







     Старик  Глухов  в  шестьдесят  восемь  лет  овдовел. Схоро╜нил старуху,
справил поминки... Плакал. Говорил:
     -- Как же я теперь буду-то? Один-то?
     Говорил  --  как  всегда говорят овдовевшие  старики. Ему  правда  было
горько, очень горько, но все-таки он не думал о том,  "как он теперь будет".
Горько было, больно, и все. Вперед не глядел.
     Но прошло время, год прошел, и старику и впрямь ста╜ло невмоготу. Не то
что он -- затосковал... А, пожалуй, затосковал. Дико стало одному в  большом
доме. У него был сын, младший (старших побило на войне), но он жил в городе,
сын, наезжал изредка -- картошки взять, капусты соленой, огурцов, медку  для
ребятишек (старик  держал шесть ульев), сальца домашнего. Но  наезды эти  не
радовали  старика,  раз╜дражали.  Не  жалко  было  ни  сальца,  ни меда,  ни
огурцов... Нет.  Жалко и грустно, и обидно, что  родной сын -- вроде уж и не
сын, а  так -- пришей-пристебай. Он давал сыну  саль╜ца,  капусты... Выбирал
получше. Молчал,  скрепив  сердце, не  жаловался. Ну,  пожалуйся он,  скажи:
плохо, мол, мне, Ванька, душа чего-то... А чего он, Ванька? Чем поможет? Ну,
повздыхают  вместе,  разопьют  бутылочку,  и  он  уедет с  чемоданом  в свой
город-городок, к семье. Такое дело.
     И надумал старик жениться. Да. И невесту присмотрел.
     Было это  9 мая,  в День Победы. Как всегда, в  этот день собралось все
село  на  кладбище -- помянуть  погибших  на войне. Сельсоветский  стоял  на
табуретке со списком, зачи╜тывал:
     -- Гребцов Николай Митрофанович.
     Гуляев Илья Васильевич.
     Глухов Василий Емельянович.
     Глухов Степан Емельянович.
     Глухов Павел Емельянович...
     Эти три -- сыны старика Глухова. Всегда у старика, когда зачитывали его
сынов, горе жесткими сильными пальцами сдавливало горло, дышать было трудно.
Он  смотрел в зем╜лю,  не плакал, но ничего не  видел. И  долго стоял так. А
сельсоветский все читал и читал:
     -- Опарин Семен Сергеич.
     Попов Иван Сергеич.
     Попов Михаил Сергеич.
     Попов Василий Иванович...
     Тихо  плакали  на  кладбище. Именно  -- тихо, в  уголки по╜лушалков,  в
ладони,  вздыхали осторожно,  точно  боялись  люди, что нарушат  и  оскорбят
тишину, какая нужна в эту  минуту. У старика немного отпускало, и он смотрел
вокруг. И каждый раз одинаково думал: "Сколько людей загубле╜но!"
     И тут-то он приметил  в толпе старуху Отавину. Она была нездешняя, хоть
жила здесь давно,  Глухов ее знал.  У старухи Отавиной никого не было в этом
скорбном  списке, но  она со всеми вместе тихо  плакала и крестилась. Глухов
уважал  набожных  людей. За то уважал, что их --  преследуют, под╜смеиваются
над ними... За их терпение и неколебимость. За  честность. Он присмотрелся к
Отавиной...  Горбоносая,  дю╜жая  еще  старушка,   может  легко  с  огородом
управиться,  ба╜ню истопить,  квашню  замесить и хлеб  выпечь. Старик не мог
есть "казенный хлеб" -- из магазина. И  вдруг  подумал ста╜рик:  "Тоже  ведь
одна мается... А?"
     Пришел  домой, выпил  за  сынов  убиенных...  И  стал вплотную  думать:
"Продала бы она свою избенку, перешла бы ко мне жить. А деньги за избу пусть
на  книжку себе поло╜жит. И пусть живет, все не так пусто будет в доме. Хоть
в ба╜ню по-человечески сходить, полежать после баньки безза╜ботно... На стол
--  есть кому  поставить, есть кому  позвать: "Садись, Емельян". Жилым духом
запахнет в доме! Совсем  же  другое  дело, когда в кути, у печки, кто-нибудь
громыха╜ет  ухватами  и пахнет  опарой. Или  ночью, когда  не спится,  можно
потихоньку поговорить...  Можно матернуть  бригади╜ра  колхозного, например.
Она,  правда, набожная,  Отавиха-то,  но можно же  другие  слова  найти,  не
обязательно ма╜териться. У самого дело  к концу  идет,  к могиле, -- хватит,
наматерился за жизнь. Да нет, если бы она пришла, было  бы хорошо. Как ты ни
поворачивайся, а хозяйка есть хозяйка". Так думал старик. Даже взволновался.
     И вот выбрал  он воскресный день, пошел к  Ольге  Серге╜евне Малышевой,
тоже уже старушке, но помоложе  Отавихи, побашковитей.  Эту Ольгу  Сергеевну
старик Глухов когда-то тайно очень любил. Тогда он был не старик, а мо╜лодой
парень,  и  любил  красивую, горластую  Ольгу.  По╜мышлял слать  к Малышевым
сватов,  но  началась револю╜ция. Объявился на селе  некий молодец-комиссар,
быстро окрутил сознательную  Ольгу, куда-то увез. Увезти увез, а  сам где-то
сгинул. Где-нибудь с головой увяз в  кровавой то╜гдашней мешанине.  А  Ольга
Сергеевна вернулась домой и с тех  нор жила одна. Как-то, тоже по молодости,
но уже буду╜чи женатым, Емельян Глухов заперся к Ольге Сергеевне в сельсовет
(она  работала  секретарем  в сельсовете)  и  открыл ей свое  сердце.  Ольга
Сергеевна рассердилась, заплакала и сказала, что после своего орла-комиссара
она никогда в жизни  никого к  себе  близко  не подпустит. Глухов  попытался
объяснить, что он  -- без всяких худых мыслей, а просто ска╜зать, что вот --
любил ее (он был выпивши). Любил. Что тут такого? Ольга Сергеевна  пуще того
обиделась  и  опять  стала говорить, что  все  мужики  не стоят  мизинца  ее
незабвенно╜го комиссара. И так она всех напугала этим своим комисса╜ром, что
к  ней  и  другие боялись  подступиться.  Но  прошло  много-много  лет,  все
забылось, все ушло, давно шумела другая жизнь, кричала на земле другая -- не
ихняя -- лю╜бовь... И старик Глухов и пенсионерка  Ольга  Сергеевна странным
образом подружились. Старик помогал одинокой по хозяйству: снег зимой придет
разгребет,  дровишек  нако╜лет, метлу  на  черенок насадит,  крышу  на  избе
залатает... По╜сидят, побеседуют. Малышева поставит  четвертинку на  стол...
Глухов все побаивался ее и неумеренно хвалил Совет╜скую власть.
     --  Ведь  вот какая... аккуратная  власть! Раньше  как: дожил старик до
глубокой  старости  --  никому не нужен.  А  теперь  --  пенсия. За што мне,
спрашивается, каждый месяц по два╜дцать рублей отваливают? Мне родной сын --
пятерку прие╜дет сунет, и то ладно, а то и забудет. А власть -- легулярно --
получи. Вот они, комиссары-то, тогда... они понимали.  Они жизни свои  клали
-- за  светлое будущее. Я  советую, Ольга  Сергеевна,  стать и почтить ихную
память.
     Ольга Сергеевна недовольно говорила на это:
     -- Сиди. Чего  теперь?.. Нечего теперь, -- она теперь ред╜ко вспоминала
комиссара, а больше рассказывала, как на нее "накатывает" ночами.
     -- Вот накатит-накатит -- все, думаю, смертынька моя пришла...
     -- А куда накатыват-то? На грудь?
     -- А --  на всю.  Всю вот так вот  ка-ак обдаст, ну думаю, все. А после
рассла-абит  всю --  ни рукой, ни  ногой не ше╜вельнуть. И вроде  я  плыву-у
куда-то, плыву-у, плыву-у.
     -- Да,  --  сочувствовал  Глухов.  --  Дело  такое  --  так и  уплывешь
когда-нибудь. И не приплывешь.
     После  того как старик Глухов схоронил жену, он еще ча╜ще наведывался к
Малышевой. Чего-нибудь  делал по хо╜зяйству, а больше  они любили сидеть  на
веранде -- пили чай с медом. Старик приносил в туеске мед. Беседовали.
     -- Тоскуешь? -- интересовалась Малышева.
     Глухов не знал, как отвечать -- боялся сказать не так, а тогда Малышиха
пристыдит его. Она часто -- не то что сты╜дила его, а давала понять, что ему
хоть и  семьдесят  скоро,  а  стоит больше  ее  слушать,  а самому  побольше
молчать.
     -- Тоскуешь?
     -- Так... -- неопределенно говорил Глухов. -- Жалко, конечно. Все же мы
с ей... -- пятьдесят лет прожили.
     -- Прожить  можно  и сто  лет... А  смысл-то  был? Слоны  по двести лет
живут, а какой смысл?
     Глухов обижался:
     -- У меня три сына на войне погибли! А ты мне такие слова...
     -- Я ничего не говорю, -- спускала Малышиха. -- Они погибли за Родину.
     --  Тоскую, конечно,  --  уже  смелее говорил  Глухов.  --  Сколько она
пережила  со  мной!..  Терпела. Я смолоду дура╜коватый  был,  буйный...  Все
терпела, сердешная. Жалко.
     -- Сознание,  сознание... -- вздыхала  Малышева. --  Те╜сать вас  еще и
тесать! Еще двести лет  тесать -- тогда  только на людей будете  похожи. Вот
прожил ты с ей пятьдесят лет... Ну и что? И сказать ничего не можешь. У меня
в огороде бурьян растет... тоже  растет. А  рядом -- клубника виктория. Есть
разница?
     -- Ты чего сердишься-то? -- не понимал Глухов.
     -- Есть разница, я спрашиваю?
     -- Сравнила... телятину с козлятиной.
     -- И буду сравнивать! Потому  что один человек живет -- горит, а другой
--  тлеет. У  одного  --  каждая порочка содер╜жанием пропитана, а другие...
делают только свое дело, и все. Жеребцы.
     -- Не всем же комиссарами быть!  --  сердито возражал Глухов, обиженный
за "жеребца".
     --  Пятьдесят  лет  прожил, -- передразнила Малышева. --  А  из них  --
неделя наберется содержательная?
     -- Ну, содержания-то, слава богу, хватало, чего доброго. С избытком.
     -- Оно и видно! -- Малышева собирала губы в куриную гузку. -- Жеребцы.
     Глухов чувствовал, что чем-то он ее злит, но никак не мог понять чем.
     И  все  же  он  продолжал  ходить  к  Малышевой.  Иногда -- так вот  --
поругивались, иногда ничего,  мирно расходились.  И вечер, глядишь, проходил
незаметно.
     В это воскресенье Глухов пришел к Малышевой без ниче╜го --  без топора,
без ножовки. Пришел поговорить. По╜советоваться. Пришел просить помощи.
     -- Я, Сергеевна, за советом. Помоги.
     -- Что  такое  случилось?  -- навострилась Малышева. Она  любила давать
советы.
     -- Ты старуху Отавину знаешь?
     -- Ну.
     -- Поговорила бы ты с ей -- не согласится ли она ко  мне в дом перейти?
А свою избу пускай продаст. Или так: пускай пока  заколотит ее,  поживем  --
уживемся -- тогда уж  пускай продает. Чтоб  не рисковать зря. Как думаешь? Я
один не осмелюсь с ей говорить, а ты сумеешь. Я не обижу ее... На четырех-то
ногах, хоть они у нас не резвые теперь, но все же покрепче стоять можно. Как
думаешь? -- Глухов непри╜вычно для себя много и скоро тараторил --  ему было
нелов╜ко. -- Думал я, думал  и вот -- надумал. Чижало одному, ну ее к черту.
Да и ей, я думаю, тоже полегче будет. Как ду╜маешь?
     Малышева очень была удивлена. Так была удивлена, что сперва не нашлась,
что сказать путное.
     -- Жениться собрался?
     -- Ну,  жениться...  это... какая уж это женитьба? Так --  сойдемся для
облегчения.
     -- Юридически -- это все равно женитьба. Чего ты хвос╜том-то виляешь?
     Глухов опешил.
     -- Ну -- жениться. А что, это не поощряется?
     Малышева  внимательно  и  как-то  с  отчуждением,  с ка╜ким-то  скрытым
враждебным значением посмотрела на ста╜рика.
     -- А она согласна? Хотя, ты говоришь, не успел с ей...
     -- Не знает она! Вот и  пришел-то просить:  поговорила  бы ты с ей. Где
поговорила,  где и --  уговорила. Она  старушка  ве╜рующая, может, скажет --
грех...   А  какой  грех?  Так-то   разобраться-то.  Я  одинокий,  она  тоже
одинокая...
     -- У нее дочь в городе.
     -- Да это-то!.. Это и у меня вон сын в городе. Толку-то  от их нынче. А
мы бы как-нибудь и скоротали бы остаток жиз╜ни-то. Кто первый  помер -- есть
кому схоронить.
     -- У вас же дети! -- вдруг нервно возвысила голос Малы╜шева. -- Чего вы
сиротинками-то казанскими прикидывае╜тесь?
     Глухов  замолк.  И в свою очередь  внимательно и сердито  посмотрел  на
Малышиху. Чего она злится? Она же вся изозлилась. Чего?
     -- Ты чего, Сергеевна? -- спросил.
     -- Я ничего. Вы жениться-то надумали, не я. А ты меня спрашиваешь: чего
я? Я-то ничего.
     -- Чего-то сердишься...
     -- Да нисколько! Вона, буду я еще  сердиться. Женитесь! Поговорить надо
с Отавихой? Поговорю, -- теперь засуети╜лась Малышева, затараторила тоже. --
Позову ее, и погово╜рим, мне не трудно. Узнаю: согласна она или нет? Чего же
мне сердиться? Смеяться-то над вами, шутами, будут, не надо мной.
     -- Как так?
     -- Что?
     -- Смеяться будут?
     -- А что -- радоваться?
     -- Да разве не бывает так -- старики сходются...
     --  Бывает,  бывает.  Давай  завтра приходи  в  обед...  Я  ее  по╜зову
пораньше, обговорю с ей сперва, а ты попозже, к обе╜ду, приходи. Бывает так,
бывает. Сколько угодно! Я погово╜рю с ей, не беспокойся. Поговорю.
     Старик Глухов  ушел  от Малышевой  с неясным чувством.  Какой-то подвох
чуял со стороны Малышихи. Странная ка╜кая-то  старуха,  ей-богу. Чего-то все
нервничает, злится. Всех бы она переделала, перекроила... Всех бы она  учила
жить, всех бы судила. Старик даже подумал: не вернуться ли да не сказать ей,
что  --   не  надо  никакой  ее  помощи,  сам  как-ни╜будь  управлюсь.  Даже
остановился и постоял. И решил, что -- ладно, черт с ней, пусть поговорит. У
самого  все рав╜но  не  так выйдет  --  не сумеет  ладом  поговорить.  Пусть
злит╜ся, а дело пусть сделает.
     На другой  день  у  старушек  -- Малышевой  и  Отавиной  --  состоялось
свидание. И состоялся разговор.
     Отавиха пришла к Малышевой, первым  делом глянула в  передний угол (нет
ли иконки?), скромно присела на крае╜шек плюшевого дивана. Поздоровалась.
     -- Я  чего призвала тебя, -- сразу начала Малышиха. --  Глухова старика
знаешь?
     -- Емельян Егорыча? Знаю, как же. У его трех сынов убило...
     -- Так  вот он хочет на тебе жениться, --  Малышева отче╜канила  слова,
как семь аккуратных пельменей загнула. -- Ты согласна?
     -- Свят, свят, свят! -- перекрестилась Отавиха. -- Да он что?!
     -- А что? --  как-то даже развеселилась  Малышиха. -- Вы одинокие... Ты
подумай, подумай сперва, не торопись отве╜чать. Он такой же козел,  как все,
но поможет дожить оста╜ток жизни.  Как сама-то думаешь? Избу говорит,  можно
по╜ка не продавать,  можно  заколотить; если уживетесь, тогда уж можно, мол,
продать, а деньги -- на книжку. Как дума╜ешь-то?
     -- Да как я  могу думать? --  искренне не  знала  старуха Отавина. -- У
меня и думы-то все из головы убежали. Как  же -- с  бухты-барахты  -- выходи
замуж, -- Отавиха мелко,  искренне посмеялась.  --  Эдак-то  рассудка  можно
лишить╜ся. Вот так невеста!
     -- Ну, и он тоже -- жених. Как все же?
     -- Да погоди ты, Сергевна, не колготись, дай с духом со╜браться...
     -- Он придет счас. За ответом.
     -- Эка!  -- Отавиха даже  привстала  с дивана и  поглядела на дверь.  И
опять села. -- Вот задача-то!
     -- Ну, я гляжу, ты уж почти согласная.
     Старуха Отавина вдруг серьезно задумалась.
     --  Я  тебе  так  скажу,  Сергевна:  он  старик  ничего,  не  пьет,  не
богохульничает  особо,  я не слышала.  Только... -- Отави╜на  посмотрела  на
сваху. -- Так-то бы оно -- што? Бывают -- сходются, старики, живут...
     -- Бывает.
     -- А ну-ка да он ночами приставать станет?
     Малышева даже рот открыла.
     -- Как?
     -- А как? Так. Они знаешь  какие! Перьво-наперьво я  бы желала  знать и
быть в надежде, што  он приставать не станет. И штоб не матершинничал. Табак
курит... Ну, тут уж... все курют, тут не укоротишь.
     -- Так ты согласная? -- изумилась Малышева.
     -- Погоди-ка, не гони-ка  коней. Я вот  и  говорю: много  у меня всяких
условиев получается.  То -- нельзя, это -- нель╜зя... А старик подумает да и
скажет:  "Чего же тада  и  можно-то?" И все  наше сватовство-то само собой и
распадет╜ся,  --  Отавиха  опять  мелко засмеялась.  -- Вот  не  думала,  не
гадала... Господи, господи.  Оно бы  -- так-то чего? У меня  вон товарка моя
задушевная  бывшая в  Буланихе, где я раньше жила, тоже вот  так вот: пришел
старик, тары-бары, а  по╜томи говорит: "Давай, мол, Кузьмовна, вместе жить".
И жи╜ли.  Он, правда, уж умер  года  два как... А она живет в  его до╜ме.  И
хорошо  жили, я  знаю. Сколько?.. Годов пять жили.  Ничо,  не  обижал ее.  К
концу-то жизни люди умней делают╜ся. Счас вон... поглядишь на нонешних-то...
господи, госпо╜ди!.. Поглядишь,  и ничего не скажешь. Оно бы, знамо, и мне в
покое бы дожить да  в тепле... Избенка-то у меня вся проху╜дилась, рада, что
уж зима кончилась --  никак ее не нато╜пишь. Топишь-топишь, топишь-топишь, а
все как под решетом.
     -- А к дочери-то почему не едешь?
     -- Куда-а! Сами ютятся там на пятачке... Жила. Внуки-то маленькие были,
жила. Измучилась. Все измучились. А теперь  уж  ребятишки-то в школу  пошли,
так я  уж рада-радешень╜ка,  хоть мне эту-то  избенку купили. Свой-то дом  в
Буланихе  я продала.  Когда дочь-то замуж-то вышла, продала. Кресто╜вый  дом
был, сто  лет ишо простоит. Продала, што  сделаешь. Им на капиратив надо,  а
где взять? Он с армии демобили╜зовался, зять-то, моя тоже -- техникум только
закончила. Давай, мол, мама, продадим дом. А тебе, мол, потом ку╜пим, если с
нами жить не захочешь. Вот и жила,  ребятишек  вынянчила, а потом уж -- нет,
давайте, говорю, покупайте мне  хоть маленькую  избушку. Не могу в городе, с
души во╜ротит. Ну  помялись,  помялись, нашли денег на  избу.  В Буланихе-то
постройки  дорогие,  здесь подешевле,  вот  я  здесь и  оказалась.  Оно  бы,
конешно, так-то... на старости-то лет... в тепле бы пожить... Не мешало бы.
     Старик Глухов знал, что  разговор  у старух состоится,  но какой --  не
ведал. На всякий случай он надел новый пиджак, прихватил бутылочку  наливки,
туесок меду и пошел к Ма╜лышевой.
     Пришел... Поздоровался.  Смутился чего-то,  поставил  на  стол бутылку,
туесок... Полез за кисетом.
     --  Ты  погоди с  бутылкой-то,  погоди,  --  сказала  Малышиха.  --  Не
торопись.
     У старика упало сердце. А он  уж крепко настроился на со╜вместную жизнь
с Отавиной, все продумал -- выходило все хорошо. Что же?
     --  Выслушала я вас обоих... Конечно,  эта ваша личная жизнь, вы можете
сходиться... Люди с  ума сходят, и то  ни╜чего. Но хочу все же вас спросить:
как  вам  не совестно? А? --  Малышева бросала эти слова  в  лицо  Глухову и
Отавиной. С какой-то необъяснимой жестокостью, от всего сердца, на╜болевшего
тайной  какой-то  болью, бросала.  Бросала  и бро╜сала, как ни  краснели, ни
вертелись на месте, как ни стра╜дали  эти, потерявшие всякую совесть жених и
невеста. -- Как же вы после этого на  белый свет глядеть  будете? А? Да люди
всю жизнь живут одинокие... Я всю жизнь живу одино╜кая, с  двадцати трех лет
одинокая...  А что, ко мне  не свата╜лись? Сватались. Не ходили по ночам, не
стучали  в  окошко?  Ходили.  Стучали.  Ты,  Глухов,  не  приходил ко  мне в
сельсо╜вет, не  говорил, что жить без меня не  можешь? Не  прих