ряженный пират. Видя, что у нас слишком малый ход, мы поневоле облеклись храбростью, и во время схватки я перескочил к ним: в тот же миг они отвалили от нашего судна; таким образом, я один очутился у них в плену. Они обошлись со мною, как милосердные разбойники; но они знали, что делают; я должен сослужить им службу. Позаботься, чтобы король получил письма, которые я послал; и отправляйся ко мне с такой же поспешностью, как если бы ты бежал от смерти. Мне надо сказать тебе на ухо слова, от которых ты онемеешь; и все же они слишком легковесны для дела такого калибра. Эти добрые люди доставят тебя туда, где я сейчас. Розенкранц, и Гильденстерн держат путь в Англию; про них я тебе многое должен рассказать. Будь здоров. Тот, о ком ты знаешь, что он твой, Гамлет". Идем, вы отдадите ваши письма; Да поспешите, чтоб меня свезти К тому, кто вам их дал. Уходят. СЦЕНА 7 Другая комната в замке. Входят король и Лаэрт. Король Теперь, мое скрепляя оправданье, Ты должен в сердце взять меня как друга, Затем что сам разумным ухом слышал, Как тот, кем умерщвлен был твой отец, Грозил и мне. Лаэрт Нет спора; но скажите, Зачем вы не преследовали этих Столь беззаконных и преступных действий, Как требуют того благоразумье И безопасность? Король О, по двум причинам, По-твоему, быть может, очень слабым, Но мощным для меня. Мать, королева, Живет его лишь взором; я же сам - Заслуга ль то, иль бедствие, не знаю, - Так связан с нею жизнью и душой, Что, как звезда в своем лишь ходит круге, Я с ней во всем. Другое основанье Не прибегать к открытому разбору - Любовь к нему простой толпы; она, Его вину топя в своем пристрастье, Как тот родник, где ветви каменеют, Его оковы обратит в узор; И, слишком легкие в столь шумном ветре, Вернутся к луку пущенные стрелы, Не долетев туда, куда я метил. Лаэрт Итак, погиб отец мой благородный; В мрак безнадежный ввержена сестра, Чьи совершенства - если может вспять Идти хвала - бросали вызов веку С высот своих. Но месть моя придет. Король Спи без тревог; мы не настолько тупы, Чтобы, когда опасность нас хватает За бороду, считать, что это вздор. Ждать новостей недолго; твой отец Был дорог мне; себе же всякий дорог; И, я надеюсь, ты рассудишь сам... Входит гонец с письмами. В чем дело? Гонец Письма, государь, от принца: Одно для вас, другое - королеве. Король От принца? Кто принес их? Гонец Моряки Как будто, государь; я сам не видел, Мне дал их Клавдио; он получил их От тех, кто их принес. Король Лаэрт, ты слушай. - (Гонцу.) Оставь нас. Гонец уходит. (Читает.) "Высокодержавный! Да будет вам известно, что я высажен нагим в вашем королевстве. Завтра я буду ходатайствовать о дозволении увидеть ваши королевские очи; и тогда, предварительно испросив на то ваше согласие, я изложу обстоятельства моего внезапного и еще более странного возвращения. Гамлет". Что это значит? Или все вернулись? Иль здесь обман, и это все не так? Лаэрт Вы узнаете руку? Король То почерк принца Гамлета. "Нагим"! А здесь, в приписке, сказано: "один"! Ты можешь объяснить? Лаэрт Я сам теряюсь. Но пускай придет; Мне согревает горестную душу, Что я могу сказать ему в лицо; "То сделал ты". Король Раз это так, Лаэрт (Хоть как же так? А впрочем, что ж другого?), Дай мне вести тебя. Лаэрт Да, государь; Но только если ваша цель - не мир. Король Мир для тебя. Раз он теперь вернулся, Прервав свой путь, и продолжать его Не хочет больше, я его толкну На подвиг, в мыслях у меня созревший, В котором он наверное падет; И смерть его не шелохнет упрека; Здесь даже мать не умысел увидит, А просто случай. Лаэрт Государь, я с вами: Особенно когда бы вы избрали Меня своим орудьем. Король Так и будет. Тебя заочно здесь превозносили При Гамлете за качество, которым Ты будто блещешь; все твои дары В нем зависти такой не пробудили, Как этот дар, по-моему, не первый По важности. Лаэрт Какой же это дар? Король На шляпе юности он только лента, Хоть нужная; ведь юности к лицу Беспечная и легкая одежда, Как зрелым летам - сукна и меха, С их строгой величавостью. Здесь был, Тому два месяца, один нормандец; Я видел сам и воевал французов; Им конь - ничто; но этот молодец Был прямо чародей; к седлу припаян, Он чудеса с конем творил такие, Как будто сам наполовину сросся С прекрасным зверем. Все, что мог я в мыслях Вообразить по части ловкой прыти, Он превзошел. Лаэрт И это был нормандец? Король Нормандец. Лаэрт Ручаюсь головой, Ламонд. Король Он самый. Лаэрт Я с ним знаком; то в самом деле перл. И украшение всего народа. Король Он о тебе признался И дал такой блистательный отчет В твоем искусстве мастерской защиты, Особенно рапирой, что воскликнул: То было бы невиданное дело - С тобой сравняться в силе; их бойцы Теряют, мол, глаз, и отпор, и натиск, Когда ты бьешься с ними. Этот отзыв Такую зависть в Гамлете разлил, Что он лишь одного просил и жаждал: Чтоб ты вернулся и сразился с ним. Отсюда... Лаэрт Что отсюда, государь? Король Лаэрт, тебе был дорог твой отец? Иль, может, ты, как живопись печали, Лик без души? Лаэрт К чему такой вопрос? Король Не стану спорить: ты любил отца; Но, знаю сам, любовью правит время, И вижу на свидетельстве примеров, Как временем огонь ее притушен. Таится в самом пламени любви Как бы нагар, которым он глушится; Равно благим ничто не пребывает, И благость, дорастя до полноты, От изобилья гибнет; делать надо, Пока есть воля; потому что воля Изменчива, и ей помех не меньше, Чем случаев, и языков, и рук, И "надо" может стать как трудный вздох Целящий с болью. Но коснемся язвы: Принц возвратился; чем же ты докажешь, Что ты и впрямь сын твоего отца? Лаэрт Ему я в церкви перережу горло. Король Да, для убийства нет святой защиты, И месть преград не знает. Но, Лаэрт, Чтобы так случилось, оставайся дома. Принц, возвратись, узнает, что ты здесь; Мы примемся хвалить твое искусство И славу, данную тебе французом, Покроем новым лоском; мы сведем вас И выставим заклады; он, беспечный, Великодушный, чуждый всяким козням, Смотреть не станет шпаг, и ты легко Иль с небольшой уловкой можешь выбрать Наточенный клинок и, метко выпав, Ему отплатишь за отца. Лаэрт Согласен; И я при этом смажу мой клинок. У знахаря купил я как-то мазь, Столь смертную, что если нож смочить в ней И кровь пустить, то нет такой припарки Из самых редких трав во всей подлунной, Чтобы спасти того, кто оцарапан. Я этим ядом трону лезвее, И если я хоть чуть задену принца, То это смерть. Король Все это надо взвесить; Когда и как мы действовать должны. Коль так не выйдет и затея наша Проглянет сквозь неловкую игру, Нельзя и начинать; наш замысел надо Скрепить другим, который устоял бы, - Коли взорвется этот. - Дай подумать!.. За вас мы будем биться об заклад... Нашел: Когда в движенье вы разгорячитесь - Для этого ты выпадай смелей - И он попросит пить, то будет кубок Готов заранее; чуть он пригубит, Хотя б он избежал отравной раны, - Все будет кончено. Стой, что за шум? Входит королева. А, королева! Королева Идет за горем горе по пятам, Спеша на смену. - Утонула ваша Сестра, Лаэрт. Лаэрт Как! Утонула? Где? Королева Есть ива над потоком, что склоняет Седые листья к зеркалу волны; Туда она пришла, сплетя в гирлянды Крапиву, лютик, ирис, орхидеи, - У вольных пастухов грубей их кличка, Для скромных дев они - персты умерших: Она старалась по ветвям развесить Свои венки; коварный сук сломался, И травы и она сама упали В рыдающий поток. Ее одежды, Раскинувшись, несли ее, как нимфу; Она меж тем обрывки песен пела, Как если бы не чуяла беды Или была созданием, рожденным В стихии вод; так длиться не могло, И одеянья, тяжело упившись, Несчастную от звуков увлекли В трясину смерти. Лаэрт Значит, утонула! Королева Да, утонула, утонула. Лаэрт Офелия, тебе довольно влаги, И слезы я сдержу; однако все же Мы таковы: природа чтит обычай Назло стыду; излив печаль, я стану Опять мужчиной. - Государь, прощайте. Я полон жгучих слов, но плач мой глупый Их погасил. (Уходит.) Король Идем за ним, Гертруда. С каким трудом я укротил в нем ярость! Теперь, боюсь, она возникнет вновь. Идем за ним. Уходят. АКТ V СЦЕНА 1 Кладбище Входят два могильщика с заступами и прочим. Первый могильщик Разве такую можно погребать христианским погребением, которая самочинно ищет своего же спасения? Второй могильщик Я тебе говорю, что можно: и потому копай ей могилу живее; следователь рассматривал и признал христианское погребение. Первый могильщик Как же это может быть, если она утопилась не в самозащите? Второй могильщик Да так уж признали. Первый могильщик Требуется необходимое нападение; иначе нельзя. Ибо в этом вся суть: ежели я топлюсь умышленно, то это доказывает действие, а всякое действие имеет три статьи: действие, поступок и совершение; отсюда эрго: она утопилась умышленно. Второй могильщик Нет, ты послушай, господин копатель... Первый могильщик Погоди. Вот здесь тебе вода; хорошо; вот здесь тебе человек; хорошо; ежели человек идет к этой воде и топится, то хочет не хочет, а он идет; заметь себе это; но ежели вода идет к нему и топит его, то он не топится; отсюда эрго: кто неповинен в своей смерти, тот своей жизни не сокращает. Второй могильщик И это такой закон? Первый могильщик Вот именно; уголовный закон. Второй могильщик Хочешь знать правду? Не будь она знатная дама, ее бы не хоронили христианским погребением. Первый могильщик То-то оно и есть; и очень жаль, что знатные люди имеют на этом свете больше власти топиться и вешаться, чем их братья-христиане. - Ну-ка, мой заступ. Нет стариннее дворян, чем садовники, землекопы и могильщики; они продолжают ремесло Адама. Второй могильщик А он был дворянин? Первый могильщик Он первый из всех ходил вооруженный. Второй могильщик Да у него не было оружия. Первый могильщик Да ты кто? Язычник, что ли? Как ты понимаешь писание? В писании сказано: "Адам копал"; как бы он копал, ничем для этого не вооружась? Я тебе еще вопрос задам: если ты ответишь невпопад, то покайся.... Второй могильщик Ну, валяй. Первый могильщик Кто строит прочнее каменщика, судостроителя и плотника? Второй могильщик Виселичный мастер; потому что это сооружение переживет тысячу постояльцев. Первый могильщик Твое словцо мне нравится, скажу по правде; виселица - это хорошо; но только как это хорошо? Это хорошо для тех, кто поступает дурно; а ты вот поступаешь дурно, говоря, что виселица построена прочнее, нежели церковь; отсюда эрго: виселица была бы хороша для тебя. Ну-ка, начинай сначала, Второй могильщик "Кто прочнее строит, чем каменщик, судостроитель и плотник?" Первый могильщик Да, скажи, и можешь гулять. Второй могильщик А вот могу сказать. Первый могильщик Ну-ка! Второй могильщик Нет, черт, не могу. Входят Гамлет и Горацио, поодаль. Первый могильщик Не ломай себе над этим мозги; потому что глупый осел от колотушек скорей не пойдет, а ежели тебе в другой раз зададут такой вопрос, скажи: "могильщик"; дома, которые он строит, простоят до судного дня. Вот что, сходи-ка к Иогену, принеси мне скляницу водки. Второй могильщик уходит. (Копает и поет.) "В дни молодой любви, любви, Я думал - милей всего Коротать часы - ох! - с огнем - ух! - в крови, Я думал - нет ничего". Гамлет Или этот молодец не чувствует, чем он занят, что он поет, роя могилу? Горацио Привычка превратила это для него в самое простое дело. Гамлет Так всегда; рука, которая мало трудится, всего чувствительнее. Первый могильщик (поет) "Но старость, крадучись, как вор, Взяла своей рукой И увезла меня в страну, Как будто я не был такой". (Выбрасывает череп.) Гамлет У этого черепа был язык, и он мог петь когда-то; а этот мужик швыряет его оземь, словно это Каинова челюсть, того, что совершил первое убийство! Может быть, это башка какого-нибудь политика, которую вот этот осел теперь перехитрил; человек, который готов был провести самого господа бога, - разве нет? Горацио Возможно, принц. Гамлет Или придворного, который говорил: "Доброе утро, дражайший государь мой! Как вы себя чувствуете, всемилостивейший государь мой?" Быть может, это государь мой Такой-то, который хвалил лошадь государя моего Такого-то, рассчитывая ее выпросить, - разве нет? Горацио Да, мой принц. Гамлет Вот именно; а теперь это - государыня моя Гниль, без челюсти, и ее стукает по крышке заступ могильщика; вот замечательное превращение, если бы только мы обладали способностью его видеть. Разве так дешево стоило вскормить эти кости, что только и остается играть ими в рюхи? Моим костям больно от такой мысли. Первый могильщик (поет) "Лопата и кирка, кирка, И саван бел, как снег; Ах, довольно яма глубока, Чтоб гостю был ночлег". (Выбрасывает еще череп.) Гамлет Вот еще один. Почему бы ему не быть черепом какого-нибудь законоведа? Где теперь его крючки и каверзы, его казусы, его кляузы и тонкости? Почему теперь он позволяет этому грубому мужику хлопать его грязной лопатой по затылку и не грозится привлечь его за оскорбление действием? Хм! Быть может, в свое время этот молодец был крупным скупщиком земель, со всякими закладными, обязательствами, купчими, двойными поручительствами и взысканиями; неужели все его купчие и взыскания только к тому и привели, что его землевладельческая башка набита грязной землей? Неужели все его поручительства, даже двойные, только и обеспечили ему из всех его приобретений что длину и ширину двух рукописных крепостей? Даже его земельные акты вряд ли уместились бы в этом ящике; а сам обладатель только это и получил? Горацио Ровно столько, мой принц. Гамлет Ведь пергамент выделывают из бараньей кожи? Горацио Да, мой принц, и из телячьей также. Гамлет Бараны и телята - те, кто ищет в этом обеспечения. Я поговорю с этим малым - Чья это могила, любезный? Первый могильщик Моя, сударь. (Поет.) "Ах, довольно яма глубока, Чтоб гостю был ночлег". Гамлет Разумеется, твоя, раз ты в ней путаешься. Первый могильщик Вы, сударь, путаетесь не в ней, так, значит, она не ваша; что до меня то я в ней не путаюсь, и все-таки она моя. Гамлет Ты в ней путаешься, потому что ты стоишь в ней и говорить, что она твоя; она для мертвых, а не для живых; значит, ты путаешься. Первый могильщик Это, сударь, путаница живая; она возьмет и перескочит от меня к вам. Гамлет Для какого христианина ты ее роешь? Первый могильщик Ни для какого, сударь. Гамлет Ну так для какой христианки? Первый могильщик Тоже ни для какой. Гамлет Кого в ней похоронят? Первый могильщик Того, кто был когда-то христианкой, сударь, но она - упокой, боже, ее душу - умерла. Гамлет До чего точен этот плут! Приходится говорить осмотрительно, а не то мы погибнем от двусмысленности. Ей-богу, Горацио, за эти три года я заметил: все стали до того остры, что мужик носком задевает пятки придворному и бередит ему болячки. - Как давно ты могильщиком? Первый могильщик Из всех дней в году я начал в тот самый день, когда покойный король наш Гамлет одолел Фортинбраса. Гамлет Как давно это было? Первый могильщик А вы сами сказать не можете? Это всякий дурак может сказать: это было в тот самый день, когда родился молодой Гамлет, тот, что сошел с ума и послан в Англию. Гамлет Вот как, почему же его послали в Англию? Первый могильщик Да потому, что он сошел с ума, там он придет в рассудок; а если и не придет, так там это не важно. Гамлет Почему? Первый могильщик Там в нем этого не заметят, там все такие же сумасшедшие, как он сам. Гамлет Как же он сошел с ума? Первый могильщик Очень странно, говорят. Гамлет Как так "странно"? Первый могильщик Да именно так, что лишился рассудка. Гамлет На какой почве? Первый могильщик Да здесь же, в Дании; я здесь могильщиком с молодых годов, вот уж тридцать лет. Гамлет Сколько времени человек пролежит в земле, пока не сгниет? Первый могильщик Да что ж, если он не сгнил раньше смерти - ведь нынче много таких гнилых покойников, которые и похороны едва выдерживают, - так он вам протянет лет восемь, а то и девять лет; кожевник, тот вам протянет девять лет. Гамлет Почему же он дольше остальных? Первый могильщик Да шкура у него, сударь, от ремесла такая дубленая, что долго не пропускает воду; а вода, сударь, великий разрушитель для такого собачьего мертвеца. Вот еще череп; этот череп пролежал в земле двадцать лет и три года. Гамлет Чей же это? Первый могильщик Сумасброда одного собачьего; по-вашему, это чей? Гамлет Право, не знаю. Первый могильщик Чума его разнеси, шалопая сумасбродного! Он мне однажды бутылку ренского на голову вылил. Вот этот самый череп, сударь, это - череп Йорика, королевского шута. Гамлет Этот? Первый могильщик Этот самый. Гамлет Покажи мне. (Берет череп.) Увы, бедный Йорик! Я знал его, Горацио; человек бесконечно остроумный, чудеснейший выдумщик; он тысячу раз носил меня на спине; а теперь - как отвратительно мне это себе представить! У меня к горлу подступает при одной мысли. Здесь были эти губы, которые я целовал сам не знаю сколько раз. - Где теперь твои шутки? Твои дурачества? Твои песни? Твои вспышки веселья, от которых всякий раз хохотал весь стол? Ничего не осталось, чтобы подтрунить над собственной ужимкой? Совсем отвисла челюсть? Ступай теперь в комнату к какой-нибудь даме и скажи ей, что, хотя бы она накрасилась на целый дюйм, она все равно кончит таким лицом; посмеши ее этим. - Прошу тебя, Горацио, скажи мне одну вещь. Горацио Какую, мой принц? Гамлет Как ты думаешь, у Александра был вот такой же вид в земле? Горацио Точно такой. Гамлет И он так же пахнул? Фу! (Кладет череп наземь.) Горацио Совершенно так же, мой принц. Гамлет На какую низменную потребу можем мы пойти, Горацио! Почему бы воображению не проследить благородный прах Александра, пока оно не найдет его затыкающим бочечную дыру? Горацио Рассматривать так - значило бы рассматривать слишком пристально. Гамлет Нет, право же, ничуть; это значило бы следовать за ним с должной скромностью и притом руководясь вероятностью; например, так: Александр умер, Александра похоронили, Александр превращается в прах; прах есть земля; из земли делают глину, и почему этой глиной, в которую он обратился, не могут заткнуть пивную бочку? Державный Цезарь, обращенный в тлен, Пошел, быть может, на обмазку стен. Персть, целый мир страшившая вокруг, Платает щели против зимних вьюг! Но тише! Отойдем! Идет король. Входят священники и прочив процессией; тело Офелии, следом Лаэрт и провожающие, король, королева, их свита и прочие. С ним королева, двор. Кого хоронят? И так не по обряду? Видно, тот, Кого несут, отчаянной рукой Сам жизнь свою разрушил; кто-то знатный. Посмотрим издали. (Отходит в сторону вместе с Горацио.) Лаэрт Какой еще обряд, скажите? Гамлет Это Лаэрт, достойный юноша; смотри. Лаэрт Какой еще обряд? Первый священник Чин погребенья был расширен нами Насколько можно; смерть ее темна; Не будь устав преодолен столь властно, Она ждала бы в несвятой земле Трубы суда: взамен молитвословий, Ей черепки кидали бы и камни; А ей даны невестины венки, И россыпи девических цветов, И звон, и проводы. Лаэрт И это все, что можно? Первый священник Все, что можно; Мы осквернили бы святой обряд, Спев реквием над ней, как над душою, Отшедшей с миром. Лаэрт Опускайте гроб. И пусть из этой непорочной плоти Взрастут фиалки! - Слушай, черствый пастырь, Моя сестра творца величить будет, Когда ты в муке взвоешь. Гамлет Как! Офелия? Королева (бросая цветы) Красивые - красивой. Спи, дитя! Я думала назвать тебя невесткой И брачную постель твою убрать, А не могилу. Лаэрт Тридцать бед трехкратных Да поразят проклятую главу Того, кто у тебя злодейски отнял Высокий разум! - Придержите землю, В последний раз обнять ее хочу. (Соскакивает в могилу.) Теперь засыпьте мертвую с живым Так, чтобы выросла гора, превысив И Пелион и синего Олимпа Небесное чело. Гамлет (выступая вперед) Кто тот, чье горе Так выразительно; чья скорбь взывает К блуждающим светилам, и они, Остановясь, внимают с изумленьем? Я, Гамлет Датчанин. (Соскакивает в могилу.) Лаэрт Иди ты к черту! (Схватывается с ним.) Гамлет Плоха твоя молитва. Прошу тебя, освободи мне горло; Хоть я не желчен и не опрометчив, Но нечто есть опасное во мне. Чего мудрей стеречься. Руки прочь! Король Разнять их! Королева Гамлет, Гамлет! Все Господа!.. Горацио Принц, успокойтесь. Приближенные разнимают их, и они выходят из могилы. Гамлет Да, я за это биться с ним готов, Пока навек ресницы не сомкнутся. Королева За что же это, сын мой? Гамлет Ее любил я; сорок тысяч братьев Всем множеством своей любви со мною Не уравнялись бы. - Что для нее Ты сделаешь? Король Лаэрт, ведь он безумен. Королева Оставьте, ради бога! Гамлет Нет, покажи мне, что готов ты сделать: Рыдать? Терзаться? Биться? Голодать? Напиться уксусу? Съесть крокодила? Я тоже. Ты пришел сюда, чтоб хныкать? Чтоб мне назло в могилу соскочить? Заройся с нею заживо, - я тоже. Ты пел про горы; пусть на нас навалят Мильоны десятин, чтоб эта глыба Спалила темя в знойной зоне, Оссу Сравнив с прыщом! Нет, если хочешь хвастать, Я хвастаю не хуже. Королева Это бред; Как только этот приступ отбушует, В нем тотчас же спокойно, как голубка Над золотой четой птенцов, поникнет Крылами тишина. Гамлет Скажите, сударь. Зачем вы так обходитесь со мной? И вас всегда любил. - Но все равно; Хотя бы Геркулес весь мир разнес, А кот мяучит, и гуляет пес. (Уходит.) Король Горацио, прошу, ступай за ним. Горацио уходит. (Лаэрту.) Будь терпелив и помни о вчерашнем; Мы двинем дело к быстрому концу. - Гертруда, пусть за принцем последят. - Здесь мы живое водрузим надгробье; Тогда и нам спокойный будет час; Пока терпенье - лучшее для нас. Уходят. СЦЕНА 2 Зала в замке. Входят Гамлет и Горацио. Гамлет Об этом хватит; перейдем к другому; Ты помнишь ли, как это было все? Горацио Принц, как не помнить! Гамлет В моей душе как будто шла борьба, Мешавшая мне спать; лежать мне было Тяжеле, чем колоднику. Внезапно, - Хвала внезапности: нас безрассудство Иной раз выручает там, где гибнет Глубокий замысел; то божество Намерения наши довершает, Хотя бы ум наметил и не так... Горацио Вот именно. Гамлет Накинув мой бушлат, Я вышел из каюты и в потемках Стал пробираться к ним; я разыскал их, Стащил у них письмо и воротился К себе опять; и был настолько дерзок - Приличий страх не ведает, - что вскрыл Высокое посланье; в нем, Горацио, - О царственная подлость! - был приказ, Весь уснащенный доводами пользы Как датской, так и английской державы, В котором так моей стращали жизнью, Что тотчас по прочтеньи, без задержки, Не посмотрев, наточен ли топор, Мне прочь снесли бы голову. Горацио Возможно ль? Гамлет Посланье вот; прочти в досужий час. Но хочешь знать, что сделал я затем? Горацио О да, прошу вас. Гамлет Итак, кругом опутан негодяйством, - Мой ум не сочинил еще пролога, Как приступил к игре, - я сел, составил Другой приказ; переписал красиво; Когда-то я считал, как наша знать, Стыдом писать красиво и старался Забыть искусство это; но теперь Оно мне удружило. Хочешь знать, Что написал я? Горацио Да, мой добрый принц. Гамлет От короля торжественный призыв, - Зане ему Британец верный данник, Зане любовь должна подобно пальме Меж нами цвесть, зане в венке пшеничном Соединить их дружбу должен мир, И много всяких выспренних "зане", - Увидев и прочтя сие посланье, Не размышляя много или мало, Подателей немедля умертвить, Не дав и помолиться. Горацио А печать? Гамлет Мне даже в этом помогало небо. Со мной была отцовская печатка, Печати Датской точный образец; Сложив письмо, как то, я подписал; Скрепил его и водворил обратно Неузнанным подкидышем. Наутро Случился этот бой; что было дальше, Тебе известно. Горацио А Гильденстерн и Розенкранц плывут. Гамлет Что ж, им была по сердцу эта должность; Они мне совесть не гнетут; их гибель Их собственным вторженьем рождена. Ничтожному опасно попадаться Меж выпадов и пламенных клинков Могучих недругов. Горацио Ну и король! Гамлет Не долг ли мой - тому, кто погубил Честь матери моей и жизнь отца, Стал меж избраньем и моей надеждой, С таким коварством удочку закинул Мне самому, - не правое ли дело Воздать, ему вот этою рукой? И не проклятье ль - этому червю Давать кормиться нашею природой? Горацио Он должен скоро получить из Англии Известие о положеньи дел. Гамлет Должно быть, скоро; промежуток мой; Жизнь человека - это молвить: "Раз". Но я весьма жалею, друг Горацио, Что я с Лаэртом позабыл себя; В моей судьбе я вижу отраженье Его судьбы; я буду с ним мириться; Но, право же, своим кичливым горем Меня взбесил он. Горацио Тише! Кто идет? Входит Озрик. Озрик Приветствую вас, принц, с возвратом в Данию. Гамлет Покорно благодарю вас, сударь мой. - Ты знаешь эту мошку? Горацио Нет, мой добрый принц. Гамлет Тем большая на тебе благодать, потому что знать его есть порок. У него много земли, и плодородной; если скот владеет скотиной, то его ясли всегда будут стоять у королевского стола; это скворец, но, как я сказал, пространный во владении грязью. Озрик Милейший принц, если бы у вашего высочества был досуг, я бы передал ему кое-что от имени его величества. Гамлет Я это восприму, сударь мой, со всем усердием разума. Сделайте из вашей шляпы должное употребление: она для головы. Озрик Благодарю, ваше высочество, очень жарко. Гамлет Да нет же, поверьте мне, очень холодно: ветер с севера. Озрик Действительно, мой принц, скорее холодно. Гамлет И все-таки, по-моему, очень душно и жарко для моей комплекции. Озрик Чрезвычайно, мой принц; так душно, как будто... Не могу даже сказать. Но, мой принц, его величество повелело мне уведомить вас, что оно поставило на вас большой заклад. Дело в том, принц... Гамлет Я вас прошу, помните... (Понуждает его надеть шляпу.) Озрик Право же, мой добрый принц; мне так удобнее, честное слово. Принц, здесь недавно ко двору прибыл Лаэрт; поверьте мне, совершеннейший дворянин, преисполненный самых отменных отличий, весьма мягкий обхождением и видной внешности; поистине, если говорить о нем проникновенно, то это карта или календарь благородства, ибо вы найдете в нем совмещение всех тех статей, какие желал бы видеть дворянин. Гамлет Сударь мой, его определение не претерпевает в вас ни малейшего ущерба; хотя, я знаю, разделяя его перечислительно, арифметика памяти запуталась бы, да и то мы бы только виляли вдогонку, в рассуждении его быстрого хода. Но, в правдивости хвалы, я почитаю его душою великой сущности, а его наделенность столь драгоценной и редкостной, что, применяя к нему истинное выражение, его подобием является лишь его зеркало, а кто захотел бы ему следовать - его тенью, не более. Озрик Ваше высочество говорит о нем весьма непогрешимо. Гамлет Но касательно, сударь мой? Ради чего мы обволакиваем этого дворянина нашим грубым дыханием? Озрик Принц? Горацио Или в чужих устах вы уже не понимаете? Да нет же, сударь, полноте. Гамлет Что знаменует упоминание об этом дворянине? Озрик О Лаэрте? Горацио (тихо, Гамлету) Его кошелек уже пуст. Все золотые слова истрачены. Гамлет О нем, сударь мой. C Озрик Я знаю, что вы не лишены осведомленности... Гамлет Я надеюсь, что вы это знаете; хотя, по правде говоря, если вы это и знаете, то это еще не очень меня превозносит. Итак, сударь мой? Озрик Вы не лишены осведомленности о том, каково совершенство Лаэрта. Гамлет Я не решаюсь в этом сознаться, чтобы мне не пришлось притязать на равное с ним совершенство; знать кого-нибудь вполне - это было бы знать самого себя. Озрик Принц, я имею в виду оружие; по общему суждению, в этом искусстве он не ведает соперников. Гамлет Его оружие какое? Озрик Рапира и кинжал. Гамлет Это его оружие. Ну так что? Озрик Мой принц, король поставил против него в заклад шесть берберийских коней, взамен чего тот выставил, насколько я знаю, шесть французских рапир и кинжалов с их принадлежностями, как-то: пояс, портупей и прочее; три из этих сбруй, честное слово, весьма тонкого вкуса, весьма ответствуют рукоятям - чрезвычайно изящные сбруи и очень приятного измышления. Гамлет Что вы называете сбруями? Горацио (тихо, Гамлету) Я так и знал, что вам еще придется заглянуть в примечания. Озрик Сбруи, мой принц, это портупеи. Гамлет Это слово было бы скорее сродни предмету, если бы мы на себе таскали пушку; а пока пусть это будут портупеи. Но дальше: шесть берберийских коней против шести французских шпаг, их принадлежностей и трех приятно измышленных сбруй; таков французский заклад против датского. Ради чего он "выставлен", как вы это называете? Озрик Король, мой принц, поспорил, мой принц, что в двенадцать ваших схваток с ним он не опередит вас больше, чем на три удара; он ставит двенадцать против девяти; и может последовать немедленное состязание, если ваше высочество соблаговолит дать ответ. Гамлет А если я отвечу "нет"? Озрик Я хочу сказать, мой принц, если вы соблаговолите лично выступить в состязании. Гамлет Сударь, я буду гулять в этой палате, если его величеству угодно, это мое ежедневное время отдыха; пусть принесут рапиры; буде этому господину охота и буде король остается при своем намерении, я для него выиграю, если могу, если нет, мне достанутся только стыд и лишние удары. Озрик Могу я передать именно так? Гамлет В таком смысле, сударь мой, с теми приукрашениями, какие вам будут по вкусу. Озрик Препоручаю мою преданность вашему высочеству. Гамлет Весь ваш, весь ваш. Озрик уходит. Он хорошо делает, что препоручает себя сам; ничей язык не сделал бы этого за него. Горацио Побежала пигалица со скорлупкой на макушке. Гамлет Он любезничал а материнской грудью, прежде чем ее пососать. Таким вот образом, как и многие другие из этой же стаи, которых, я знаю, обожает наш пустой век, он перенял всего лишь современную погудку и внешние приемы обхождения; некую пенистую смесь, с помощью которой они выражают самые нелепые и вымученные мысли; а стоит на них дунуть ради опыта - пузырей и нет. Входит вельможа. Вельможа Принц, его величество приветствовал вас через молодого Озрика, и тот принес ответ, что вы его дожидаетесь в этой палате; он шлет узнать, остаетесь ли вы при желании состязаться с Лаэртом, или же вы предпочли бы повременить. Гамлет Я постоянен в своих решениях; они совпадают с желаниями короля; если это ему удобно, то я готов; сейчас или когда угодно, лишь бы я был так же расположен, как сейчас. Вельможа Король и королева и все сойдут сюда. Гамлет В добрый час. Вельможа Королева желает, чтобы вы как-либо радушно обошлись с Лаэртом, прежде чем начать состязание. Гамлет Это добрый совет. Вельможа уходит. Горацио Вы проиграете этот заклад, мой принц. Гамлет Я не думаю. С тех пор как он уехал во Францию, я не переставал упражняться, при лишних очках я выиграю. Но ты не можешь себе представить, какая тяжесть здесь у меня на сердце; но это все равно. Горацио Нет, дорогой мой принц... Гамлет Это, конечно, глупости; но это словно какое-то предчувствие, которое, быть может, женщину и смутило бы. Горацио Если вашему рассудку чего-нибудь не хочется, то слушайтесь его. Я предупрежу их приход сюда и скажу, что вы не расположены. Гамлет Отнюдь; нас не страшат предвестия, и в гибели воробья есть особый промысел. Если теперь, так, значит, не потом; если не потом, так, значит, теперь; если не теперь, то все равно когда-нибудь; готовность - это все. Раз то, с чем мы расстаемся, принадлежит не нам, так не все ли равно - расстаться рано? Пусть будет. Входят король, королева, Лаэрт и вельможи; Озрик и другие приближенные с рапирами и рукавицами. Стол и на нем кувшины с вином, Король Тебе вручаю эту руку, Гамлет. Король кладет руку Лаэрта в руку Гамлета. Гамлет Простите, сударь; я вас оскорбил; Но вы простите мне как дворянин. Собравшимся известно, да и вы, Наверно, слышали, как я наказан Мучительным недугом. Мой поступок, Задевший вашу честь, природу, чувство, - Я это заявляю, - был безумьем. Кто оскорбил Лаэрта? Гамлет? Нет; Ведь если Гамлет разлучен с собою И оскорбляет друга, сам не свой, То действует не Гамлет; Гамлет чист, Но кто же действует? Его безумье. Раз так, он сам из тех, кто оскорблен; Сам бедный Гамлет во вражде с безумьем. Здесь, перед всеми, Отрекшись от умышленного зла, Пусть буду я прощен великодушно За то, что я стрелу пустил над кровлей И ранил брата. Лаэрт Примирен мой дух, Который должен бы всего сильнее Взывать к отмщенью; но в вопросе чести Я в стороне, и я не примирюсь, Пока от старших судей строгой чести Не получу пример и голос к миру, В ограду имени. До той поры Любовь я принимаю как любовь И буду верен ей. Гамлет Сердечно вторю И буду честно биться в братской схватке. - Подайте нам рапиры. Лаэрт Мне одну. Гамлет Моя неловкость вам послужит фольгой, Чтоб мастерство, как в сумраке звезда, Блеснуло ярче. Лаэрт Вы смеетесь, принц, Гамлет Клянусь рукой, что нет. Король Подай рапиры, Озрик. - Милый Гамлет, Заклад тебе знаком? Гамлет Да, государь; И ваш заклад на слабой стороне. Король Я не боюсь; я видел вас обоих; Он стал искусней, но дает вперед. Лаэрт Нет, тяжела; нельзя ли мне другую? Гамлет Мне по руке. - Длина у всех одна? Озрик Да, принц. Они готовятся к бою. Король Вино на стол поставьте. - Если Гамлет Наносит первый иль второй удар Или дает ответ при третьей схватке, Из всех бойниц велеть открыть огонь; 3а Гамлета король подымет кубок, В нем утопив жемчужину, ценнее Той, что носили в датской диадеме Четыре короля. - Подайте кубки, И пусть литавра говорит трубе, Труба - сторожевому пушкарю, Орудья - небу, небеса - земле: "Король пьет здравье Гамлета!" - Начнемте, - А вы следите зорким оком, судьи. Гамлет Начнем. Лаэрт Начнемте, принц. Бьются. Гамлет Раз. Лаэрт Нет. Гамлет На суд. Озрик Удар, отчетливый удар. Лаэрт Что ж, дальше. Король Постойте; выпьем. - Гамлет, жемчуг - твой, Пью за тебя. Трубы и пушечные выстрелы за сценой. Подайте кубок принцу. Гамлет Сперва еще сражусь; пока отставьте. Начнем. Бьются. Опять удар; ведь вы согласны? Лаэрт Задет, задет, я признаю. Король Наш сын Одержит верх. Королева Он тучен и одышлив. - Вот, Гамлет, мой платок; лоб оботри; За твой успех пьет королева, Гамлет, Гамлет Сударыня моя!.. Король Не пей, Гертруда! Королева Мне хочется; простите, сударь. Король (в сторону) Отравленная чаша. Слишком поздно. Гамлет Еще я не решаюсь пить; потом. Королева Приди, я оботру тебе лицо. Лаэрт Мой государь, теперь я трону. Король Вряд ли. Лаэрт (в сторону) Почти что против совести, однако. Гамлет Ну, в третий раз, Лаэрт, и не шутите; Деритесь с полной силой; я боюсь, Вы неженкой считаете меня. Лаэрт Вам кажется? Начнем. Бьются. Озрик Впустую, тот и этот. Лаэрт Берегитесь! Лаэрт ранит Гамлета; затем в схватке они меняются рапирами, и Гамлет ранит Лаэрта. Король Разнять! Они забылись. Гамлет Нет, еще! Королева падает. Озрик О, помогите королеве! - Стойте! Горацио В крови тот и другой. - В чем дело, принц? Озрик Лаэрт, в чем дело? Лаэрт В свою же сеть кулик попался, Озрик, Я сам своим наказан вероломством. Гамлет Что с королевой? Король Видя кровь, она Лишилась чувств. Королева Нет, нет, питье, питье, - О Гамлет мой, - питье! Я отравилась. (Умирает.) Гамлет О злодеянье! - Эй! Закройте двери! Предательство! Сыскать! Лаэрт (падает) Оно здесь, Гамлет. Гамлет, ты убит; Нет зелья в мире, чтоб тебя спасти; Ты не хранишь и получаса жизни; Предательский снаряд - в твоей руке, Наточен и отравлен; гнусным ковом Сражен я сам; смотри, вот я лежу, Чтобы не встать; погибла мать твоя; Я не могу... Король... король виновен. Гамлет Клинок отравлен тоже! - Ну, так за дело, яд! (Поражает короля.) Все Измена! Король Друзья, на помощь! Я ведь только ранен. Гамлет Вот, блудодей, убийца окаянный, Пей свой напиток! Вот тебе твой жемчуг! Ступай за матерью моей! Король умирает. Лаэрт Расплата Заслужена; он сам готовил яд. - Простим друг друга, благородный Гамлет. Да будешь ты в моей безвинен смерти И моего отца, как я в твоей! (Умирает.) Гамлет Будь чист пред небом! За тобой иду я. - Я гибну, друг. - Прощайте, королева Злосчастная! - Вам, трепетным и бледным, Безмолвно созерцающим игру, Когда б я мог (но смерть, свирепый страж, Хватает быстро), о, я рассказал бы... - Но все равно, - Горацио, я гибну; Ты жив; поведай правду обо мне Неутоленным. Горацио Этому не быть; Я римлянин, но датчанин душою; Есть влага в кубке. Гамлет Если ты мужчина, Дай кубок мне; оставь; дай, я хочу. О друг, какое раненое имя, Скрой тайна все, осталось бы по мне! Когда меня в своем хранил ты сердце То отстранись на время от блаженства, Дыши в суровом мире, чтоб мою Поведать повесть. Марш вдали и выстрелы за сценой. Что за бранный шум? Озрик То юный Фортинбрас пришел из Польши С победою и этот залп дает В честь английских послов. Гамлет Я умираю; Могучий яд затмил мой дух; из Англии Вестей мне не узнать. Но предрекаю: Избрание падет на Фортинбраса; Мой голос умирающий - ему; Так ты ему скажи и всех событий Открой причину. Дальше - тишина. (Умирает.) Горацио Почил высокий дух. - Спи, милый принц. Спи, убаюкан пеньем херувимов! - Зачем все ближе барабанный бой? Марш за сценой. Входят Фортинбрас и английские послы, с барабанным боем, знаменами, и свита. Фортинбрас Где это зрелище? Горацио Что ищет взор ваш? Коль скорбь иль изумленье, - вы нашли. Фортинбрас Вся эта кровь кричит о бойне. - Смерть! О, что за пир подземный ты готовишь, Надменная, что столько сильных мира Сразила разом? Первый посол Этот вид зловещ; И английские вести опоздали; Бесчувствен слух того, кто должен был Услышать, что приказ его исполнен, Что Розенкранц и Гильденстерн мертвы. Чьих уст нам ждать признательность? Горацио Не этих, Когда б они благодарить могли; Он никогда не требовал их казни. Но так как прямо на кровавый суд Вам из похода в Польшу, вам - из Англии Пришлось поспеть, пусть на помост высокий Положат трупы на виду у всех; И я скажу незнающему свету, Как все произошло; то будет повесть Бесчеловечных и кровавых дел, Случайных кар, негаданных убийств, Смертей, в нужде подстроенных лукавством, И, наконец, коварных козней, павших На головы зачинщиков. Все это Я изложу вам. Фортинбрас Поспешим услышать И созовем знатнейших на собранье. А я, скорбя, свое приемлю счастье; На это царство мне даны права, И заявить их мне велит мой жребий. Горацио Об этом также мне сказать придется Из уст того, чей голос многих скличет; Но поспешим, пока толпа дика, Чтоб не было ошибок, смут и бедствий. Фортинбрас Пусть Гамлета поднимут на помост, Как воина, четыре капитана; Будь призван он, пример бы он явил Высокоцарственный; и в час отхода Пусть музыка и бранные обряды Гремят о нем. - Возьмите прочь тела. - Подобный вид Пристоен в поле, здесь он тяготит. - Войскам открыть пальбу. Похоронный марш. Все уходят, унося тела, после чего раздается пушечный залп. "ГАМЛЕТ, ПРИНЦ ДАТСКИЙ" Трагедия "Гамлет" является одной из высочайших вершин творчества Шекспира. Это, пожалуй, наиболее популярное и, по мнению многих критиков, самое глубокое творение великого драматурга. Сила этой трагедии подтверждается не только ее популярностью среди читателей, но особенности тем, что "Гамлет" - пьеса, занявшая одно из первых мест в репертуаре мирового театра, и она сохраняет его уже три с половиной столетия. Постановки трагедии неизменно привлекают публику, и мечта каждого актера - исполнить роль героя в этой трагедии. Вместе с тем "Гамлет" - наиболее проблемное из всех творений Шекспира. Прежде всего эта проблемность определяется сложностью и глубиной содержания трагедии, полной философской значительности. И действительно, Шекспир вложил в "Гамлета" такое огромное социально-философское содержание, что критика с течением времени каждый раз обнаруживает все новые и новые пласты мысли, имеющие большое жизненное значение. Но трагедия Шекспира представляет собой проблему не только в этом отношении. Если мыслителей волнует задача найти и определить сущность той философии, которая лежит в основе трагедии, то эстетиков увлекает задача установления тех художественных качеств, в силу которых это произведение приобрело актуальность для самых разных эпох общественной жизни и было воспринято как свое различными и даже противоположными течениями социально-философской мысли. В самом деле, можно ли считать само собой разумеющимся то, что в трагической истории датского принца представители самых полярных взглядов на жизнь находят подтверждение своим воззрениям? Наконец, "Гамлет" представляет собой проблему также и в специальном литературоведческом аспекте. История сюжета, время создания пьесы и ее текст принадлежат к числу вопросов, к сожалению, не поддающихся простому решению. Некоторые существенные стороны творческой истории "Гамлета" являются своего рода загадками, над распутыванием которых давно уже бьются исследователи. Обилие проблем, связанных с великой трагедией Шекспира, получило Отражение в обширной литературе, посвященной" Гамлету". Об пьесе написано огромное количество исследований, критических работ и этюдов. Специальная библиография, составленная А. Рэйвеном, содержит перечисление более чем двух тысяч книг и статей о "Гамлете", опубликованных в период между 1877 и 1935 годами. Хотя еще не учтена полностью литература, посвященная трагедии за последние двадцать пять лет, тем не менее можно с уверенностью сказать, что поток исследовании за это время отнюдь не уменьшился. Здесь будет сделана попытка осветить основные проблемы, связанные с трагедией. Мы не стремились к исчерпывающей полноте, но надеемся, что ни один из значительных вопросов, вызванных трагедией не обойден. Вместе с тем данная работа не претендует на то, чтоб дать такие решения проблем, которые удовлетворят всех. Ряд вопросов были и останутся спорными и, как всякий пишущий о "Гамлете", автор не может не занять определенной позиции в этих спорах. Наша задача однако, заключается не в выражении своей субъективной точки зрения, а в том, чтобы в меру доступной нам объективности осветить проблематику трагедии, предоставив читателю возможность убедиться самому, какие из предложенных решений являются наиболее убедительными. 1 История сюжета Как уже неоднократно отмечалось, Шекспир обычно не изобретал сюжетов для своих пьес. Он брал уже бытовавшие в литературе сюжеты и придавал им драматическую обработку. Иногда он инсценировал хроники, новеллы или поэмы, но нередко случалось, что он просто переделывал уже готовое драматическое произведение, созданное кем-то из его более или менее отдаленных предшественников. В таких случаях он обновлял текст, несколько видоизменял развитие действия, углублял характеристики действующих лиц, по новому объяснял мотивы их поведения, и в результате от первоначального произведения оставалась только сюжетная схема. Но под пером Шекспира и эта сюжетная схема приобретала новый смысл. Так было и с "Гамлетом". Сюжет этот имел большую данность и неоднократно обрабатывался в литературе уже до Шекспира. Прототипом героя был полулегендарный принц Амлет, имя которого встречается в одной из исландских саг Снорри Стурласона. Это позволяет думать, что сюжет об этом принце, вероятно, был предметом ряда древних легендарных преданий. Первый литературный памятник, в котором рассказывается сага о мести Амлета, принадлежал перу средневекового датского летописца Саксона Грамматика (1150-1220). В своей "Истории датчан", написанной около 1200 года на латинском языке, он сообщает, что история эта произошла еще в языческие времена, то есть до 827 года, когда, в Дании было введено христианство. Таким образом, уже до Саксона Грамматика история Амлета имела многовековую давность, и прошло, вероятно, не меньше полтысячелетия, прежде чем она получила литературную фиксацию. Читателю, вероятно, будет небезынтересно познакомиться с первой из дошедших до нас обработок истории героя. Вот краткое изложение саги об Амлете у Саксона Грамматика. Датский феодал Горвендил прославился силой и мужеством. Его слава вызвала зависть норвежского короля Коллера, и тот вызвал его на поединок. Они условились, что к победителю перейдут все богатства побежденного. Поединок закончился победой Горвендила, который убил Коллера и получил все его достояние. Тогда датский король Рерик отдал в жены Горвендилу свою дочь Геруту. От этого брака родился Амлет. У Горвендила был брат, Фенгон, который завидовал его удачам и питал к нему тайную вражду. Они оба совместно правили Ютландией. Фенгон стал опасаться, что Горвендил воспользуется расположением короля Рерика и приберет к рукам власть над всей Ютландией. Несмотря на то, что для такого подозрения не было достаточных оснований, Фенгон решил избавиться от возможного соперника. Во время одного пира он открыто напал на Горвендила и убил его в присутствии всех придворных. В оправдание убийства он заявил, что будто бы защищал честь Геруты, оскорбленной своим мужем. Хотя это было ложью, никто не стал опровергать его объяснений. Владычество над Ютландией перешло к Фенгону, который женился на Геруте. Следует особо отметить, что в рассказе Саксона Грамматика до этого между Фенгоном и Герутой никакой близости не было. Когда произошло убийство Горвендила, Амлет был еще очень юн. Однако Фенгон опасался, что, став взрослым, Амлет отомстит ему за смерть отца. Юный принц был умен и хитер. Он догадывался об опасениях своего дяди Фенгона. А для того чтобы отвести от себя всякие подозрения в тайных намерениях против Фенгона, Амлет решил притвориться сумасшедшим. Он пачкал себя грязью и бегал по улицам с дикими воплями. Тогда кое-кто из придворных стал догадываться, что Амлет только притворяется безумным. Они посоветовали сделать так, чтобы Амлет встретился с подосланной к нему красивой девушкой, на которую возлагалось обольстить его своими ласками и обнаружить, что он отнюдь не сошел с ума. Но один из придворных предупредил Амлета. К тому же оказалось, что девушка, которую выбрали для данной цели, была влюблена в Амлета. Она тоже дала ему понять, что хотят проверить подлинность его безумия. Таким образом, первая попытка поймать Амлета в ловушку не удалась. Тогда один из придворных предложил испытать Амлета таким способом: Фенгон сообщит, что он уезжает, Амлета сведут с матерью, и, может быть, он откроет ей свои тайные замыслы, а советник Фенгона подслушает их разговор. Так и сделали. Однако Амлет догадался о том, что все это неспроста. Придя к матери, он повел себя как помешанный, запел петухом и вскочил на одеяло, размахивая руками, как крыльями. Но тут он почувствовал, что под одеялом кто-то спрятан. Выхватив меч, он тут же убил находившегося под одеялом советника короля, затем разрубил его труп на куски и бросил в сточную яму. совершив все это, Амлет вернулся к матери и стал упрекать ее за измену Горвендилу и брак с убийцей мужа. Герута покаялась в своей вине, и тогда Амлет открыл ей, что он хочет отомстить Фенгону. Герута благословила его намерение. Так как соглядатай был Амлетом убит, то Фенгон ничего не узнал и на этот раз. Но буйство Амлета пугало его, и он решил избавиться от него раз и навсегда. С этой целью он отправил его в сопровождении двух придворных в Англию. Спутникам Амлета были вручены таблички с письмом, которое они должны были тайно передать английскому королю. В письме Фенгон просил казнить Амлета, как только он высадится в Англии. Во время плавания на корабле, пока его спутники спали, Амлет разыскал таблички и, прочитав, что там было написано, стер свое имя, а вместо него подставил имена придворных. Сверх того он дописал, что якобы Фенгон просит выдать за Амлета дочь английского короля. Переделанное Амлетом письмо возымело действие: придворных казнили, а его обручили с дочерью английского короля. Прошел год, и Амлет вернулся в Ютландию, где его считали умершим. Он попал на тризну, которую справляли по нем. Ничуть не смутившись, Амлет принял участие в пиршестве и напоил всех присутствующих. Когда они, опьянев, свалились на пол и заснули, он накрыл всех большим ковром и приколотил его к полу так, чтобы никто не смог выбраться из-под него. После того он поджег дворец, и в огне сгорел Фенгон, а вместе с ним и вся клика его приближенных. Эту часть повествования Саксон Грамматик заключил следующей "моралью": "О храбрый Амлет, он достоин бессмертной славы! Хитро притворившись безумным, он скрыл от всех свой разум, но, хотя он прикинулся глупым, на самом деле его ум превосходил разумение обыкновенных людей. Это помогло ему не только хитроумно обезопасить себя, но также найти средство отомстить за отца. Его умелая самозащита от опасности и суровая месть за родителя вызывают наше восхищение, и трудно сказать, за что его следует больше хвалить - за ум или за смелость". На этом сага об Амлете не заканчивается. Мы узнаем далее от летописца, что он стал королем и правил вместе со своей женой, английской принцессой, которая была достойной и верной супругой. После ее смерти Амлет женился на воинственной шотландской королеве Гермтруде, которая была ему неверна и покинула своего супруга в беде. Как правитель Ютландии, Амлет был вассалом датской короны. Когда после Рерика королем Дании стал Виглет, он не пожелал мириться с независимым поведением Амлета. Между ними возникла борьба, и Виглет убил Амлета в битве. Нетрудно увидеть, что древняя сага содержит все основные элементы действия трагедии Шекспира. Различия касаются только второстепенных частностей и финала. Однако при всем сходстве сюжета идейный смысл скандинавского предания совсем иной, чем у Шекспира. Сага, изложенная Саксоном Грамматиком, вполне в духе разбойничьей морали средневекового феодального рыцарства. Что касается характера древнего Амлета и Гамлета Шекспира, то общего у них лишь то, что оба они люди большого ума. Но склад ума и помыслы у них совершенно различные, как различны и моральные понятия. Стремясь отомстить за отца, Амлет ничуть не колеблется. Вся его жизнь посвящена только одной этой задаче. Она нисколько не тяготит его, ибо естественно вытекает из суровых законов морали раннего средневековья, в духе которой он воспитан. После изобретения книгопечатания один французский издатель опубликовал манускрипт летописи Саксона Грамматика. Это привлекло к ней внимание французского писателя Франсуа Бельфоре (1530-1583). Произошло это три с половиной века спустя после смерти Саксона Грамматика. История вступила в новый период. Европа переживала знаменательную эпоху, получившую название Возрождения. Передовые люди этого времени, гуманисты, изучали прошлое для того, чтобы извлечь из него уроки для настоящего и будущего. Бельфоре задался целью создать собрание поучительных "Трагических историй". В 1565 выпустил первую часть своего труда, а одиннадцать лет спустя, в пятой книге своих "Трагических историй" (1576), опубликовал на французском языке сагу об Амлете. Бельфоре в основном следовал рассказу датского летописца. Но наряду с этим он более выразительно подал некоторые мотивы сюжета. Три элемента его были им изменены. Прежде всего он ввел то обстоятельство, что между Фенгоном и Герутой существовала связь еще при жизни ее мужа. Во-вторых, он усилил роль Геруты как помощницы сына в деле мести. Она по его наущению подготовляет все необходимое, для того, чтобы Амлет во время пира расправился с придворными. Сама расправа изображена несколько иначе. Принц и в рассказе Бельфоре накрывает опьяневших придворных ковром, но он не сжигает их, а прокалывает пиками, которые заблаговременно приготовила Герута. Король погибает не вместе с придворными. Еще до конца пиршества он удаляется в свою опочивальню. Принц следует за ним, поднимает его с постели и одним ударом меча отрубает ему голову, после чего в злобном торжестве восклицает: "Смотри не позабудь рассказать твоему брату, которого ты предательски убил, что тебя отправил на тот свет его сын, дабы этим утешить его, дать его душе вечный покой среди блаженных духов и выполнить долг, обязывавший меня отомстить за него!" У Бельфоре рассказана также последующая история двух женитьб и смерти Амлета. В 1608 году в Лондоне был напечатан английский перевод рассказа Бельфоре - "История Гамблета". В прошлом веке полагали, что Шекспир был знаком с этим переводом еще до его напечатания и, возможно, пользовался им при создании трагедии. В настоящее время эта версия решительно отвергается. Прежде всего известно, что трагедия Шекспира была написана лет за семь-восемь до появления данного перевода, и едва ли он так долго пролежал бы ненапечатанным. Во-вторых, Шекспир ничем не воспользовался из этого перевода. По мнению современных исследователей, английский перевод рассказа Бельфоре не предшествовал трагедии Шекспира, а явился следствием ее большой популярности, что и побудило перевести рассказ и издать его. Шекспиру не было необходимости пользоваться рассказом Бельфоре ни в подлиннике, ни в переводе, ибо уже существовала пьеса на сюжет о "Гамлете", написанная кем-то до него. Первое упоминание о трагедии, посвященной "Гамлету", относится к 1589 году, когда Томас Неш и одном и своих сочинений иронически отозвался о "куче Гамлетов, рассыпающих пригоршнями трагические монологи". В дневнике театрального антрепренера Филиппа Хенсло имеется запись о спектакле пьесы "Гамлет" в 1594 году. Обычно Хенсло помечал, была ли поставленная пьеса новой. И данной записи такой пометки нет. По-видимому, это была та же пьеса, которую упоминал Томас Неш. Наконец, в 1596 году Томас Лодж в своем сочинении "Несчастия ума" описывал "бледный призрак", который жалобно кричал на театре, подобно торговке устрицами: "Гамлет, отомсти!" О какой пьесе здесь говорится? Есть мнение, что это была трагедия, написанная самим Шекспиром в начале его драматургической деятельности. Однако такое предположение отвергается подавляющим большинством исследователей. Первая пьеса о Гамлете была написана кем-то из предшественников Шекспира. Но кем? Текст этой ранней пьесы не сохранился, поэтому нет возможности установить ее автора посредством анализа языка и стиля. Однако нельзя сказать, что нет никаких данных для определения авторства. Самым веским свидетельством является приведенный выше отзыв Лоджа. Из него выясняется, что в сюжет о Гамлете был введен мотив, совершенно отсутствовавший как в скандинавской саге, так и в ее пересказе у Бельфоре. Мы имеем в виду фигур призрака. В старинной саге убийство отца принца совершалось открыто, и никакой тайны, связанной со смертью короля, не было. Об этом знали все, и в том числе сын убитого. В дошекспировской английской пьесе завязка, очевидно, была иной. Мы не совершим ошибки, предположив, в ней убийство короля было тайным. Эту тайну разоблачал призрак, появлявшийся перед принцем и требовавший от него, чтобы он отомстил убийце. Введение призрака является драматургическим приемом, характерным для предшественника Шекспира Томаса Кида (1557?-1594) принадлежал к плеяде драматургов, которые в конце 1580-х годов произвели реформу английского театра и за короткий срок создали к художественные основы английской драмы эпохи Возрождения. Он явился создателем жанра трагедии мести. Ярким образцом этой Разновидности драмы была его "Испанская трагедия" (ок. 1587 г.). Эта пьеса установила типичные приемы трагедии мести, которые повторяются в ряде драматических произведений эпохи, включая "Гамлета". Каждый драматический жанр имеет свои специфические приемы, со временем приобретающие характер штампов. Трагедии кровавой мести по своим формальным признакам имели ряд общих черт. Сопоставляя "Испанскую трагедию" Кида с другими произведениями этого типа, можно установить следующие характерные драматургические мотивы. Завязку составляет предательское тайное убийство. О нем возвещает появляющийся в начале пьесы призрак. Призрак возлагает задачу мести на кого-нибудь из близких. Однако осуществление мести наталкивается на препятствия, которые мстителю приходится преодолеть, прежде чем он добивается своей цели. Его противник тоже не бездействует, стремясь погубить мстителя, о намерениях которого он подозревает. Кид ввел также в трагедию мести мотив любви. В разных трагедиях того времени этот мотив варьировался, включая ситуацию, к мститель любит дочь того, кого он должен убить ("Антонио и Меллида" Марстона). Тому же Киду принадлежит введение в драму так называемой "сцены на сцене", когда в ходе действия некоторые персонажи разыгрывают пьесу, имеющую по сюжету то или иное отношение к теме основного действия. Наконец, распространенным приемом трагедии мести стало такое построение действия, при котором козни злодея, направленные против благородного мстителя, обращаются против него самого. Если мы теперь обратимся к трагедии Шекспира, то увидим, что в ней содержатся все типичные мотивы трагедии мести, выработанные в драматургии эпохи Возрождения. Скажем прямо, Шекспир в этом не проявил никакой оригинальности. Большинство этих драматургических приемов было выработано до него, в первую очередь Томасом Кидом. Сопоставляя те произведения Шекспира, которые были им созданы посредством переработки пьес его предшественников (например, "Король Иоанн", "Генрих IV'", "Генрих V'", "Король Лир"), критика обнаруживала, что великий драматург всегда оставлял в неприкосновенности сюжетную основу, созданную его предшественниками. Так как мы знаем, что существовала трагедия о Гамлете, написанная еще до Шекспира, то мы можем с полным основанием утверждать, что уже дошекспировский "Гамлет" содержал сюжетную основу великой трагедии. Остается, только выяснить, кто был автором дошекспировского "Гамлета". Исследователи единодушно считают, что автором этой трагедии мог только Томас Кид. К предыстории шекспировской трагедии имеет некое отношение еще одна пьеса. В 1781 году в Германии была напечатана трагедия под названием "Наказанное братоубийство, или Гамлет, принц Датский". Удалось установить, что рукопись этой пьесы относится к 1710. Исследование вопроса о происхождении пьесы привело к следующему. С конца XVI века английские актеры постоянно гастролировали в Германии. По-видимому, они и привезли с собой пьесу о "Гамлете", которая впоследствии была переведена на немецкий язык. Исследователи XIX века были убеждены в том, что "Наказанное братоубийство" представляло собой перевод и переработку дошекспировского "Гамлета". Думали, что это в общем довольно близкое воспроизведение пьесы Т. Кида о Гамлете. Более тщательное сопоставление обнаружило ряд совпадений между "Наказанным братоубийством" и шекспировским текстом, что заставило пересмотреть мнение шекспироведов прошлого века. "Наказанное братоубийство" содержит как элементы дошекспировского произведения, так и отдельные детали, взятые у Шекспира. Перед нами текст очень сложного состава, частично отражающий сюжет, каким он был у предшественников Шекспира, и частично измененный под влиянием трагедии Шекспира. В настоящее время исследователи не считают возможным рассматривать "Наказанное братоубийство" как источник трагедии Шекспира, но отдельные элементы текста позволяют догадываться, хотя бы отчасти, какую форму имела трагедия до Шекспира. Особенно интересным является то, что "Наказанному братоубийству" предшествует пролог. Ни в одном издании шекспировского "Гамлета" пролога не имеется. Пролог "Наказанного братоубийства" - в духе трагедий мести и, в частности, заставляет вспомнить, что "Испанская трагедия" Т. Кида также открывалась прологом. Мы остановились столь подробно на этом круге вопросов потому, что факты указывают на популярность сюжета о Гамлете в театре эпохи Возрождения. Оригинальность Шекспира в данном случае, как и во многих других, проявилась отнюдь не в изобретении сюжета. Сюжет был готов уже до того, как Шекспир взялся за его обработку. При всей скудости сведений о дошекспировском Гамлете можно все же с полным основанием утверждать, что ранняя трагедия была лишена той философской глубины, какую мы обнаруживаем и великом творении Шекспира. В центре дошекспировской трагедии была нравственная проблема, воплощенная в теме мести. Собственно, можно даже сказать, что едва ли вопрос о мести был проблемой философско-этического характера, скорее он стоял перед героем просто как нелегкая практическая задача. Шекспир в своей трактовке сюжета намного расширил его рамки. Хотя вопрос о мести играет важную роль и в его трагедии, тем не менее здесь он не является тем сюжетным мотивом, который подавляет остальные. Наоборот, как мы увидим далее, вопросы более широкого философского характера в трагедии Шекспира до известной степени даже приглушили тему мести, выдвинув другие мотивы. 2 Датировки трагедии и ее первопечатные тексты Читатель, следивший за комментариями к предшествующим произведениям Шекспира, не мог не заметить, что одной из важнейших основ установления хронологии пьес великого драматурга был список его произведений, опубликованный Ф. Мересом в 1598 году. В этом списке "Гамлет" не упоминается. Отсюда можно сделать вывод, что трагедия была создана Шекспиром после 1598 года. Следующее документальное свидетельство, помогающее установить хронологию, содержится в реестре Палаты книготорговцев, где регистрировались все предполагавшиеся к изданию книги. 26 июля 1602 года издатель Робертс, связанный с труппой Шекспира, зарегистрировал "Книгу, называющуюся Месть Гамлета, принца Датского, в том виде, в каком она недавно исполнялась слугами лорда-камергера". Этот документ показывает, что трагедия была написана Шекспиром и поставлена на сцене до середины 1602 года. Наконец, среди бумаг современника Шекспира Гэбриела Харви был обнаружен листок с надписью, сделанной между 1589-1601 годами, где Харви упоминает трагедию Шекспира в следующем контексте: "Молодежь увлекается Венерой и Адонисом Шекспира, а люди более зрелого ума предпочитают его Лукрецию и трагедию Гамлет, принц Датский" По мнению Э.-К.Чемберса, "Гамлет" был создан и впервые поставлен на сцене в 1600-1601 годах. Эта датировка пьесы является наиболее общепринятой. При жизни Шекспира трагедия была напечатана трижды: 1603, 1604, 1611 годах. После смерти Шекспира "Гамлет" был в первом собрании его сочинений, в фолио 1623 года. С точки зрения текстологической значение имеют три издания: 1603, 1604 и 1623 годов, тогда как издание 1611 г. является просто перепечаткой текста кварто 1604 г. Что же касается перечисленных трех изданий, то между ними существуют расхождения в тексте. Для современных читателей "Гамлет" представляет собой произведение вполне определенного содержания; следует, однако, сказать, что со строго научной точки зрения существует не один, а четыре текста "Гамлета". Первые три - это названные первопечатные тексты, а четвертый - это тот сводный текст, который печатается в современных изданиях сочинений Шекспира. Главная задача текстологии заключалась в установлении, того какой из трех первопечатных текстов является наиболее аутентичным, то есть соответствующим рукописи Шекспира. Наибольшую проблему в связи с этим составляло соотношение между самым первым и двумя последующими изданиями. Второе кварто, 1604 г., и фолио 1623 г. в основном совпадают. Расхождения между ними сравнительно невелики. Иначе обстоит дело с кварто 1603 г. Оно вдвое короче по сравнению с кварто 1604 г. Чем можно объяснить такое различие между первым и вторым изданиями трагедии? Вплоть до начала ХХ века шекспироведы считали, что кварто 1623 г. является первым вариантом трагедии. Шекспир, как полагали, затем доработал и дописал свое произведение, вдвое увеличив его объем. На этом основании строились предположения о творческой истории трагедии. Некоторые исследователи, сопоставляя оба текста, делали умозаключение о том, какие идейные и художественные соображения побудили Шекспира произвести изменения в первоначальном тексте. В данное время мнение о том, что кварто 1603 года представляет собой первый вариант трагедии, шекспироведением отвергается. А.-У. Поллардом было убедительно доказано, что в эпоху Шекспира книгоиздатели нередко добывали незаконным путем тексты популярных пьес и печатали их без разрешения автора и труппы, которой принадлежала пьеса. Так как театры очень оберегали рукописи пьес, то недобросовестные издатели прибегали к двум приемам, Один состоял в том, что текст стенографировался во время спектакля и после расшифровки печатался. Второй способ состоял в том, что издатели подговаривали кого-нибудь из второстепенных актеров, состоявших на жалованье, воспроизвести текст пьесы по памяти. Само собой разумеется, что в таких случаях актер точнее всего мог воспроизвести ту роль, которую он сам исполнял в данной пьесе. Именно второй способ и был применен двумя издателями, которые опубликовали первое кварто "Гамлета" в 1603 году. Правда, что еще до этого другой издатель, Робертс, зарегистрировал "Гамлета" в Палате книготорговцев. Это было сделано, по-видимому, для того, чтобы воспрепятствовать незаконному, "пиратскому" изданию пьесы. Однако "пиратов", раздобывших текст "Гамлета", это не остановило. Они издали книгу без предварительной регистрации. Что же представлял собой текст, напечатанный ими? Анализ, произведеный при помощи сопоставления с кварто 1604 г., показал, что в обоих изданиях до деталей совпадает текст третьестепенного персонажа - Марцелла. Некоторые другие маленькие роли тоже очень точно воспроизведены в издании 1603 г., если сравнить их с соответствующими местами текста 1604 года. Так как известно, что в театре Шекспира на долю одного актера иногда приходилось исполнение двух-трех ролей в одной и той же пьесе, то очевидно, что текст первого издания "Гамлета" был создан актером, игравшим роль Марцелла и другие второстепенные роли в трагедии. Там, где он присутствовал на сцене, он лучше запоминал и речи других персонажей. Есть мнение, что это не текст, предназначавшийся для печати, а сокращенный сценический вариант для провинниальных гастролей какой-то труппы и что всю пьесу для этой цели воспроизвел актер, игравший Марцелла и, по-видимому, Луциана (убийцу в пьесе, разыгрываемой по заказу Гамлета в присутствии короля). Создатель этой версии Дати считает, что в тех случаях, когда память изменяла актеру, он восполнял пробелы при помощи дошекспировской пьесы о "Гамлете". По мнению этого исследователя, "Наказанное братоубийство" представляло собой также воспроизведение пьесы, предназначенное для представления во время гастролей на континенте. По его мнению, актеры, составившие текст этой пьесы, видимо, играли раньше по тексту кварто 1603 г., который дополнялся ими местами из дошекспировского "Гамлета". Как бы то ни было, ученые сходятся в том, что кварто 1603 г. не вариант трагедии Шекспира, а ее искаженный текст, составленный кем-то, кто использовал при этом отдельные пассажи из дошекспировского "Гамлета". С подлинным шекспировским текстом мы сталкиваемся впервые лишь в издании 1604 г. По-видимому, появление искаженного текста кварто 1603 г. побудило Шекспира и его труппу противопоставить "пиратской" переделке подлинный текст трагедии. При этом на титульном листе было подчеркнуто отличие данного текста от предшествующего издания. В подзаголовке трагедии указывалось, что в данном издании она "дополнена вдвое против прежнего в соответствии с подлинной и точной рукописью". Это наиболее полный текст трагедии. Правда, в нем нет 83 строк, которые мы найдем в фолио 1623 г. Пропуски в тексте кварто 1604 г. таковы: 1) опущена часть беседы Гамлета с Розенкранцем и Гильденстерном - II, 2, строки 244-276 и 352-379 (в нашем издании текст "Гамлета" печатается по переводу М. Лозинского, который является эквилинеарным, т. е. равен по количеству строк подлиннику, что позволяет легко произвести отсчет), начиная от слов Гамлета "Позвольте вас расспросить обстоятельнее..." до слов "...сказать вам, как честный человек, - служат они мне отвратительно". И затем опять от слов "Почему же? Или они начали ржаветь?" до "Да, принц, забрали; Геркулеса вместе с его ношей" - вся часть диалога, касающаяся конкуренции между театрами; 2) второй пропуск относится к сцене, когда Лаэрт видит обезумевшую Офелию, IV, 5, строки 161-163; 3) в сцене с могильщиками отсутствуют строки, необходимые для понимания остроты второго могильщика, - V, 1, строки 39-42; 4) опущен конец разговора Гамлета с Горацио - V, 2, строки 68-80. Любопытно отметить, что при всей дефектности кварто 1603 года как раз это место там сохранено полностью. Все эти сокращения не столь значительны, чтобы обесценить текст второго кварто. У него, правда, есть другие дефекты. По мнению Дж. Довера Уилсона, главный недостаток второго кварто - большое количество всяких опечаток, превращающих местами текст в загадку. Впрочем, значительную часть этих загадок текстологи сумели решить. Наконец, мы обладаем также текстом фолио 1623 г., который в основном соответствует тексту кварто 1604 г. Главное различие между этими двумя доброкачественными текстами состоит в том, что в фолио имеются те строки, которые пропущены в хорошем кварто, но зато в фолио отсутствует 230 строк, которые есть в кварто 1604 г. Строк пять, по-видимому, было просто пропущено по недосмотру наборщика, тогда как остальные сокращения, то есть 225 строк, по мнению Довера Уилсона, свидетельствуют о том, что текст пьесы сокращался для представления на сцене. Главные из этих сокращений следующие: 1) несколько строк, предшествующих появлению призрака, в I, 1 и в I, 4.; 2) 27 строк сокращено в сцене в спальне королевы - III, 4; 3) сильно сокращена вся сцена прохождения войск Фортинбраса полностью отсутствует монолог Гамлета, начинающийся словами: "Как все кругом меня изобличает..."; 4) 25 строк отсутствуют в сцене сговора Клавдия и Лаэрта против Гамлета - IV, 7; 5) значительно сокращено начало последней сцены трагедии - V, 2, в частности сильно срезана беседа с Оэриком и совсем опущен вельможа, являющийся с повторным приглашением к Гамлету выступить на поединке с Лаэртом. По мнению Довера Уилсона, эти сокращения были сделаны самим Шекспиром. Во всяком случае, как он пишет, "сам Шекспир едва ли обошелся бы с собственными стихами более осторожно". Как бы то ни было, даже это сокращение двухсот с лишним строк из общего Количества текста, достигающего почти четырех тысяч строк, является незначительным. Сюжету оно не наносит никакого ущерба, и лишь в одном случае от этого сокращения страдает идейная сторона пьесы, ибо выпущенным оказался монолог, в котором Гамлет говорит о назначении человека утверждая необходимость пользоваться разумом не только для размышлений о жизни, но и для того, чтобы принимать решения и действовать. По мнению современных исследователей, тексты второго фолио близки к рукописи Шекспира. Даже сокращения в фолио не позволяют считать, что перед нами сценический вариант. Пропуски в тексте лишь незначительно сокращают пьесу, и в таком виде она, как и в кварто 1604 г., была слишком велика для спектакля. Как известно, представление в шекспировском театре длилось 2-2 1/2 часа. Если быстро читать вслух только один текст второго кварто или фолио в подлиннике, то это займет больше времени. Поэтому предполагают, что на сцене шекспировского театра "Гамлет" едва ли шел полностью в том виде, в каком он дан во втором кварто или в фолио. Обратимся теперь к тому тексту, который печатается в современных изданиях трагедии Шекспира. Он представляет собой сводный текст, который воспроизводит все то, что дано в кварто 1604 и в фолио 1623 г. Иначе говоря, читатель нашего времени имеет перед собой гораздо более полный текст, чем тот, по которому знакомились с "Гамлетом" современники Шекспира. Они читали в лучшем случае одно из двух изданий - либо второе кварто, либо фолио. Современный читатель находится в гораздо более выгодном положении. Ему доступен текст, содержащий все написанное Шекспиром об истории датского принца. Единственное, чего наука не может сказать читателю, - это в каком точно виде пьеса шла на сцене шекспировского театра. Достоверно можно утверждать лишь то, что в том полном объеме, в каком мы ее читаем теперь, она в театре Шекспира не ставилась. Существуют различные мнения о творческой истории трагедии, и было высказано много предположений относительно различных изменений в деталях, которые Шекспир, возможно, сделал в тексте пьесы в процессе ее сценической жизни. Немалый интерес представляет также вопрос о ремарках. В этом отношении полезны все три первопечатных издания. Несмотря на дефектность текста первого кварто, ремарки, содержащиеся в нем, также помогают представить себе некоторые детали сценического воплощения трагедии на театре того времени. Ремарки кварто 1604 г. несколько скупы, зато в фолио есть много дополнительных ремарок, явно отражающих различные детали постановки трагедии в шекспировском театре. Современные издания учитывают все ремарки первопечатных текстов и, сверх того, дополняют их различными указаниями, вытекающими из текста речей персонажей. Что касается деления на акты и сцены, то оно не принадлежит Шекспиру. Первое кварто вообще не содержит никаких делений. Это было связано с практикой английского театра конца XVI-начала XVII века, когда спектакль шел непрерывно. Кварто 1604 г. также не разделено на акты и сцены. Впервые попытка деления действия на части произведена в фолио 1623 года. В это время уже возник обычай если не в практике театра, то при печатании пьес делить их на пять актов, согласно драматургической теории классицизма. Это усиленно насаждал современник Шекспира Бен Джонсон. Издатели фолио 1623 года в этом отношении непоследовательны. В некоторых пьесах они произвели полное разделение на акты и сцены, в других частичное разделение, а в третьих оставили все, без какого бы то ни было членения на отдельные части. В "Гамлете", как он напечатан в фолио, деление было проведено только до начала второго акта. Дальнейший текст идет без указаний