тствии с дамами... Мужчины имеют право на преступление, но не на подлость. Я взъерошил загривок и прыгнул, чтобы отомстить обидчику, но ЧК был проворнее и сильнее, мирозданье вздрогнуло и поплыло куда-то, тот час же я ощутил, что наш трехмерный мир тает, и мы оба с Козеттой почувствовали, что погружаемсяв плоскость компьютера, проходя, словно сквозь неведомую диафрагму... Почти такую же, как когда-то виденную мной, и закрывающую вход в зеленый колодец, отворяющий путь в Волшебную страну. Началось приключение, и первое о чем я привычно подумал, что нас не скоро хватятся, - время на трехмерной земле идет в медленнее и значит, когда там проходит пять минут, здесь могут пройти часы. Не надо надеяться на Дока, Каролину и Маму-Лисаньку, а искать выход здесь. ... Но прежде чем искать выход, еще надо заодно насладиться и свалившимся на голову приключением. Вернее приключением, в которое мы провалились... Следующее, что пришло в голову: мы с Козеттой исчезли, но мы живы, приключения любим оба, и даже хорошо, что нас не скоро хватятся, и хорошо, что у нас есть масса времени на поиск выхода. А третье хорошо, что мы с Козеттой когда-то да побудем вдвоем... Потом я подумал, что героев сказок часто заколдовывали злые силы, но потом же все оказывалось по справедливости. Будем считать, что мы попали в сказку... В сущности ничего удивительного или страшного не произошло, раз я могу мыслить, значит мы с Козеттой существуем, но вот первая для собаки странность: вокруг не ощущалось никакого цвета и никакого звука, а их заменяли сероеподобие тумана, и тягучая мелодия, которую я конечно не запомнил. Ее запомнила Козетта. Это, как потом оказалось, была искаженное во времени, сплюснутое в пространстве - "Болеро" Равеля. ... яв этой ситуации предпочел бы "Сороку" Россини. Постепенно музыка на наших глазах стала превращаться в каскады и мириады линий. Линии, линии, линии: двоящиеся, троящиеся, множащиеся. Я стал вертеться и обнаружил, что довольно близкий горизонт также испещрен линиями. Если бы я не знал запахмоей суженой, то испугался бы не в шутку. Рядом со мною тоже была линия (разум протестовал, но чувства... ). Линия пахла моейКозеттой. Обоняние у собак как оказалось не зависит от измерения. Я выпростал вперед лапу. Именно вперед, потому что поднять ее вверх не мог. Только вперед и в сторону. И лапа моя - родная моя лапа тоже была похожа на линию. И когда две линии соединились, я почувствовал то, что чувствовал трогая Козетту всегда. Нам обоим показался этот вечер красным, хотя компюьтер 325 SE PC, также как и собачий глаз, не был предназначен для восприятия и сканирования цветных изображений. Глава 5 Король Теней Удивительно, почему, если Вселенский Разум хочет помочь, мозг всегда знает, что и когда подсказать. Мы редко прислушиваемся к нему. Откуда в диссертации Пал Палыча появился кусок об исчезнувших (проглоченных компьютером) собаках. Ведь это может означать только одно: времени не существует. Или: то что должно произойти - уже произошло"... А то, что мы принимаем за время - лишь бесконечные мириады множащихся пространств. Первое ощущение - реальность произошедшего. Как будто меня засунули в собачью будку. Потом Козетта спросила: - Хвостик, а что это было? Она меня называет "Хвостиком". Я очень люблю ласку и плачу человечеству тем же. Но сейчас ласковое слово Козетты придало мне особых, внепространственных сил. Ведь в самом деле я несу ответственность за свою даму. - Ну, на "что это было" ответить еще можно, а вот, что теперь будет - на это уже сложнее. К счастью, по поводу второго Козетта меня не спрашивала. Мы вместе, а это уже полдела, хотя как вы понимаете, я предпочел бы выпутываться без нее. - Как, что было, Лохматушка, мы, - если мне не изменяет мое очеловеченное, собачье чутье, попали в компьютер. Нас сюда затащил Вирус. Я пишу это слово с большой буквы, потому что до того, как я узнал в нем профессора, прятавшегося в четвертом измерении и из пятого сумевшего перебраться в первое, и носящего имя ЧК (Черный Квадрат), он уже успел доказать свою способность мыслить. Я называю свою избранницу Лохматушкой или Штучкой - на русский манер, Козетта и есть в переводе "Штучка", но чаще Лохматушка; с одной стороны мне слышится в этом слове "матушка", а с другой я постоянно подчеркиваю неимоверность Козетиной прически. Кстати Мама-Лисанька ее причесывает как-то по особому. Что делать, - дамы есть дамы. Но я покривил душой. Лохматушка не была здесь лохматой, она выглядела пусть очень милой, но линией, как и все здесь. И очень огорчалась, что это измерение испортило ей прическу. Лохматушка столь же прелестна, сколь и умна, поэтому не стала удивляться тому, что компьютерный вирус утащил нас, живых существ в иное измерение, она вообще, по ее же собственным словам удивляется разве что добропорядочности соседей по планете и галантности современных собак. После дороги туда, бывает дорога обратно. Если ее вдруг нет, или есть дорога только туда, то это говорит о том, что иную дорогу мы просто не видим. Так говорила Мама-Лисанька. Я это вспомнил ее слова и совершенно успокоился. - Рад приветствовать Вас в Лайнландии, - вдруг раздался откуда-то глухой и одномерный голос. И линии вокруг тот час же засветились. Было ощущение, что мы находимся внутри проволочного клубка. Мы (хотел сказать "оглянулись", но оглядываться в том мире было невозможно) и оторопели. Это невозможно объяснить словами. Мир перед нами был лишен объема, и был абстрактен до абсолюта. Я хотя и пытался повернуться, но из любой точки видел перед собой только линию, казалось одну и ту же линию. Мы с Козетой потом насчитали их великое множество, они стали разноцветными, за ними были другие, это было заметно, когда они перемещались. Голос прозвучал и, судя по поведению линий, принадлежал хозяину. По крайней мере - хозяину положения. - Такого подарка мне еще не посылала фортуна, - снова сказал голос, и мы почувствовали, что ближайшая к нам линия хихикнула. Линия разговаривает? Что тут удивительного? Я совсем забал, что в этом мире мы с Козеттой тоже линии. Но это может означать, что и этой линией закодирован некто. Если тут все кто выглядит линиями закодирован (заколдован) - значит наверняка собралась не плохая компания. Грустно, но как же в таком случае существующие в этом измерении предметы и живые существа различают друг-друга. По цвету, но цветов не так много, по запаху - проблематично, по длине линий. Но каким же надо обладать глазомером, чтобы отличить один отрезок прямой от другого? Я спросил об этом нашего пленителя. - Это наш главный секрет, секрет этого мира. Зачем он вам, вы ведь не специалисты по электронному разуму, вы обычные творческие собаки или люди. Вам не надо знать много, вы ведь не собираетесь демонтировать мирозданье. Не беспокойтесь - вы не сделали этому миру ничего плохого, я просто присоединил вас к своей коллекции вечности, - сказал он немного таинственно. - А секрет, как мы различаем друг-друга, боюсь, огорчит Вас. - Вот как, а тогда может быть, вы объясните нам в чем состоит ваша коллекция, и как мы можем быть ее частью. Это что коллекция линий, или тех, кто стоит за этими линиями? - Я, видите лив некотором роде, по совместительству - компьютерный вирус, и я коллекционирую, собираю, - поправился он, - материальную информацию из того мира (трехмерного) в этот. У меня большая коллекция, большой урожай трехмерных, несущих информацию существ. Я не стал с ним спорить и говорить, что древние говорили: "большой урожай к большой беде", а он меж тем продолжал. - В трехмерном мире нет вечности, а здесь она есть. В том мире наличествует неравенство, а здесь все одинаковы. Линии. И даже я не могу точно определить кто-кто, потому что видел их только однажды, подходя к окну в ваше измерение, как вы конечно понимаете, это окно - экран компьютера. А здесь все как в ленте Мебиуса, нет ни времени, ни пространства. Я позволю себе, если не возражаете, показать вам ваш мир со стороны, из плоскости, в которой вы находитесь. И вы сами убедитесь, что там сплошная суета... Насколько я понимаю, вы здесь с близким вам существом, так неужели вам хочется назад, в эфемерное пространство, а не пребывание в вечной радости созерцания мира. Вы очень скоро откроете здесь массу прекрасного, музыку, цвета. Все что когда-либо попало в компьютер, или было им сканировано, иными словами запомнено - есть в его памяти. И вы можете этим пользоваться. Единственное, что я вам не советую, это рваться в ту часть нашей плоскости, которая... которая ведет к выходу в иное измерение. Вы пока не готовы к этому. Впрочем там так тесно переплетаются линии, что вы и сами этого сделать не сможете, или не захотите. Но, предваряя ваше любопытство скажу, чтобы не было иллюзий - эта часть плоскости не выход обратно, просто есть маленькие тайны, которые вам пока непостижимы. Которыми впрочем вы овладеете со временем. - Неужели там находится нечто, что угрожает вам, господин ЧК, - бестактно и вызывающе сказал я. Козетта легонько толкнула меня. - Помилуйте, - что может угрожать вирусу. Только музыка, но она здесь безобъемна. Но полноте, я обещал вам показать ваш мерзкий трехмерный мир. Давайте же подойдем к экрану. Только прошу вас соблюдать осторожность. Вас ведь могут увидеть, решить, что вы обычный компьютерный вирус и уничтожить. Я кивнул, удостоверившись, что красноречие нашего пленителя иссякло, и мы все двинулись в плоскости. Перед нами галантно расступались линии, цветные они множились и выходили одна из другой, играли какие-то сложные гаммы и непостижимом танце, вдруг плоскость под нами стала матовой, и мы поняли что вступили на экран компьютера. И мы с любопытством стали взирать на наш мир, в котором еще так недавно жили - оттуда. Из Беспространствии. Глава 6 Поступок лохматой дамы - Стойте, сударыня, стойте, - вдруг закричал хозяин этого мира. Моя очаровательная жена неожиданно даже для меня, который знал каждый ее помысел и жест и наслаждался каждым ее движением, побежала, по матовой плоскости, к которой мы подошли как к берегу озера, тот час же превратилась из линии в маленькую симпатичную собачку, и пересекла бы поверхность компьютера в считанные секунды, но поскользнулась, как поскальзываются на льду и осталась лежать. Меня прошиб пот. Я бросился к ней тоже через экран, тоже превратился из линии в собаку, она была недвижима. Вот тебе и вечность! Что же произошло? Я стал ее звать, наклонился к ней. Но Козетта даже не приоткрыла глаза. Я попробовал ее потянуть, но она лежала неподвижно и вдруг я услышал ее шепот: - Хвостик, это я нарочно, нас должны заметить наши в том мире. Как ни была трагична ситуация, но я не смог принудить себя не улыбнуться. У каждого из нас есть свои "наши". В данном случае это самыеглавные "наши" - наша семья. От нас не укрылось то обстоятельство, что ни один представитель этого мира линий не выскочил за нами на экран спасать, или хотя бы схватить нас. Почему? Может быть потому, что Черный Квадрат - фаталист, поэтому позволяет поданным Беспространствии делать и говорить все что угодно. А может быть и потому, что собаки на экране - всегда собаки, и ясно, что их у него в компьютере не так много, а все остальные неведомые существа и предметы на экране будут выглядеть как вирусы. Кто знает? Прав ли я в своих предположениях? Может быть эти неведомые существа, как в волшебных сказках - заколдованные люди. Или представители иных миров. Кажется до меня дошло. Ведь если плоскость экрана на мгновенье "расколдовывает" линии, то значит мы с Козеттой могли бы увидеть их истинные лица. А они этого не пожелали, даже ценой нашего побега. Тогда что жеэто за лица, если они так настойчиво пожелали остаться инкогнито? - Зря вы побежали по плоскости экрана, - хладнокровно сказал ЧК, когда мы вернулись, - если вы надеялись, что вас заметят из того мира, - разуверьтесь. Для того чтобы человеческий глаз, находящийся в третьем измерении смог воспринять вас на экране компьютера и тем более различить, а потом еще через изображение вызвать ассоциацию, что вы - это вы, дать импульс в их мозг, должно пройти много времени. По крайней мере- час. Это здесь. А там это - пять минут. К тому же вас наверняка еще не хватились, да и вероятность того, что кто-то находился возле компьютера - мала... Козетта махнула хвостом. Лохматушка моя, она попыталась нас выручить немедленно, дать о себе знать... Но... постойте, постойте - а каким же образом сам Король Теней - господин Вирус или Черный Квадрат высовывается из своей компьютерной плоскости? И вдруг мне все стало ясно. Мы не потому не можем существовать одновременно в двух измерениях, что так не может быть, а потому, что не хотим, не пробовали, поленились... И я, теперь уже сам подбежал к экрану, вступил на его холодную, ледяную поверхность и на всякий случай со звонким лаем (а вдруг еще и услышат) выкатился в экран. На самой середине, я попытался подняться с четверенек. Это было очень сложно, требовалось много усилий. Я заворчал. Вот еще немного, еще чуть-чуть. И, словно пробив толщу не воды, океана, я вынырнул в родном третьем измерении, и голова моя оказалась в привычной обстановке. Я увидел свою комнату, где все и произошло. Док, не обращая внимание на компьютер, читал справочник вирусов. Он не обращал на меня внимание, даже, когда я заскулил. Хотя время теперь совпадало. Теперь только хвост мой находился в ином мире... В это время Мама-Лисанька подошла к компьютеру. Она тот час же увидела меня. И первый ее порыв был вытащить меня из этого электронного болота. Но не тут-то было. Я оказывается был не реален, а голографичен. Но Мама-Лисанька - невероятно тонка и чувствительна. Ее руки скользнули по мне. Она позвала Дока. Док подошел, сказал, что ни Пирата ни Козетты в доме нет. И что вероятно, (а он писатель, слава Богу, значит может мыслить нестандартно. Написал и материализовал же он когда-то меня), мы в компьютере, но что убивать вирус нельзя, потому что мы, как это ни парадоксально, - в настоящий момент тоже часть этого вируса, и как бы так ни получилось, что уничтожая вирус, мы можем быть уничтожены тоже. И вдруг он взглянул на экран. Моя улыбающаяся физиономия лучше всяких слов говорила: как я его понимаю. Док хотел было схватить меня за уши и вытащить из этого мира, (порыв как у Мамы-Лисаньки), но во-первых я не материален, а во-вторых... - а Козетта? Док скороговоркой стал сообщать мне инструкции: что делать. - Мы намерены вывести вирус на дискету и там уже уничтожить. Надо сделать так, чтобы в момент включения антивирусной программы, вы с Козетой оказались бы не в одной плоскости с Вирусом, и тогда все будет в порядке. Я громко завозражал. Мы не знаем кого там прячет вирус. Что это за линии. Может быть, уничтожив его, мы, тем самым, уничтожим ценнейшую информацию, а то и цивилизацию. К тому же, антивирусную профилактику с компьютером мы делаем довольно часто, почему же стало возможным, что ЧК продолжает жить в нашем доме в компьютерной Вселенной и изображает себя диктатором вечности. Что-то здесь не так. А может быть всякий нестандартный - будь то - человек собака, или вирус обречен на непонимание в любом мире. Поэтому ЧК и решил создать свой, справедливый, со своей программойбезопасности, где звезды улыбаются, а жителям Трехмерии... "рубят головы". - Путешественником не может стать тот, кто боится не вернуться, - завершил свою умную тираду Док, - но я устал стоять на хвосте в другом измерении и соскользнул снова в плоскостной мир. Соскальзывая, я подумал: каждый раз, когда он говорит умные вещи, нам с Козеттой хочется целоваться. Кстати, а есть ли любовь в Беспространствии? Я не боюсь не вернуться, но и не хочу попусту растрачивать свой потенциал путешественника. Я был в Италии, Испании, Греции и Турции, многих других странах, был даже в сказочной стране, где познакомился с летучим Гиппопотамом, но они все эти страны были объемными, а не плоскостными. Вынырнув в компьютере, я нашел Козетту, поцеловал ее в мокрый нос (линию), и убедился в том, что все нормально, несмотря даже на то, что пока я шевелил ушами из компьютера, здесь в мире линий прошло почти полдня. Теперь меня забавляло то, что мой нос на полдня моложе моего хвоста. Никого из местных линий я не встретил. Вспомнился разговор с Доком, подумалось: почему Вирус запретил нам посещать ту часть плоскости (его владений), которая усиленно охраняется бесчисленными линиями. И что будет, если мы нарушим его запрет. Если он не обманул и нас в этом мире ждет вечность, то какие же могут быть в условиях вечности наказания? Небытие, смерть? Наивные понятия. Что же тогда? Вечное порицание, ну не разлучение же сКозеттой, - насколько я могу убедиться мир этот одномерен, но не тоталитарен. Попробовать еще разок. В конце концов вечность исчезает тогда, когда отключен источник энергии, а разговоры о вечности - еще раньше, тогда, когда этот источник еще только начинает иссекать. Вспомните сказкуо Кощее Бессмертном. Найти концентрированную скученность линий нам с Козеттой не представлялось сложным. Линии расступались, и в итоге мы подошли к черной части плоскости. Она зияла, как отверстие. Наклонившись, мы увидели, что это и в самом деле отверстие - вход, более того, он сужается и превращается в точку. - Но он не может быть выходом в трехмерное пространство. Тогда что это? ... какой-то коридор, и почему этой тайной так дорожит ЧК? Глава 7 Разговор о Беспространствии Козетта прикоснулась ко мне так, словно я на секунду не ко времени задремал. И опять была права. Мне не стоило произносить вслух моих последних слов, но к откровению, как известно, располагает комната, нашпигованная подслушивающими устройствами. Каждый принимает конец своего кругозора за конец света и наша ошибка в том, что мы общаемся не с мыслящей плотью, а с нашим представлением о ней и потому часто ошибаемся и огорчаемся. Обыкновенно среди только что познакомившихся русских: будь то вирусы, люди или собаки происходит дурацкая традиция выяснять политическую принадлежность, и потому я позволю себе поделиться с читателем маленьким диалогом, который по своему собачьему недомыслию затеял первым, но конечно только после того, как уже стало очевидным, что ЧК - Черный Квадрат - это профессор из предыдущей истории, которого мой дорогой Пал Палыч, если помните, загнал в свое время в первое измерение, и теперь профессор не плохо обосновался в компьютере, разрабатывая программы, способные противостоять антивирусным: - Почему вы бегаете от человечества по всем измерениям, - дружелюбно спросил я. - Не хочу быть ни в стае, ни в стаде, - отвечал мой собеседник, - к тому же человечество далеко от совершенства. На свете есть масса миров, которые добрее. - Тогда вы - центрист, - сорвалось с моего высунутого языка постороннее в этом измерении слово. Поскольку людей, которые насилуют окружающих своими остротами достаточно много, я промолчал, принудив себя наблюдать все происходящее не как посещение планетария, а как цирковое представление и прислушивался, может быть дальнейшая беседа займет меня больше. Следующая фраза, которую произнес заинтересовавший меня собеседник, была такой безысходной: - Я напоминаю себе иногда запертый компас. Тут уж, как писателю мне откровенно захотелось записывать фразы моего собеседника, потому что они могли бы мне когда-нибудь пригодиться. Но и бумага и перо здесь тоже были в виде линий. Иногда он мне напоминал человека с хорошей интеллектуальной базой, но я не оправдался вовремя перед самим собой в том измерении: почему я вдруг слушаю этого незнакомца, неужели мне нечего делать, не о чем подумать, нечего записать или хотя бы запомнить, а еще теперь вынужден оправдываться перед читателем в том же самом. Но поскольку я тогда ничего не придумал, то сейчас в оправдание, зачем мне этот герой, придумать уже ничего не могу. А впрочем нет, это существо, этот политик, этот вирус и профессор одновременно рассказывал легко и просто вещи, которые я, склонный сочинять приключенческие вирши, придумываю всегда с великим трудом. Да, с великим трудом дается писателю-приключенцу многоплановость героя. Трудно на сцене актеру сыграть актера. Трудно писателю в литературе написать писателя, который пишет о писателе. Я не стал говорить ему о том, что его высказывания напоминают игру, но он понял мой немой вопрос и ответил на него так, словно я играю в игру, прелестную игру, и тем снял совершенно напряжение с меня, поскольку мы отныне могли не заботиться о том, что значения каких-то слов понимаем по-разному. - Может быть, вам рассказать о том, как перестрелка велась на итальянском языке? - спросил он неожиданно. И так как я выразил согласие кивком головы, он сказал: - Я бесконечно нарушал законы нашей великой страны Трехмерии, и поэтому в один прекрасный день, сделав еще более страшное нарушение, я подкупил сторожа кабинки ЧИЗ иотправился в четвертое измерение попытать счастья. У меня несколько профессий, я никогда не пишу так, как вы, и не порчу записные книжки, но нет-нет да и осядет в подкорке мозга кроме формулы вечности мирозданья или беспространственности звездных плоскостей еще и стихотворная строчка, которая уже потому дорога, что она единственная, как возлюбленная. В Новом Мире я перепробовал множество профессий, и не стыжусь ни одной из них. Я стал маленьким человечеством, в мире из одного меня. Я был и массажистом, и банщиком, помощником у министра и привратником, дрался на дуэли с генералами, обманывал сыщиков, эпатировал князей, знался с куртизанками, посланниками, епископами, сводниками, знатными проходимцами, людьми из общества, извозчиком был, официантом, шулером и в конце концов я пришел к тому, что объединяет все эти профессии. Я стал образованным человеком, моя база выживания научила меня мудрости, вот сейчас я уже в качестве созерцателя имею права путешествовать по мирам. Я состоялся. А вот состоялись ли вы? Я пригласил (или похитил - для философа это одно и то же) вас как самую великую собаку из всех собак на свете. Вы владеете самым драгоценным, тем, что так редко теперь встречается во Вселенной - разумом. Подумайте, что пора уже придти к выводу, что быть лучшим другом человека не самое удачное занятие. Собаки подают лапу, приносят палки, находят потерявшихся детей, охраняют свалки. И все ради чего. Чтобы их потрепали по голове? Считается, что собаки должны есть все, чтобы им ни бросили. Они должны немедленно отзываться на свист и радоваться с любым, кто выкупит их из корзинки. Собаки достаточно умны, чтобы понять, что им никогда не догнать мячик на веревочке. Но они продолжают догонять его, потому что хотят доставить удовольствие хозяину. Собаки не только безропотно сносят унижения, но и выпрашивают их. Они позволяют надевать на себя шляпки с цветами и юбочки... Я думаю, вам - собакам самое время сказать: нет. Вы не должны возить сани по всей тундре за миску вонючей рыбной похлебки. Вы не должны смотреть на мир с заднего сиденья запертой душной машины, оставленной на стоянке, вы не должны позволять называть себя Шариками. Я предлагаю вам остаться в этом мире. Утешением от одиночества здесь будет ваша Козетта... - А мой прошлый, трехмерный мир? - Забудьте его, в нем даже цари обречены на бесправие. - Но, тем не менее, это именно прошлый ваш мир развил вас, позволил освоить множество наук, искусств и ремесел, которые так пригодились вам теперь... Черный Квадрат не ответил. Глава 8 Странная воронка Пока профессор упражнялся в философствовании, мы с Козеттой продолжали стоять возле эбеновой части (или, точнее будет сказать: пасти) плоскости, походящей на воронку, или скорее вход. Я еще прислушивался к безудержно и потому бесспорно здравым речам нашего пленителя, как вдруг ответ подсказала женщина. "Хвостик, - сказала она, - ты знаешь о чем я подумала, ведь если мы с тобой как и все тут другое - линии, то естественно Вирусу необходимо охранять эту дыру. Всякая линия заканчивается точкой, и мы не только сможем проникнуть туда, в эту воронку, но и сделаем выводы об этом новом для нас измерении, поскольку там уж точно никто из представителей мыслящей плоти не был. Я сделал маленький эксперимент. Снял с себя ошейник более похожий на стек, чем на мой родной кожаный предмет туалета и бросил его в эбеновую пасть. Ошейник немедленно исчез как будто бы распался на атомы. Мы переглянулись с Козеттой и, взявшись за предполагаемые лапы или руки немедленно бросились туда же. Зачем нам это было надо. Ведь из неизвестности уже понятной мы могли очутиться в неизвестности неведомой, и тогда уже нас не смог бы найти даже ЧК. Впрочем, как всякие наивные существа мы были уверены, что Вирус нас найдет где угодно. Он в нашем представлении пока еще был носителем тех сил, (если не зла), то, по крайней мере сил непонятных, а непонятные силы, как известно, - вездесущи. Как бы то ни было, пролетев несколько, как нам показалось, мгновений, мы вдруг очутились, не поверите, в свободном пространстве космоса, где силой мысли (почти мгновенномы это ощутили) могли двигаться в любом направлении и с любой скоростью. Звезды были расположены здесь как точечки домино, в строгом порядке. Я посмотрел на свои лапы, хвост, все было на месте и... я уже было обрадовался, что вновь обрел формы, как вдруг что-то показалось мнестранным в Козетте. Она была потрясающе красивой и пылала как факел. Пылал и я. Представляете, в черноте космоса, среди чужих, никогда не виденных ни собачьим, ни человечьим глазом созвездий, холодным космическим огнем пылали две собаки. Но что это? Как будто бы в космосе светает. И вот мы уже видим непостижимое. На абсолютно белом небе сияют черные звезды. Это уже за гранью. Однако, это было так. А дальше? А дальше мы плыли к одной из них, и у нас было ощущение, что мы плывем над пустыней льда, и чем ближе мы подплывали к какой-то звезде, тем ясней представлялось нам, что вокруг всякой звезды имеется кольцо, при ближайшем рассмотрении оказывающееся обод гигантской воронки. Каждая звезда была входом и одновременно выходом из воронки, такой же, в которою прыгнули и мы. И хотя все внешне казалось оптимистичным, особой радости мы земные собаки не испытывали, потому что вдруг поняли, что, как бы фантастично и красиво все кругом не было - мы не в нашей Вселенной. Долго ли мы размышляли над тем, что с нами произошло, не могу сказать, ведь где-то наверняка прошло мгновенье, а где-то тысячелетие. Но вдруг пространство стало складываться как книга, причем происходило это бесшумно. Черные звезды смывались какой-то гигантской волной, несущейся по складывающемуся небу. Увиденный нами, было, Сатурн несколько раз перевернулся, с него соскочило кольцо, и я озорством дворняги обнаружил, что это никакое ни кольцо, а мой собачий ошейник. - Это наше спасение, - закричала вдруг Козетта, - то что нам показалось, как складывается космос - на самом деле сброс программы, в которой мы находимся - на дискету, к тому же Мама Дока Лисанька наверняка подключила антиврусные силы, и то как смываются, якобы, звезды, есть, на самом деле, очищение компьютера от вирусов. Козетта был права как всегда, но в этот момент раздались серебристые, хрустальные голоса. Перед нами простиралась прямая, усеянная множеством прямолинейных существ - длинных и коротких. Все они двигались в одну и другую стороны своего одномерного пространства. Покинуть прямую они разумеется не могли. Они были привязаны к своему ограниченному, однако бесконечно длинному пространству, хотя оно и состояло из единственной прямой на плоскости. - Кто вы, - спросили они нас. - Жители Трехмерии, - ответили мы. Воцарилось молчание. - Чепуха, - возразили нам, - двухмерие уже из области фантазии, а трехмерным не галюцинируют даже в сумасшедшем доме... - Я обиделся: представьте себе что и в этом, антикосмическом, чудесном обществе... и тоже не верят чужеземцам. Но я не очень огорчился: в конце концов трагедия Мюнхгаузена, Гондлы, Дон Кихота, Врунгеля была не только в том, что им не верили, и от этого человечество только потеряло, а еще в том, что все они были женаты неудачно. Хорошо сказал. И тут же снова поцеловал Козетту в ее прелестный одномерный нос. Мне такая беда, как этим героям не грозит. После того, как замолчали мои оппоненты, захотелось все бросить, но я понимал, что все происходящее не более, как началонового интеллектуального испытания. Звездное пространство, по которому мы плыли завершилось ничем. И мы с Козеттой со скоростью, на которую способны только собаки, излучающие свет, приблизились к окраине Вселенной, где обнаружили громадный Черный Квадрат. Быть может это был наш пленитель... От Квадрата в этот миг отделился еще один: и, стоя вместе рядом, как истина и тень, они производили впечатление гигантского непостижимого сознанию объема. Глава 9 Привидения Кто-то из философов сказал: когда тебе кажется, что над тобой низкое небо, - проверь - не стоишь ли ты на четвереньках. Но я как раз стоял на четвереньках, однако небо по-моему было низким не поэтому. Над нами, не задевая нас, проносились многочисленные разноцветные плоскости, и тот час же исчезали столь же стремительно, как и появлялись. Иногда мне казалось - это духи. Хотя я по возможности материалистично отношусь к жизни, но ведь материя иногда ведет себя так, что впору поверить в нечто потустороннее. - Смотри, - вдруг вскрикнула Козетта. По небу плыли невероятные экраны, и это не было удивительно. Мы выросли среди экранов, ... а разве волшебное зеркальце сказок Пушкина не было экраном телевидения. А в "Утопленнице" Гоголя. Но исторический экран, в котором отражаются картинки истории, я видел впервые. И у меня и у Козетты не было оснований усомниться в подлинности изображенного. Известно, что истинные тайны истории скрыты, но я рассудил так: ЧК хватает и прячет в свои лабиринты второго измерения все, что увидит. И как это ни странно, он объективный архивариус. Вдруг мы с Козеттой увидели на экране изображения себе подобных. Белка. Стрелка. Лайка. Имена первых покорительниц космоса. Мы могли смотреть на происходящее, но не общаться с ним, а это значит, что мы все же оставались в плену у первого измерения. Теперь уже было ясно, что оно первое. Ведь именно здесь я мог убедиться, что на свете бывает не только тень от тени, но даже тени от музыки. Описание этого загадочного мира, где нет зрения, цвета, - где тень отбрасываемая тенью, не может быть цветной, где все одинаковые бессмысленно. Но здесь я сделал маленькое открытие. Каждое мыслящее существо видит измерение на порядок ниже. На порядок выше дано видеть только гениям. Находясь в третьем измерении мы видим только второе. Во втором первое, а в первом? Так вот из этого, которое бросает тень из первого... можно отправиться в любое. В том числе третье. Отсюда можно путешествовать во времени и каждая точка пространства - здесь есть концентрированное время, текучее, имеющее обыкновение исчезать под воздействием пространства, а химическая реакция времени и пространства и есть - пятое измерение - путешествие во времени. Представляю как над нами, живущими в четвертом измерении смеются те, кто живет в пятом?.. Нам собакам присуще измерение, которое редко подвластно людям - обоняние. Запах вот наш компьютер. Понюхал на улице дерево и получил все знания, известные существу, которое здесь побывало. Узнал о его биологическом поле, о его здоровье, о его хозяевах, о любовнике хозяйки, о цвете и марке ее автомобиля, и многом, многом другом. Словом - весь мир это разновидность компьютеров от самых маленьких - собачьего мозга - до большого Вселенского. ... Но вдруг меня поразила одна догадка, - а вдруг во Вселенском компьютере, на нервных волокнах которого зиждятся мириады планет и несчетное количество разумных жизней - тоже есть свой вирус, сбивающий программу. Ведь не поверю, что цель нашего бытия не есть великая справедливость во всем сущем... Тут я позволю себе еще раз и обильно, процитировать диссертацию Пал Палыча: "И тогда уже в научных целях в четвертое измерение направились ученые. Это было как раз в то самое время, когда Прокурор Галактики поручил мне принять к производству дело, до сути которого я докопался не сразу. Конечно, катастрофа в четвертом измерении нас бы, скореевсего, не коснулась. Тому были десятки и сотни доказательств, но... это и была катастрофа доказательств... Кроме доказательств, есть еще и внутренняя интуиция, и она подсказывала, что лучше не рисковать, хотя бы вероятность всеобщего катаклизма и равнялась одной миллионной процента. Философы приводили выдержки из мифов и апокрифов о зеркалах. Во многих страшных легендах говорилось о том, что будет беда, если разбить зеркало, многие верили, что четвертое измерение - есть как раз наше отражение. Не полное, конечно, но наука объясняет и это. И разбивать его на всякий случай вовсе негоже. Легенды и мифы никогда не сочинялись просто так. А взять сегодняшний мир: давно уже отошли в глубокое прошлое предрассудки, но тем не менее, кто позволит себе даже сейчас нарочно разбить зеркало, а нечаянно разбивший, неужели хоть на секунду не задумается о возможных неприятностях? Короче говоря, человечеству вовсе не улыбалось уничтожить четвертое измерение, и вот я помощник Комиссара юстиции - высадился в нем из кабинки ЧИЗ, чтобы разыскать человека, который проник туда". Глава 10 Прессованное пространство Путешествовать в пространстве легко и просто, ибо точка - и есть прессованное пространство - космос, и, вероятно правы те, кто утверждает, что время имеет текучесть. Они правы настолько, насколько правы были древние, утверждавшие: солнце пересекает небосвод... Время, - долгое время считали древние ученые, - это жидкость для разбавления пространства. Текучесть времени категория с которой мы с Козеттой столкнулись не в теории. Оказывается время на самом деле текучая, даже мокрая субстанция и горошину пространства разбавляют временем в тех пропорциях, - в каких размерах хотят создать макрокосмос и микрокосмос. Иными словами из безобъемной точки находящейся в первом измерении с помощью времени и дозирования его получают второе (плоскость), третье (наше) и четвертое измерение. По всей видимости пятое имеет тоже какое-то отношение ко времени, но в нем я не был, хотя... хотя... ... честно говоря... ... в чистом виде времени не существует. Существует только пространство и, как вспомогательная категория, - информация. А то, что мы принимаем за время - всего-то наше представление о бытии. Всякий компьютер есть китайская шкатулка с великом множеством отделений и кармашков. И поэтому не стоит огорчаться чточто-то исчезло. Ничего не исчезает. Просто спрятано в пространстве. ... В этот момент сквозь космос проплывало нечто, что в нашем мире мы назвали бы зеркалом. ЧК так внезапно отскочил от него, что изображение в нем еще осталось. Это и дало основание нам понять, наконец, кто он. Компьютерный вирус это единственное, что остается на зеркале. Хотя если честно, то мы все вирусы, и наша задача расшифровать все то, что отражалось в зеркалах. И это говорю вам я - пес Пират, не какая-то разведывательно гоночная собака, а та самая, которая с великим наслаждением хватает вонючую голову от вяленой рыбы и положив ее на замызганный пол с удовольствием катается по ней как щенок. Осколками сознания я еще воспринимал мир, из которого мне суждено было уйти, а моему двойнику вернуться. Нам с Козеттой казалось что мы на дне огромного калейдоскопа. Внутри гигантской призмы переливались всеми мыслимыми красками сказочные цветы, словно возникшие из нереальных грез курильщика опиума. Они полыхали как северное сияние, в сполохах которого извивались причудливые линии Мы находились над огромной черной дырой на плоскости и по мере приближения дыра эта стала отступать, уходить внутрь. Совсем небольшое усилие воли и это уже ствол шахты. Мы не ощущали движения и падали навстречу звездам, а конец шахты все не приближался. Непонятное творилось не только с пространством. Но и с временем, оно встало. Мы посмотрели вверх и увидели небо, то есть вдруг нас постигло озарение. Это была наконец наша родная, трехмерная плоскость! Путь во второе, в третье измерение. Как будто вы находитесь в абсолютнобелом непрозрачном шаре. Мир не внушал страха. В конце концов кинопленка плоская и экран кино тоже, а тем не менее - создается иллюзия объема. Может быть и этот мир - тоже? Сколь бедными и призрачными оказались мои умозрительные построения по сравнению с реальностью, открывшейся нашемус Козеттойвзору. Чем ниже измерение - тем сильнее фантазия. Жителям пятого измерения не надо врать и придумывать. Там нет литературы. Литература есть в первых трех. Глава 11 Мама-Лисанька как всегда выручает - Рад, рад, что вы попутешествовали, но ведь также как в Земной Трехмерии все дороги ведут в Рим, так и здесь все дороги ведут в одну точку. И эта точка невозвращения. Это точка - путь в первое измерение, в котором вы только что побывали, - говорил Черный Квадрат, когда мы приблизились. - Я надеюсь, - продолжал он, - пространство, которое, кстати, не более как разбавленные иными видами пространств(определенное сочетание которых вы называете временем) гранулы первого измерения показалось вам по вкусу, и вы, я надеюсь, видели как космос отбрасывает тень. Как видите, тайна мироздания весьма проста. Тень отбрасывают не только предметы, цвет, звуки, но и пустота. В древней Японии считалось страшным оскорблением натупить на чужую тень. Мир - компьютер, и если что-то совершенное не устраивает Вселенский Разум, это совершенное есть возможность пережить заново. Иными словами - "переиграть". "Переходить", как в шахматах. Таков мир теней... Черный Квадрат вещал с удовольствием, всем своим видом давая понять, что то, что с нами произошло была всего не более, чем тень. И самое потрясающее в том, что на свете оказывается (мы говорили уже об этом) существует тень от цветов и звуков и даже тень от тени. И раз это так, раз тень может отбрасывать тень означает, что в трехмерном мире существуют не одна, а две параллельные цивилизации, на вид одинаковые - и надо просто сделать усилие, подняться и посмотреть на индивидуальность каждого. И тут только меня осенило: вот почему профессор из пятого измерения отправился в первое. Он хотел открыть великую тайну бытия. А открыл тайну неоднородности ума и глупости хомо сапиенс. Жаль, что в этом мире не существует даже условного времени. Но в таком случае, а как же определить временной промежуток между двумя событиями. Мириадами точек пространства, кои отнюдь не есть прессованное время, а всего лишь - прессованное пространство. Но ведь в этом случае получается, что икринка пространства и пространство в целом - это одно и то же. И космос отбрасывает тень. И я чуть было сперва не завыл, слушая Черный Квадрат. А когда пришел в себя, рядом была Козетта, и мы оба сидели под какой-то тонкой кисеей. Живая иллюстрация разговора: это была тень от плоскости... - Смотри, смотри скорее, - закричала вдруг Козетта, - это же мы, но только в четвертом измерении. Я поднял глаза к звездам. Зрелище было неправдоподобным. Я усмехнулся: похоже, что жителей Четырехмерии мы склонны принимать за Бога. Чтобы легче было адаптироваться в непонятном - Черный Квадрат снова предложил нам тест. От четырехмерных нас к нам трехмерных он протянул дорожку из икринок-пространств. Мы должны были пройти по ней к нам самим. Было чем рисковать. Дело все в том, чтодо места предполагаемого конца нашего путешествия от того места, где мы находились было громадное расстояние незаполненного звездами космоса.... Но, вот мы с Козеттой перешли этот ревущий водопад пустоты по прессованным пространствам и в конце концов оказались на совершенно отвесной скале, сами себе напоминая мух. Сзади нас алел космос. И вдруг начались чудеса. Конечно, ничего страшного не произошло, но надо было убедить себя, что перед нами всего-навсего виртуальная реальность. В какой-то момент я не смог убедить себя, что дорожка из пространств не может ни быть прикреплена к чему-то. Я стал искать это что-то, потому что конец дороги внезапно, повинуясь моим мыслям приблизился, и почти тотчас мы обнаружили кольцо. Я знал, что испытаний предстоит много, и не спешил это кольцо потянуть, хотя искушение было великим. Я устал стоять на дорожке прессованных пространств, и хорошо, что не потянул. Я сумел найти выступ в камне, подтянулся в нему, выпростал свое тело вверх, стараясь не думать о том, что я все-таки нахожусь над пропастью, я взобрался наверх. Козетта держалась за меня всеми четырьмя лапами. И вот после того, как я уже взобрался на скалу, я перегнулся вниз и попробовал потянуть за это кольцо. В общем произошло то, что и должно было произойти, дорожка, на которой мы только что стояли, неожиданно ослабла, и, если б я на нем был, когда этои собирался сделать, я бы полетел, конечно, в космос. А здесь, как в хорошем средневековом современном боевичке, я на вершине этой скалы обнаружил прикрепленный к какому-то самшитовому кусту человеческий череп. Череп смотрел мимо меня. Я подошел к нему и увидел, что от времени он перекосился. Перед ним были вбитые в песок и гравий сапоги. Их было как и моих ног - четыре. И они были моего размера. Я понял, что надо стать на эти сапоги, либо надеть их. Я сделал это. И когда я встал на эти сапоги, череп начал медленно поворачиваться, в последней своей точке движения, он взглянул на меня. И когда он на меня взглянул, я понял, что нужно дотронуться до его лба, потому что на лбу была кнопка, на которой было написано: "нажми". Все это было немножко похоже на детские развлечения, но Козетта была серьезна. Но дальше - больше. Внезапно прямо в космосе явился земной пейзаж. Неожиданно на нас полетели камни, загорелась под ногами трава, расступались скалы, мы полетели в какой-то космический водопад, на нас обрушивались сталактиты, мы накалывались на их братьев сталагмитов, нас пугали какие-то чудовища, летучие мыши - потомки птеродактилей, кто-то бертолетовой солью намазал траву, и она щелкала как цикады, мы попали в яму со змеями, снизу в этй яме забил нечаянно горячий гейзер, и полетели в нас копья неизвестного племени, сопровождаемые воинствующими криками. Словом произошло все то, о чем мы когда-то читали. Наконец Черный Квадрат вспомнил про нас. - Эти эксперименты - чистка вашего мозга, - заявил он, вам это пригодиться в вашей будущей жизни, которая начнется через несколько секунд, - а потом серьезно добавил: - Помните, новое тысячелетие там на Земле начнется с понедельника. ... и вдруг кто-то ласково взял нас на руки. Я еще не понял, но уже знал наверняка, - это Мама-Лисанька. Сквозь сонмище пространств, она просто взяла нас на руки и ласково сказала, что пора обедать. И обед, этот означал, что нас расколдовали. Глава 12. Блок памяти "Космическая война продолжалась уже 29 секунд, и Внегалактическая Дума решила остановить время", - прочитал я в собственной повести и понял, что пора заканчивать книгу. Вам никогда не приходилось слушать музыку в консерватории? Слушая музыку, вы отнюдь не мысленно переноситесь в райские кущи, нет, мысленно вы лишь возвращаетесь, а музыка несет вас, несет... А между прочим, именно музыка возвратила меня в тот мир, который наполнен моими близкими. Да-да: компьютеры лечат Моцартом. Концентрат музыки материален, быть может. И этот концентрат надо былоразбавить только временем. Текучим временем. Итак... в наше измерение и домой. У кромки Первобытная туманность под влиянием сгущения материи силой тяготения, разделилась на бесчисленное множестов туманностей второго порядка. Началась компьютеризация космоса. А Моцарт - часть этого действа. Эти разделились на множество туманностей третьего порядка, подобно тому, как наружный слой земли, сжимаясь от жары и потери влаги, трескается на крупные и мелкие части или как непрерывная масса паров воды, сгущаясь в воздухе, образует капли. Туманности второго порядка, при разрыве главной туманности, приобрели вращательное движение. Дискообразный вид убеждает нас в этом, - движение солнечной системы с созвездию Геркулеса, то есть в плоскости Млечного пути - подтверждает это. Телескопы в одном только Млечном пути насчитывают биллионы солнц. И поэтому грандиозная картина Вселенной, исполненажизнью чудных существ. Но сколько на свете таких млечных путей, громадная совокупность которых составляет песчинку из здания Вселенной? Бесчисленное множество звезд, или солнц, сияющих (если к ним приблизится) даже более ярко, чем наше Солнце, окружены еще более бесчисленным количеством планет - темных небесных тел, получающих тепло и свет от своих солнц. Наша Солнечная Система считает их сотнями, одна из них называется Землей. Спектральный анализ указывает, что вещества Вселенной те же, что и вещества Земли... Вездежизнь разлита во Вселенной. Жизнь эта бесконечно разнообразна. Существа плоскостной Страны резвятся и плавают как рыба камбала. И только иногда выскакивают в толщу пустоты, но тотчас же, как будто бы начинают задыхаться и возвращаются в свою среду, не успев за мгновенье обнаружить что же составляет суть третьего измерения. Существа живущие в этом измерении живут в невероятности своей и питаются энергией батареи, или отраженными лучами солнца, или теплом. Выскакивая на мгновенья в трехмерную пустоту, из щемящего пространства, существа способны взглянуть на свой плоский мир, понять формы друг-друга. Мне говорил ЧК: он готов был бы покупать пространство, расплачиваясь за это временем... Я принужден был узнать эти потрясающие для рядового пса вещи: в века, предшествующие началу нашей эры, вместе с развитием математики, прежде всего геометрии, получила развитие и другая наука. Ужас ее исследователей в том, что она названа была астрономией, может быть потому что именно звезды диктовали ответы на бесчисленные вопросы. А знаете, что на базе геоцентрической системымира Гиппархом и Птолемеем были разработаны теории движения планет. Арабские и среднеазиатские астрономы Бируни и Улугбек в период, когда еще даже Леонардо не родился, корректировали таблицы видимых планетных движений, не подозревая, что открывают не макро, а микро мир. Мы с Козеттой одновременно обратили внимание, что у кромки космического пространства плыла кошка, которая съедает боль... ... Письмо читателям вы найдете в эпилоге. Я счастлив, что я с Козеттой. Я остаюсьс ней навсегда и буду вашим символом в этой ипостаси. И если когда-нибудь мое "Альтер эго" восстанет вновь в том мире, в котором я имел честь просуществовать рядом с вами, то прежде, чем родиться, выбрать пол и форму этого существования, прежде чем стать деревом, звездой, птицей, насекомым, рыбой или зверем, мне хотелось бы посмотреть что такое жизнь и почитать классику. Во всяком случае я теперь твердо убедился в том, что никто и ничто не умирает, все попадает в терпеливые компьютерные блоки памяти Великого Вселенского Разума и потом может быть восстановлено. Но справедливость мироздания была бы более интенсивной, если бы каждый хоть на миг мог бы посмотреть на свое новое тело в новой жизни, тогда бы он берег свою душу. Разве палач стал бы палачом, если бы вдруг ему довелось увидеть гнусного обделенного урода, и он понимал бы что в этом теле его новая жизнь?.. ... Не надо считать, что звезды - это паутина на небе. Черный Квадрат на прощание подарил мне часы, которые показывают пространство. Вдумайтесь - вдумайтесь, времени не существует, часы показывают пространство. Почему: "на прощание". Потому что для него мы исчезли. Мы попали в терпеливые блоки памяти Вселенского компьютера, и нужны ли мы будем, востребуемся ли еще раз историей, или останется от нас лишь тире между двумя датами - зависит от грустной сентенции типа: "как Бог весть... " ... а чтобы не огорчать Маму-Лисаньку, наши с Козеттой абсолютные двойники будут ласкать ее взоры. Эпилог Я хочу сказать Вам, дорогие мои друзья и читатели моих скромных книжек, что я прощаюсьс Вами. Я люблю Вас, но быть сказочником- теперь уже не по мне. Я, скажу Вам честно - устал. Сказочник, как оказалось и проверено жизнью - не прислуга. Хотя наверное и прислуга умеет рассказывать сказки. И все-таки, - сказочник - человек особой нравственности. Но меня утешает тот непреложный факт, что я не человек, а что касается нравственности - пусть обо мне судят другие. Вы знаете, кого сам Аллах признал сказочником? Не знаете, так послушайте. Жил да был в бедном городе бедный мальчик. У этого бедного мальчика была бедная мама. И эта бедная мама жарила замечательно вкусные лепешки на кунжутном масле, что бы мальчик продавал бы их, и им было бы на что прокормиться и выжить. О выдеомагнитофонах и телевизорах "Supra" они и не мечтали. А зря. Может быть именно этому мальчику и следовало было иметь такой магнитофон и телевизор. Как бы то ни было. Мальчик, который всю ночь смотрел какой-то нехороший для нашей идеологии фильм, утром был готов к тому, чтобы отправиться на рынок - продавать пирожки, изготовленныеего мамой - замечательно вкусные - приготовленные на кунжутном масле. И отправился продавать. А дальше вы уже, конечно, все знаете. Он продал пирожки. Он собрался было идти домой, но, встретив знакомую девочку, заговорился с ней допоздна, устал, и заснул, прикрыв свою сумку руками. А в сумке, надо Вам напомнить хранились деньги, вырученные за продажу пирожков, пожаренных на кунжутном масле. Проговорив с понравившейся ему девочкой (а девочка эта была фея - потому что все девочки, которые нам нравятся - феи), он и не заметил, какуже было говорено, что уснул. Во сне произошла с ним неприятность. Когда он проснулся, то обнаружил, что из сумки, с которой он ходил на базар продавать пирожки, пожаренные на кунжутном масле, пропали вырученные за продажу этих пирожков деньги. Мальчишка был умный, но был всего лишь мальчишка. Не делая пока еще трагедии из произошедшего, он пошел к мудрецу и рассказал ему о случившемся. Мудрец выслушал, отправился с мальчиком к своему другу судье (а детям хорошо бы знать, что мудрец только тогда чувствует себя сильным, когда у него друг - судья), и тот назначил всем жителям города подходить и бросать монеты в чан с горячей водой. Как конечно понимает читатель: судья зная, что украденные у мальчика деньги лежали в корзине, и замарались от кунжутного масла, и потому ждал, что жирное пятно всплывет в теплой воде и изобличит вора. Вот уже все население города прошло, бросая монеты в чан, а пятно все не всплывало. И тогда последний, а им был сказочник, понял, что вор оказался умнее и исчез из города, прихватив с собой деньги. И тогда он вымазал свою собственную монету кунжутным маслом и бросил ее в воду. Конечно немедленно всплыло пятно, и сказочник был счастлив, что судья приказал вернуть деньги мальчику. Мальчик взял деньги, он видел, что они не вымазаны кунжутным маслом, но он был всего лишь мальчик, и с компромиссами еще не встречался. Не все ли равно откуда появились деньги. Этот мальчик никогда не станет сказочником и не подарит радости людям... Сказочника же - высекли. Но он не чувствовал себя обиженным, знал, что, если не посечь, ничего и не напишешь. Шучу, шучу. И не такуж это безобидно. В предыдущей действительности писатели шутками раскачали государственный строй. Почему литература в России самая великая на свете? Потому что писателейна Руси Великой бесконечно секут как собак. Потому собаки тоже иногда садятся за письменный стол. А впрочем всякая собака это по-своему просто заколдованный человек. Я все что хотел написать в своей собачьей жизни - написал, и все это только для того, чтобы вы, мои маленькие друзья, были бы хорошими и творческими людьми. Ведь действительность обретает смысл и существование лишь в соприкосновении с художником... как страшно быть неписателем. Каким непереносимым должно быть страдание нетворческих людей. Ведь их страдание окончательно, страдание"в чистом виде", страдание безысходное и бессмысленное... Как страшно все бытие непишущего человека. Каждый его поступок, жест, ощущение... каждое большое или маленькое действие в самом деле исчерпывает свою куцую жизнь, без всякой надежды продлиться в вечности. - Так говорил Нагибин... Он воспитал много собак. Никогда не огорчайтесь, если иногда вам тоже достанется по попке. Счастья вам и любви. Сегодня я оставляю перо к радости моей очаровательной Козеттыи постараюсь быть просто собакой... Ведь я не писатель, а лицо занимающееся литературой, и садился-то я за письменный стол тогда, когда не мог найти в библиотеке книгу, которую хотел бы прочитать под настроение. ... постарайтесь мне присниться... и я покажу вам часы, подаренные мне на прощание Вирусом так похожим на Черный Квадрат Малевича. Они показывают не время, а пространство. И в этом их искренность... Переделкино - Карловы-Вары - Анталия, 1997-2000 гг. --------------------------------------------------------------- Собачка ШТУЧКА воспитывалась в семье доктора наук, профессора права, писателя, социолога и географа Сергея Павловича Лукницкого. Много путешествовала по странам Мира. Автор ряда полемических статей по правовым вопросам нашей собачьей жизни. Четверо собственных детей, и один приемный - котенок (ныне кошка Люська) говорят о ее не зря прожитой жизни. Часто улыбается, всегда оптимистична, всегда в форме. "Это моя собака" - цикл детских приключенческих повестей, которые Собачка Штучка написала от имени пса Пирата, взяв за основу своей фантазии-мечты образ пса-джентльмена. По одной из повестей снят мультипликационный фильм "Наши каникулы", часто идущий по телеканалам, ставший классикой рисованного кино. Преложенные вниманию юного читателя повести уведут его в мир современной школы, сказочной страны Беспространствии, подружат с собаками всего мира, повеселят компьютерными вирусами, расскажут о русской глубинке, поведают о тайнах философии космоса и предложат покататься на крылатом Гиппопотаме. Для детского школьного возраста.