---------------------------------------------------------------
     Литературная газета, 26 ноября 2008 г..
     Раздел: Читающая Москва

     СИСТЕМА КООРДИНАТ
---------------------------------------------------------------

     0x01 graphic

     В последнее время много пишут не только о  природной экологии , но и  о
важности сохранения духовной экологии . Переделкино - одно из  тех мест, где
десятилетиями   нарабатывалась   духовная    аура    Подмосковья.   Кандидат
географических  и  доктор  социологических  наук,  ученый,  писатель  Сергей
Павлович Лукницкий был  одним из старожилов  Переделкина.  Как  журналист  и
публицист он  не  раз поднимал  вопросы духовной экологии нашего общества. К
сожалению, Сергей Лукницкий недавно ушел из жизни. Сегодня мы беседуем с его
женой, лингвистом и культурологом Ольгой МЕДВЕДКО, которая 10  последних лет
была  рядом  с  ним  и  помогала  ему  в  его  литературной  и  общественной
деятельности.
     - Вы как  никто близко знали Сергея Павловича в  течение многих лет. Он
прожил 50 лет своей жизни здесь, в Переделкине...
     - Можно  сказать, что Сергей всю жизнь прожил в Переделкине. Он родился
в  семье писателя Павла Николаевича Лукницкого,  известного путешественника,
собирателя уникального архива поэтов  и писателей  Серебряного века. Так как
семья жила в крошечной квартирке в Москве, то огромный архив всегда хранился
на даче  в  Переделкине, где можно  было с  ним  работать.  Павел  Лукницкий
занимался творчеством Николая Гумилева и  Анны Ахматовой в то время, когда и
произносить-то эти имена было опасно.  Многие даже не  представляют сегодня,
что биографию поэта Николая  Степановича  Гумилева,  да и многие  его стихи,
собрал по строчкам  (в  буквальном смысле этого слова) П.Н.  Лукницкий. Свой
колоссальный архив  с риском для жизни  он  хранил здесь, в  Переделкине,  и
сумел  сохранить  его  для  потомков. После  смерти  отца  Сергей  Лукницкий
продолжил  его дело  и выполнил данное отцу обещание  - добился реабилитации
великого  русского  поэта  Николая  Гумилева. Об  эпопее реабилитации и  что
стояло  за   сфабрикованным   "контрреволюционным  делом   Гумилева"  Сергей
Лукницкий  написал  книгу  "Есть  много способов  убить  поэта",  назвав  ее
социально-правовым исследованием. И писал он ее здесь, в Переделкине.
     - Почему он так интересовался историей Переделкина?
     -  Так  уж  вышло, что  род Лукницких  тесно связан с  этой  землей.  В
излучине реки Сетунь  в  селе Лукиницы проживал князь  Лукин (отсюда и берет
начало  род Лукницких). В своей последней  книге "Переделкино, Дворец Дожей,
корпус З-Б"  Сергей приводит исторические факты из  прошлого Переделкина,  и
они весьма любопытны:
     "Такое  странное название поселок  получил в годы правления  царя Ивана
Грозного, который надумал в очередной  раз венчаться в фамильной церкви бояр
Колычевых,   что   на   пригорке  стояла.   Колычевы  призадумались.  Решили
посоветоваться с князем Лукиным, что на той стороне реки  Сетунь проживал. И
все  бы,  может  быть,  было  решено  тогда  и  полюбовно,  и  называлось бы
Переделкино  -  по-прежнему  -  Лукиницами,  не обратись  бояре к  народу за
советом. А  темный народ  не  понял своего  счастья  и  отказал  в  венчании
Государю на седьмой жене при  живой шестой. Царь осерчал,  приехал, в церкви
венчался, а народу учинил  передел, отсюда и название села пошло.  А передел
потом долго  ощущался в этих местах: всех  мужиков - от грудных младенцев до
столетних старцев - повелел царь своим опричникам оскопить".
     "...Позже интересовались  историки:  почему Сталин  в  конце  тридцатых
повелел  поселить  писателей  именно  здесь,  в  Переделкине.  Но доподлинно
известно, что селил  он  их тут вместе с  опричниками,  чтобы  легче считать
было.  А  может быть, оскопление русской литературы казалось ему здесь более
естественным,  чем  где-то  в другом  месте,  но  как  бы то  ни было  - это
произошло;  с  тридцать  пятого  по  пятьдесят  третий  двадцатого  столетия
создавался волшебный Городок писателей".
     -  Вокруг  Переделкина  сейчас  бушуют страсти,  и с  каждым годом  все
больше. Мы знаем, что Сергей Лукницкий принимал  участие в  разработке плана
сохранения Переделкина как музея.
     -  К сожалению,  передел Переделкина продолжается. Некогда литературный
оазис превратился ныне в плацдарм китчевого строительства. Размеренную жизнь
на  тихих  улицах  Довженко,  Серафимовича,  Горького  и  Погодина постоянно
нарушают  грохот  колес  тяжелой  строительной  техники,  шум  строек  новых
дворцов, а также зловещие слухи,  что "все  уже  продано":  распахано  "поле
Пастернака"  под  новые   коттеджи,  старейший   Дом  творчества   писателей
"Переделкино"  (единственный Дом творчества, который  уцелел  в Подмосковье)
чтобы  выжить,  вынужден использовать  один из  своих корпусов  как  дешевую
гостиницу для летчиков из Внуково и приезжих.  И как бы в насмешку на въезде
в  городок   писателей  все  еще  висит   доска  с  обнадеживающей  надписью
"Заповедная зона". Но идея заповедной зоны не покидает всех, кому дороги эти
места как историко-культурное наследие наших предков.
     Как  юрист  Сергей Павлович  участвовал  в  разработке плана сохранения
Переделкина как уникального объекта духовной  экологии Подмосковья. Ведь она
наработана годами совместных усилий людей творческого труда и создана такими
"намоленными"  местами  Подмосковья,  как  поселки  в  Переделкине, Внукове,
Тарусе и домами творчества в Малеевке, Рузе, на Икше.
     В одном из своих стихов, который Сережа подарил мне, он писал:

     Мы собрались на острове земном,
     И Переделкино - кусочек мирозданья
     Тебе назначил я, любимая, свиданье
     На нынешнем отрезке временном.

     Мы  в  ответе  перед  будущими  поколениями  за  сохранение  вот  таких
уникальных  "кусочков  мироздания",  из  которых и состоит будущая  духовная
экология  нашего общества. Еще 20  лет назад Литфонд  СССР принял  решение о
постройке  большого  литературного музея в Переделкине.  Учитывая богатейшую
мемориальную историю  этого места,  Музей  "Литературное Переделкино" мог бы
стать  единственным  в стране  музейным центром  отечественной литературы XX
века,  представляющим большинство  ее  крупных  имен.  В  2004  году  Сергей
Михалков,  Чингиз  Айтматов,  Юрий  Бондарев,  Евгений  Евтушенко  и  другие
попытались привлечь внимание общественности к  этому проекту снова. Но  пока
воз и ныне там.
     Сегодня отсутствие большого литературного музея в Переделкине стараются
как-то компенсировать энтузиасты  и  хранители  творческого духа  этих мест.
Также  в  Музее Булата Окуджавы регулярно  проходят бардовские  концерты,  в
Музее Пастернака - поэтические встречи. А в Доме-музее К.  Чуковского каждую
субботу проводятся  тематические литературные вечера и встречи с писателями.
Возрождению этой замечательной  традиции  мы  обязаны  директору музея  С.В.
Агапову  и  талантливому журналисту  Алле  Рахманиной.  На  одном  из  таких
вечеров, оказавшемся последним  в его жизни, Сергей Лукницкий прочитал такие
строчки из своих стихов:

     Уходят люди навсегда,
     Чтобы все время возвращаться,
     Но остаются их дела,
     Они не знают рейнкарнаций.

     Очень многие талантливые и незаурядные жители Переделкина уже "ушли", в
их  числе Чингиз Айтматов, Булат Окуджава, Григорий Поженян, Римма Казакова,
Георгий Гачев и другие. Но пока  в наших силах хранить  память  об их делах,
давайте будем это делать  все вместе сейчас,  пока не поздно, чтобы было чем
гордиться нам и нашим детям. Ведь люди без памяти становятся манкуртами.


Last-modified: Thu, 18 Dec 2008 21:19:13 GMT