авляется вовнутрь, оно может помочь Вам установить курс Вашей жизни намного более разумно. Старая польская пословица советует: "Если нет ветра, гребите". Упражнения Люди, которые осознают себя, понимают быстротечность жизни, так как знают о неизбежности смерти. Они делают свой выбор на основе того смысла, который хотят придать своей жизни. 1. Сцена смертного ложа (фантазия) Найдите тихое место, где Вам не смогут помешать. Представьте, что Вы уже очень пожилой человек и находитесь на смертном одре. Ваша жизнь мысленно проходит перед Вами. Закройте глаза. Спроецируйте Вашу жизненную драму на воображаемый экран перед Вами. Следите за ней с самого ее начала до настоящего момента. Не спешите. После этого опыта рассмотрите вопросы: * Какие воспоминания были для Вас наиболее болезненными? Какие самыми приятными? * Какие обязательства, переживания и достижения придают смысл Вашей жизни? * Испытали ли Вы сожаление о чем-либо? Если да, что Вы могли бы сделать иначе? Что Вы можете сделать иначе теперь? * Не хотели бы Вы находиться рядом с кем-нибудь больше или меньше времени? * Не был. ли Ваш выбор не осознаваем Вами ранее? Или, возможно, Вы просто боялись сделать его? * Вы обнаружили то, что Вы .цените? Ваши ценности оказались такими, какими Вы хотели? * Вы ^обнаружили что-либо, что Вы хотели бы теперь изменить? 2. Ваш последний час (фантазия) Теперь взгляните на Вашу жизнь с другой стороны. Вообразите, что Вам остался час жизни и Вы можете провести его с кем только угодно. * Кого бы Вы хотели видеть около себя? * Как и где Вы бы хотели провести этот последний час? * Этот человек (люди) знает о Ваших чувствах к нему? 3. Освобождение от удара ловушки Если Вы чувствуете, что Вы пойманы в ловушку или находитесь перед стеной, то есть не видите возможных выборов или очевидных решений, попробуйте провести следующий мысленный эксперимент. * Закройте глаза и вообразите, что Вы бьетесь головой о высокую кирпичную стену, преграждающую Вам путь, пытаясь таким образом преодолеть это препятствие. * Наблюдайте за собой, бьющимся головой о стену. * Теперь прекратите биться и оглянитесь вокруг. * Найдите какой-нибудь способ перебраться через стену, например пролезть под стеной или попытаться обойти ее. Если Вам потребуется что-нибудь для помощи, вообразите это. Если Вы считаете себя запертым в ловушке, совершите воображаемое перенесение в эту ловушку. * Представьте, что Вы свернулись калачиком внутри нее. Что Вы чувствуете? Защищает ли она Вас от чего-нибудь или кого-нибудь? * Придумайте несколько способов выбраться из Вашей ловушки. Теперь выберитесь из нее. * После того как Вы покинете Вашу ловушку, представьте, что Вы сидите снаружи ее, под деревом. * Посмотрите вокруг. Посмотрите на Вашу ловушку, затем на окружающий мир. Если Вы чувствуете, что находитесь перед стеной или заперты в ловушке, не прислушивайтесь к старым записям, которые говорят, что "взрослые так себя не ведут". * Постройте для себя стену из картона, газет или т.п. Ударьтесь головой об нее. Оглянитесь. Нет ли более простого пути наружу? * Возьмите большой картонный ящик. Заберитесь в него и надвиньте крышку. Посидите там некоторое время, прислушиваясь к своим чувствам. Затем покиньте ящик. Посмотрите на него. Посмотрите на окружающий Вас мир. Затем спросите себя: * Не могло ли так случиться, что я сам построил свою стену, сам залез в свою ловушку? * Если это так, то что это дает мне? * Как это влияет на других? * Какие позиции я укрепляю в себе? * Какие ярлыки я собираю, поступая таким образом? * Как это соответствует моему сценарию? * Это то, что я действительно хочу для себя? Теперь прекратите "биться об одну и ту же ситуацию" и оглянитесь вокруг. 4. Проверка постоянного Родителя, постоянного Взрослого и постоянного Ребенка Подумайте: может ли так быть, что Вы слишком часто бываете в состоянии Я Родителя и/или ведете себя неуместно в этом состоянии? * Не обвиняют ли Вас в том, что Вы думаете за других, отвечаете за них, никогда не даете им проявить самостоятельность, раздаете всем советы, поучаете? * Вы читаете проповеди, пропагандируете или принуждаете других? * Тщательно проверьте группы, с которыми Вы связаны. * Есть ли какая-либо тема для разногласий в каждой группе или большинство ее членов имеют единую точку зрения? * Могли бы Ваши родители принадлежать к этим группам? * Высоко ли ценится или подавляется творческое мышление в этих группах? * Каких общих взглядов придерживаются группы, в которые Вы входите? * Если Вы стремитесь принадлежать к благотворительным группам, спросите себя, действительно ли они решают проблемы или только говорят о них. Они подходят к проблемам только с одной стороны или с разных? " Ваши группы зависят от решений, которые Вы принимаете? * Вы советуете им, что делать? Поощряете мыслить и действовать самостоятельно? * Как часто Вы говорите другим "должны", "обязаны" и "Вам следует"? Вы говорите это в состоянии Я Взрослого или Родителя? * О каких предметах Вы говорите с возмущением и по нескольку раз? * Может ли так случиться, что Вы выражаете чужое мнение, не обдумав и не проверив его? Подумайте: может ли так случиться, что Вы слишком часто бываете в состоянии Я Взрослого и/или ведете себя неподобающим образом в этом состоянии? * Не кажетесь ли Вы себе чрезмерно рассуждающим, слишком рациональным, неспонтанным и похожим на автомат большую часть времени? * Вы постоянно имеете дело с обработкой данных и редко проявляете Родительские взгляды или Детскую непосредственность? * Вы всегда рационально используете деньги, никогда не "шикуете" или слишком балуете кого-нибудь подарками, о которых они всегда мечтали? * Вы много работаете и с трудом выпрашиваете время для отдыха или Вы ничем не заняты? * Вы входите только в профессиональные группы -- группы, которые собираются в основном для обмена информацией? * Теперь вспомните своих близких друзей. В их число входят те, с кем Вас связывают деловые отношения? * В компании Вы всегда говорите о своих профессиональных интересах или находите укромный угол и листаете журналы? * Не обвиняют ли. Вас в том что Вы "невеселы" или "совсем не заботитесь о детях?" *-Нет, ли у Вас склонности быть "машиной-компьютером", перерабатывающим информацию и находящим решения? * Не используете ли Вы своего Взрослого для рационализации -- для оправдания своих недостатков и предрассудков? * Не используете ли Вы его для того, чтобы настаивать и сохранять мнения Родителя, которые некогда были слишком пугающими для Вас, чтобы сознательно их проверить? * Не используете ли Вы своего Взрослого для того, чтобы помогать своему Ребенку управлять другими, или чтобы приводить ему "хорошие" доводы для исполнения игр? Подумайте: может ли так быть, что я слишком часто бываю в состоянии Я Ребенка и/или веду себя неподходящим образом в этом состоянии? * Вы позволяете управлять Вами во многих областях? * Другие думают за Вас, отвечают за Вас, подавляют Вас, дают Вам советы, часто приходят Вам на помощь и ставят Вас на место? Проверьте группы, в которых Вы участвуете. * Они собираются преимущественно для веселья? * Для ниспровержения или критики авторитетов? * Для того чтобы посоветовать Вам, как строить свою жизнь? * Вы отступаете, приходите в отчаяние, чувствуете себя бессильным перед возникшими проблемами или перед принятием решений? * Вы постоянно обращаетесь к другим за одобрением, критикой или поддержкой? * Вспомните десять самых близких своих друзей. Не объединяет ли их нечто общее? Это Ваши приятели по развлечениям? Не играют ли они для Вас роль родителей? * Вы часто говорите "Я не могу" вместо того, чтобы сказать "Вы этого не хотите"? 5. Портрет Ваших состояний Я Используя окружности разных диаметров, нарисуйте портрет своих состояний Я, каким по большей части Вы воспринимаете себя. Ваш портрет может выглядеть подобно тому, как это показано на рис. 43. * Вы видите себя человеком, имеющим любимое состояние Я? * Не меняется ли Ваш портрет при смене обстановки? На работе? Дома? В институте? На вечеринке? Где-нибудь еще? * Не меняется ли он с определенными людьми? С начальником? Подчиненными? Супругом/супругой? Детьми? Друзьями? С кем-нибудь еще? * Теперь попросите детей, супруга/супругу, друга, родственника и/или коллегу по работе нарисовать, как они воспринимают вас? Заметили ли Вы какие-нибудь различия. После того как Вы нарисовали Ваши портреты, каким Вы сами себя воспринимаете и какими Вас воспринимают другие, спросите себя: * Они удовлетворяют меня? Если нет, что необходимо изменить? * Какие контракты мне необходимо заключить? Какие вопросы Взрослого мне необходимо поставить? 6. "Засорение" Вашего Взрослого Один эффективный метод избавления от "засорения" Вашего Взрослого от предубеждений Родителя и заблуждений Ребенка заключается в изменении Ваших утверждений на противоположные. "Засорение" от Родителя * Напишите четыре прилагательных, которые Вы используете, когда говорите о людях различного пола, национальности, возраста, религии, образования, класса, происхождения. Мужчины -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- - Женщины -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- - Евреи_-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- Нехристиане_-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- Черные -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- - Белые -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- * Вы располагаете достаточными и точными сведениями, чтобы проверить Ваши утверждения, или какое-то событие побудило Вас принять такую позицию? Слухи? Средства массовой информации? * Теперь измените Ваши высказывания на противоположные тем, которые Вы применили. Что Вы обнаружили? "Засорение" от Ребенка * Вы часто используете слова, свидетельствующие о том, что Вы ожидаете сказочную личность или необычайное событие? Такие, как: Когда (если только) он/она изменится... Когда (если только) я женюсь... Когда (если только) я разведусь... Когда (если только) я найду хорошую работу... Когда (если только) дети подрастут... * Вы часто используете слова, которые говорят о том, что Вы думаете о себе определенным образом и ничего не можете в себе изменить? Такие, как: Я такой беспомощный, что... Я такой глупый, что... Я такой подавленный, что... Я такой робкий, что... * Какую позицию наиболее часто Вы занимаете в отношении себя? Я такой... что... * Теперь измените несколько Ваших утверждений на противоположные, например: Он/она может никогда не измениться, поэтому... Я такой сильный, что... Я такой... что... После того как Вы рассмотрели возможные "засорения" от Родителя и Ребенка, задайте себе следующие вопросы: * Удовлетворяет ли меня то, что я обнаружил? * Что мне необходимо оценить заново? * Что мне необходимо изменить? * Какие контракты мне необходимо заключить? * Какие вопросы Взрослого необходимо поставить? 7. Изучение Ваших проекций Другие часто служат для нас зеркалом. Когда Вы смотрите на кого-нибудь, то можете увидеть в нем себя самого. Изучение Ваших проекций является полезным методом самопознания. Вообразите кого-нибудь, кто Вам особенно не нравится. * Что Вам не нравится в этом человеке? * Не знаете ли Вы других людей с такими чертами? Они также не нравятся Вам? * Теперь представьте, что Вы обладаете этими же чертами. Представьте себя в действии. * Делайте то, что делают люди, которые раздражают Вас. Поступайте так, как они. * Теперь спросите себя: "Может ли так быть, что я сам веду себя подобным образом или что эти черты принадлежат мне самому?" Теперь представьте кого-нибудь, кто особенно восхищает Вас. * Что Вам нравится в этом человеке? * Вы знаете других людей, которые обладают подобными чертами? Вы также восхищаетесь этими людьми? * Далее, представьте, что Вы говорите, ходите, ведете себя так же, как и те, кто восхищает Вас. Представьте, что Вы обладаете их чертами. * Теперь задайте вопрос: "Может ли так быть, что я обладаю этими способностями и чертами?" В течение недели составьте два списка. * В одном записывайте все, в чем Вы обвиняете других (она отвергает меня, он глуп, мой муж/жена волочится за кем-нибудь, она всегда сердита, он ненавидит меня и т.д.). * В другом отмечайте все, что вызывает у Вас восхищение (она такая нежная, он смышленый, моя жена/муж всегда делает полезные замечания, он прекрасно обращается с детьми, она очень изящно одевается и т.д.). * В конце недели проверьте Ваши списки. Не видите ли Вы каких-нибудь шаблонов? * Теперь поставьте вопрос: "Может ли так быть, что я?.." Например, "Может ли так быть, что я отвергаю Мэри лишь потому, что полагаю, будто она отвергает меня?", "Может ли так быть, что я хотела бы избежать этого брака и поэтому обвиняю Дика в том, что он желает этого?". 8. Изучение Ваших сновидений Многие люди утверждают, что не помнят своих снов. Если Вы считаете так же, то держите карандаш и бумагу рядом, около кровати, и записывайте свои сны сразу же, как проснетесь. Каждый сон содержит сообщение. Чтобы раскрыть сообщение, которое содержит Ваш сон, Перлз предлагает следующее упражнение: Запишите сновидение и составьте список всех деталей Вашего сна. Запишите каждого человека, каждую вещь, каждое настроение и затем постепенно постарайтесь стать каждой из этих деталей сна. Проигрывайте их, действительно превращаясь в каждую из них. По-настоящему станьте этой вещью; чем бы она ни была -- станьте ею. Используйте свое волшебство. Превратитесь в эту безобразную лягушку или во что-нибудь, что было там, -- в неодушевленные предметы, живые существа, демона -- и прекратите думать. Затем, взяв каждый из этих персонажей сна, дайте им столкнуться друг с другом. Запишите сценарий. Под "записью сценария" я имею в виду диалог между двумя противоположными ролями. Вы обнаружите, особенно если Вы приняли подходящие противоположности, что они всегда начинают со спора друг с другом (20). * После того как Вы поработаете над сном или фрагментом сна, как предлагает Перлз, спросите себя: "Не уклонялся ли я от чего-либо во сне? Не убегал ли? Не прятался ли? Не мог сдвинуться с места или закричать? Что еще?" * Если это так, не напоминает ли мне это то, чего я избегаю в настоящей жизни? 9. Метод решения проблем Если у Вас есть проблемы, которые необходимо решить, -- такие, как найти работу, изменить стиль поведения, улучшить семейные отношения, -- активизируйте Вашего Взрослого, используя следующие приемы. Некоторые из них могут не подходить ко всем проблемам, но по крайней мере рассмотрите их в процессе. 1. Определите проблему и запишите ее (Вы можете обнаружить, что то, что Вы считали главной проблемой, вовсе таковой не является). 2. Каковы мнения, осведомленность и поведение Вашего Родителя по отношению к этой проблеме? * Напишите, что каждый из Ваших родителей сказал бы или сделал бы в связи с этой проблемой. * Прислушайтесь к речи родителей в Вашей голове. Запишите то, что они считают необходимым, обязательным и т.д. Теперь запишите, чего они избегали, а также их невербальные сообщения. 3. Далее, рассмотрите чувства, установки и осведомленность Вашего Ребенка по отношению к этой проблеме. * Запишите Ваши чувства, которые связаны с данной проблемой. Это ярлыки или настоящие чувства? * Не играете ли Вы в какую-нибудь игру в связи с этой проблемой? * Соответствует ли эта игра Вашему конструктивному, деструктивному или непродуктивному сценарию? Не исполняются ли при этом какие-либо манипулятивные роли? 4. Оцените приведенные выше сведения Родителя и Ребенка с помощью Вашего Взрослого. * Какие установки Родителя мешают решению проблемы? Какие установки Родителя помогают Вам в решении проблемы? * Какие чувства и адаптации Ребенка мешают решению проблемы? Какие чувства и адаптации Ребенка помогают Вам решить проблему? * Какое решение было бы приятно Вашему Родителю? Будет ли оно подходящим или деструктивным для Вас? * Какое решение было бы приятно Вашему Ребенку? Будет ли оно подходящим или деструктивным для Вас? 5. Представьте различные пути решения проблемы. Не отвергайте никакую идею. Вместо этого используйте Вашего Маленького Профессора и "мозговую атаку". Привлеките все свои способности, какие только сможете, даже если некоторые покажутся смешными. 6. Затем рассмотрите внутренние и внешние источники, необходимые для каждого решения, при помощи "мозговой атаки". Эти источники являются доступными? Они являются подходящими? 7. Оцените вероятность успеха каждой альтернативы. Отбросьте те, которые являются невозможными. 8. Выберите две или три наиболее вероятные. На основе фактов и творческого воображения примите Ваше решение. 9. Осознайте чувства, которые вызовут Ваши решения. Решения, которые оставляют "хорошие ощущения", могут удовлетворять все состояния Я. Решение, которое оставляет у Вас неприятные чувства, может заставлять Вашего Родителя и/или Ребенка сопротивляться ему и в действительности быть вредным для Вас или окружающих или может просто оказаться неправильным. 10. Заключите контракт, необходимый для того, чтобы исполнить решение. Поставьте соответствующие вопросы Взрослого, которые подходят к Вашему контракту. 1 1. Приведите в действие Ваше решение. Если это возможно, испытайте его в малом. Затем двигайтесь вперед с большей энергией. 1 2. Оцените сильные и слабые стороны Вашего плана по мере осуществления. Сделайте необходимые поправки. 13. Радуйтесь своим успехам. Не впадайте в уныние при неудачах. Изучите их и начинайте снова. Обдумайте утверждение Джона Дьюи: "Личность, которая по-настоящему мыслит, учится на своих неудачах точно так же, как и на своих успехах". Когда принимают решения Проигрывающие, то обычно, если дела идут плохо, они перекладывают вину на других. Когда решения принимают Выигрывающие, они принимают ответственность за свои решения независимо от того, оказались они правильными или ошибочными. 10. АВТОНОМИЯ И ЭТИКА ВЗРОСЛОГО Человек в конечном счете сам решает за себя! И, в конце концов, любое образование должно быть направлено на воспитание способности принимать решения Виктор Франкл Достижение автономии является конечной целью трансакционного анализа. Автономия означает владение собой, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои действия и чувства, отказ от типов поведения, не относящихся к делу или неуместных "здесь и теперь". Каждый обладает способностью достичь определенной автономии. Но, несмотря на то что автономия является исконным правом человека с рождения, мало кто в действительности достигает ее. Берн пишет: Человек рождается свободным, но одна из первых вещей, которой он научается, -- делать то, что ему говорят, и он проводит остальную часть своей жизни, делая это. Так что его первое порабощение -- порабощение родителями. Он прикован к их инструкциям на веки вечные, оставляя за собой лишь право выбирать иногда собственные методы и утешать себя иллюзией автономии (1) (.См.: Э.Берн. Секс в человеческой любви. М., МКЦ, 1990, с.75. -- Прим. ред.) Люди испытывают иллюзию автономии, когда полагают, что изменили свой сценарий, а в действительности они лишь изменили декорации, роли, костюмы и т.д., но не сущность драмы. Например, человек, имеющий родительские предписания быть проповедником, может стать наркоманом, а затем с религиозным рвением обращать других в своих последователей. Смена обстановки может создавать у человека иллюзии свободы, хотя в действительности это -- порабощение родительскими предписаниями, только замаскированное. Подобным же образом женщина со сценарием "Красавица и Чудовище" может верить, что освобождается от жизненных невзгод, разводясь с Чудовищем и заново выходя замуж, хотя на самом деле она может при этом менять одно Чудовище на другое. Подлинная автономная личность, согласно Берну, -- это такая личность, которая осуществляет "проявление или восстановление трех способностей: осознания, спонтанности и искренности" (2). Осознание Осознание -- это способность понимать то, что происходит в настоящем. Автономная личность является осознающей. Такая личность очищает от "засорения" Взрослого и начинает слышать, видеть, обонять, осязать, изучать и оценивать независимо. Отбрасывая старые мнения, которые искажают восприятие действительности, осознающая личность воспринимает мир скорее через личную встречу с ним, чем через то, как она была "приучена" видеть его. Зная, что жизнь преходяща, осознающая личность ценит природу настоящего. Она чувствует, что хотя какие-то секреты природы известны ей, но многие тайны еще предстоит открыть. Осознающая личность может, стоя на берегу озера, смотреть на цветы, чувствовать дуновение ветерка и испытывать благоговение. Осознающая личность может, взглянув на закат, воскликнуть: "О!" Человек, осознающий самого себя, прислушивается к сообщениям своего тела, понимая, когда он напряжен или расслаблен, когда открыт или замкнут. Осознающая личность знает свой внутренний мир чувств и фантазий, не боится и не стыдится его. Осознающая личность умеет слушать других людей и давать активную обратную связь во время разговора. Осознающая личность не расходует свою психическую энергию на то, чтобы создавать проблемы, использовать различные уловки или планировать психические контратаки. Вместо этого она пытается улучшать контакты с другими людьми, устанавливая с ними искренние отношения, совершенствуясь в умении как говорить, так и слушать. Человек, осознающий самого себя, полностью находится в настоящем. Его мысль и тело реагируют в унисон ситуации "здесь и теперь"; тело не делает ничего отличного от того, на чем сосредоточена мысль. Такой человек -не говорит сердитых слов, когда улыбается, -не хмурится, когда ситуация вызывает смех, -не срывается посреди пикника, чтобы вернуться к "важным делам", -не составляет в уме важное деловое письмо, когда занят любовью, -не возвращается заново к событиям прошлой ночи, пока составляет важное служебное письмо на работе, -не носит розовые очки, чтобы не замечать происходящих вокруг событий, -не пирует во время чумы. Осознающие люди понимают, где они находятся, что делают и что по этому поводу чувствуют. Как заметил Авраам Линкольн: "Если мы сначала узнаем, где мы находимся и куда стремимся, мы сможем лучше судить о том, что делать и как это делать". Первым шагом к интеграции является осознание с помощью Взрослого как контролера. Человек, начинающий осознавать, что ведет себя как тиран или бука, может решить, как отнестись к такому поведению, признать его своим и остаться таким, каков он есть, или сознательно отказаться от него. Перлз утверждает: "Все основывается на осознании" (3). Спонтанность Спонтанность -- это свобода выбора из полного спектра поведения и чувств Родителя, поведения и чувств Взрослого, поведения и чувств Ребенка (4). Автономная личность является спонтанной и в то же время гибкой, а не бездумно импульсивной. Такая личность видит, что существует много доступных выборов, и использует то поведение, которое ей кажется подходящим к ситуации и ее цели. Спонтанная личность свободна и принимает ответственность за свои личные выборы. Такая личность отвергает побуждение жить предопределенным образом и учится сталкиваться с новыми ситуациями, открывать новые способы мышления, переживания и реагирования. Она постоянно расширяет и переоценивает репертуар возможного поведения. Спонтанная личность проявляет или восстанавливает способность принимать независимые решения. Такая личность признает Родителя и Ребенка как личную историю, но скорее принимает новые решения, чем остается во власти "судьбы". Когда личность не принимает самостоятельные решения, пусть и не всегда правильные, ее способности остаются ненаправленными, а поведение неясным и неустойчивым. Нерешительность, согласно Мартину Буберу, -- это порок, и этот порок представляет бесцельный круговорот способностей, без которых ничего нельзя достигнуть, но из-за которых, если их не направить и оставить нереализованными, все идет наперекосяк (5). В этом отношении автономная личность -- это личность, которая принимает решения, придающие целесообразность ее способностям. Эта личность сознательно и в разумных пределах принимает ответственность за выбранную ею судьбу. Принять сознательное решение в отношении себя в состоянии Я Взрослого означает быть свободным -- свободным, несмотря на инстинкты и побуждения, свободным, несмотря на наследственность и окружающее влияние. Виктор Франкл пишет: Конечно, у человека есть инстинкты, но он не находится полностью во власти этих инстинктов. Мы ничего не имеем против инстинктов и против людей, принимающих их. Но мы считаем, что такое принятие должно также предполагать возможность отказа, иными словами, оно должно быть свободным решением... ...что касается наследственности, то исследования наследственности показали, как высока степень свободы человека перед лицом предрасположенности. Например, близнецы, имея одинаковую предрасположенность, могут по-разному построить свою жизнь. Из двух одинаковых близнецов один становится ловким преступником, в то время как другой -- опытным криминалистом... ...что касается окружения, мы знаем, что не оно создает человека, но многое зависит от того, как человек воспринимает окружение, от его установки к нему (6). Однако от личности требуется большее, чем просто принимать решения. Если личность не поступает в соответствии с принятым решением, то такое принятие решения бессмысленно. Только когда этика и поведение личности соответствуют друг другу, личность является конгруэнтной (Конгруэнтность -- умение быть самим собой в контактах с окружающими. -- Прим. ред.) и целостной. Спонтанная личность свободна "делать свои собственные дела", но не за счет эксплуатации и/или равнодушия к другим. Искренность Искренность -- это проявление Естественным Ребенком сердечности, теплоты и близости к другим. Многие люди страдают от неспособности быть искренними. Маслоу считает, что это особенно справедливо для американцев: ...американцы нуждаются в значительно большем количестве терапевтов, потому что они не знают, как быть искренними -- у них нет искренней дружбы по сравнению с европейцами и поэтому у них действительно нет близких друзей, с которыми можно отвести душу (7). Автономная личность имеет смелость дружить и быть искренней тогда, когда это уместно. Это особенно нелегко дается людям, которые сдерживают свои искренние чувства и у которых нет привычки проявлять их. Они могут чувствовать себя неловкими, даже фальшивыми, когда впервые пытаются отказаться от старых программ поведения. Тем не менее они делают такие попытки. В процессе развития способностей к искренности личность становится более открытой -- учится раскрепощаться, открывать другим свой внутренний мир, приспуская некоторые маски, -- но проявляет это качество всегда с осознанием Взрослого. Личность воздерживается от трансакций, которые мешают близости, избегает пренебрежений, пересекающихся трансакций или исполнения игр. Такая личность играет в игры только тогда, когда это является сознательным решением, возможно не желая тратить время или энергию на определенного человека или ситуацию. Она не заставляет других играть роли Преследователя, Спасителя, Жертвы или оставаться постоянным Ребенком, постоянным Родителем, постоянным Взрослым. Вместо этого она стремится быть открытой и аутентичной, существуя вместе с другими "здесь и теперь", видеть других через их неповторимость, а не через свои искажения отпереживаний прошлого. Такая личность никогда не прибегает к обвинениям: "Ты в точности такая же неряха, как и твоя мать!" "Мой отец мог починить все, что угодно. Почему ты не можешь исправить хотя бы кран, чтобы из него не капала вода?" "Ты точно, как мой брат, всегда хнычешь, если что-нибудь хочешь!" "Ты точно, как моя сестра, всегда все должно быть по-твоему!" Люди, которые отвергают осознание, спонтанность и искренность, тем самым отвергают ответственность за свой образ жизни. Они считают себя удачливыми или неудачливыми, полагая без сомнений, что так предназначено быть и этого не изменить, так предназначено быть и этого не нужно изменять, так предназначено быть и только-- -- -- -- -- может изменить это. В противоположность этому автономные личности сосредоточены на "существующем, настоящем". Они позволяют развиваться своим способностям и поддерживают других в том, чтобы поступать так же. Они проецируют свои способности в будущее как реальные намерения, которые придают направленность и цель жизни. Если они и жертвуют чем-либо, то только меньшей ценностью ради большей, в соответствии с собственной системой ценностей. Они заняты не тем, как получить больше, а тем, как быть чем-то большим. Интеграция Взрослого Люди, стремящиеся к автономии, расширяют свои способности к осознанию, спонтанности и искренности. По мере того как это "происходит, они развивают интегрированное состояние Я Взрослого. Пропускание все большей и большей информации от Родителя и Ребенка через своего Взрослого и изучение новых типов поведения является частью процесса интеграции. Берн так описывает интеграцию Взрослого (8): ...видимо, во многих случаях определенные детские качества интегрируются в состоянии Я Взрослого образом, отличным от процесса "засорения". Механизм этой интеграции еще следует прояснить. Ее можно наблюдать у людей, которые ведут себя как Взрослый, обладая при этом сердечностью и открытостью, по природе напоминающими детские. Кроме этого, они проявляют чувства доверия к остальному человечеству, которые можно обозначить классическим термином "патос". С другой стороны, существуют моральные качества, являющиеся всеобщими для людей, принявших на себя взрослые обязанности, такие, как мужество, искренность, терпимость и надежность, которые проявляются не как сплошные частные предрассудки, а как общечеловеческие идеалы. В этом смысле можно сказать, что Взрослый должен иметь и детские, и этические стороны. Но эта тема остается наиболее неясной в структурном анализе, так что в настоящее время прояснить ее на клиническом языке представляется невозможным. Для учебных целей и для возможности объяснить некоторые клинические явления тем не менее было бы целесообразно подразделять Взрослого на три области (см. рис. 44). ...на языке трансакций это означает, что каждый поступающий, как Взрослый, должен в идеале проявлять три ряда качеств: личную привлекательность и отзывчивость, объективность, моральную ответственность. (9). ...такая интегрированная личность является обаятельной и т.п., смелой и т.п. в состоянии Взрослого, какие бы качества она ни имела в своем состоянии Ребенка и Родителя. Дезинтегрированный человек может превращаться в обаятельного и может чувствовать, что должен быть смелым (10). Личность в процессе интеграции принимает ответственность за все, что чувствует, что думает, во что верит, а также за развитие собственной этической системы жизни -- этоса. Личность также собирает информацию и производит объективные подсчеты (11). Кроме этого, личность развивает доброжелательность и испытывает эмоции страсти, нежности и сострадания -- патос. В течение этого процесса состояния Я проходят ряд изменений, которые показаны на рис. 45. Личность с интегрированным Взрослым может временами возвращаться к архаическому поведению из Родителя или Ребенка. Перлз утверждает, что этого не происходит при полной интеграции. Тем не менее в ходе процесса интеграции личность становится все более ответственной за свою жизнь. Интегрированная личность подобна тем, кого Эрих Фромм называет полностью развитой личностью (12), и тем, кого Абрахам Маслоу называет самоактуализированной личностью. Кроме того что такие люди используют свои способности и знания, они, как утверждает Маслоу, принимают ответственность за других так же, как за себя, и обладают воистину детскими способностями к осознанию и радости: Эти люди обычно имеют призвание в жизни, какую-нибудь задачу для осуществления, какую-либо проблему вне самих себя, которая занимает большую часть их энергии. в основном эти задачи являются общими и бескорыстными, сосредоточенными скорее на благе общества в целом или человечества... Обычно занятые общечеловеческими проблемами и вечными вопросами, такие люди живут в наиболее широком смысле этого слова... Они живут с ценностями, которые имеют всеобщий, а не местный характер и выражаются скорее в терминах столетий, чем момента... Они имеют прекрасные способности снова и снова ценить свежесть и непосредственность, основные качества жизни, относясь к ним с благоговением, удовольствием, удивлением и даже восторгом, какими бы банальными эти переживания ни становились для других (13). По-видимому, когда личность наиболее полно проявляет свои способности, она находится в процессе интеграции Взрослого. Такая личность проявляет искреннюю заботу о других и обладает обязательствами по отношению к ним, что является свойством хорошего родителя; проявляет ум при решении проблем, что характеризует взрослого, и способна творить, испытывать благоговение и проявлять нежность, что отличает счастливого здорового ребенка. Чувства Взрослого И по сей день ученые продолжают исследования, пытаясь яснее понять чувства Взрослого и интегрированного Взрослого. Мы считаем, что без процесса интеграции Взрослый действует лишь как машина, обрабатывающая данные. Такой человек будет развиваться в неполноценную личность, не имеющую моральных ценностей и эмоций. Такая личность не может планировать или изменять себя. Поэтому мы считаем, что интегрированный Взрослый содержит Взрослые чувства и мораль, так же как навыки и способности. Чувства, которые заимствуются как установки и :верования,/вероятно, находятся в Родителе. Чувства, .пережитые в младенчестве и детстве, вероятно, находятся в Ребенке. Чувства, которые являются искренней реакцией на действительную ситуацию, происходящую в настоящем, видимо, включают часть Взрослого. Или Взрослый сообщает Ребенку о ситуации, и поэтому реакция является аутентичной, или определенные чувства ранее были интегрированы в состоянии Я .Взрослого. Например, сердитая вспышка гнева является шантажом Ребенка, но законное возмущение или чувство тяжелого оскорбления, вызванное действительной несправедливостью, свидетельствует об ответственности Взрослого. Доверие и восхищение являются чувствами Ребенка, который верит, что люди о'кей. Истинное же уважение к другим основывается на объективных наблюдениях и существует во Взрослом. Депрессия -- это потакание слабостям Ребенка, тогда как отчаяние предполагает осознание Взрослым трагической реальности. Чувство вины может быть как ярлыком, добавляемым в коллекцию Ребенка, так и аутентичным откликом на действительно сделанную ошибку. Сочувствие, вероятно, перенимается от родителя, понимание включает информацию Взрослого. Этика Взрослого Процесс интеграции служит катализатором мотивации личности переоценить существующую систему ценностей и создать личный этический кодекс. Если личность делает что-либо "хорошее" из чувства долга перед родительскими планами, это действие будет скорее актом послушания, чем действием, основанным на этических принципах. Хотя действие, соответствующее родительским планам, может быть полезным, оно не обязательно основывается на независимом этическом решении личности. История полна человеческими трагедиями неосознанного послушания, трагедиями, возникшими из слепого подчинения людей авторитетам, целью которых являлось предотвращение изменений, сохранение зависимого положения других или даже их уничтожение. Чтобы установить этический кодекс Взрослого, Взрослый должен объективно и критически разобрать мнения и чувства как Родителя, так и Ребенка. Этот критический пересмотр не означает, что недисциплинированный Ребенок должен отбросить прошлое обучение (многие родители передают своим детям разумную систему моральных ценностей), в данном случае скорее проверяются ценности и Родителя, и Ребенка. То, что окажется деспотичным, неуместным или деструктивным, отвергается. То, что окажется способствующим личностному росту, интегрируется. Этот процесс ставит под сомнение многие высокоценимые мнения, которые могут передаваться из поколения в поколение через состояние Я Родителя и, возможно, через подчинение послушного Ребенка. Личность не должна быть порабощена прошлым, она должна уметь преодолевать влияние прошлого и принимать свободные решения. Используя Взрослого, личность может пересмотреть свои взгляды и решить, какие правильные и какие ошибочные взгляды лежат в основе ее действий, проверяя их истинность, оберегая здоровье и достоинство человека и человечества. Этическая система Взрослого основывается на позиции Взрослого "Я -- о'кей, Вы -- о'кей". Эта позиция отличается от непроверенной позиции Ребенка "Я -- о'кей и Вы -- о'кей", которая хотя и является основой психического здоровья, но может остаться наивным, преувеличенным ощущением благополучия или маниакальным отказом признавать что-либо неприятное (14). Этическая позиция, оцениваемая Взрослым, отражает фундаментальное уважение к себе и другим до тех пор, пока реальность не будет свидетельствовать об обратном. Такая позиция позволяет различать и осознавать как отрицательное, так и положительное. Усиление заботы о людях, об их благополучии, защита живой и неживой природы являются основой, на которой базируется этика Взрослого. Этика Взрослого -- это опора жизни человека -- опора Выигрывающих. Решение является нравственным, если, принимая его, личность проявляет честность перед самой собой и в отношениях с другими людьми, если оно повышает самоуважение, разрушает искусственные барьеры между людьми, создает основу искреннего доверия к себе и другим, ускоряет актуализацию человеческих возможностей, не причиняя вред остальным. Решение не может быть нравственным, если в результате его личность эксплуатируют и используют как бездушный объект, если человеческую жизнь подвергают угрозе ради скрытых целей, если между людьми выстраивают барьеры, если способности человека принижают, подавляют или игнорируют и если его лишают возможности свободного выбора. По тому, как человек относится ко всему, что и кто его окружает, можно судить о его ценностях. Нравственная личность демонстрирует практические, реальные, заинтересованные и развивающиеся отношения со всем окружением. Выживание человечества и его развитие зависит не только от того, как мы взаимодействуем друг с другом, но и как мы относимся к остальному нашему окружению. В нашей власти находится и неживая природа, которая включает горы и равнины, воду и воздух, и живая природа, включающая животный и растительный мир. Мы обладаем возможностями наслаждаться природой, совершенствовать ее или разрушать. Когда мы злоупотребляем ею, загрязняем атмосферу и водоемы, превращаем плодородную землю в бесплодную пустыню, обрекаем на вымирание некоторых представителей животного и растительного мира или нарушаем экологическое равновесие, наше собственное существование и существование человеческого рода также подвергается угрозе. Эта эксплуатация своего окружения может обречь нас на неизбежный трагический конец. Нравственная личность не отворачивается от проблем и не умаляет их значения, считая, что люди могут решать их сообща. Нравственная личность берется за решение личных, общественных и таких мировых проблем, которые вызваны нищетой и болезнями, перенаселенностью и войнами, приносящими смерть и несчастья миллионам людей. Нравственная личность, как считает Берн (15), может выступить крестовым походом против Четырех Всадников -- Войны, Чумы, Голода и Смерти, -- чьи невинные жертвы -- это дети, а следующая за ними опустошенность -- результат игнорирования этических ценностей и открытая дорога безнравственности и дисгармонии. Нравственная личность осознает, что безразличие -- это согласие с таким явлением, как детская смертность, избиение малолетних, загрязнение городов, несправедливая практика найма на работу, получения образования и распределения жилья. Нравственная личность возмущается несправедливостью и обидами, от которых страдают люди, и пытается изменить существующее положение. Нравственная личность является осознающей и ответственной за все созданное. Нравственная личность работает во имя окружения, в котором люди могут стать Выигрывающими, развивающими и актуализирующими свои личностные возможности. Эпилог Чтобы быть настоящим Выигрывающим, Выигрывающим не в смысле победы над кем-нибудь, всегда настаивающим на том, чтобы взять верх, а Выигрывающим в смысле ответственности за жизнь, необходимо мужество. Необходима смелость, чтобы ощущать свободу, которая приходит с независимостью, устанавливать подлинные и искренние отношения, иметь свою позицию в непопулярном деле, не скрываться за масками или ролями, рискуя вызвать неодобрение, принимать ответственность за свои собственные решения и быть неповторимой личностью, которой Вы в действительности являетесь. Новые пути -- это часто неизведанные пути, и, как подчеркивал Роберт Фрост, "смелость -- это человеческое качество, которое ценится более всего, -- умение действовать на основе ограниченных знаний и непредсказуемости результата. Этим качеством обладает каждый из нас". Путь нравственной личности, которая может самостоятельно осознавать саму себя в настоящий момент, вести себя спонтанно и быть искренней, не всегда является легким, тем не менее, если такие люди осознают свои черты Проигрывающих и решают бороться с ними, они, вероятно, откроют, что были рождены для того, чтобы Выигрывать. Упражнения 1. Ваша этика Взрослого При развитии Вашего этического кодекса Взрослого исследуйте все сферы, в которых Ваша жизнь связана с жизнью других людей, как Ваши взгляды влияют на людей, которые могут жить далеко от Вас и/или которые могут сильно отличаться от Вас. Также исследуйте Ваше поведение и установки по отношению ко всему Вашему окружению, включая как живую, так и неживую природу. Спросите Вашего Взрослого: * Кого и что я ценю в жизни? * Для кого и для чего я живу? * Ради кого и за что я мог бы умереть? * Что значит для меня моя жизнь сейчас? * Что она могла бы значить? * Что моя жизнь значит для других сейчас? Что она значит для других, которые придут? * Я действую так, потому что думаю о благе общества, сохранении рода человеческого и его развитии? * Что является действительно важным? Напишите пять наиболее важных вещей, которые Вы цените больше всего в жизни. 1.-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- - 2.-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- - 3.-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- - 4.-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- - 5.-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- Теперь расположите эти ценности по степени их важности. 1.-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- 2.-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- - 3.-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- - 4.-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- - 5.-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- Изучите последний список. Спросите у себя: * Какое отношение имеют мои ценности к моей личной, общественной жизни, работе? * Какое отношение они имеют к моему состоянию Я Родителя и Ребенка? * Отражает ли мой нынешний образ жизни те ценности, которые, по моему утверждению, я люблю? 2. Вопросы Взрослого о Вашей жизни Если Вы начали более глубоко задумываться над тем, кто Вы на самом деле, зачем Вы существуете, как Вы в действительности живете и куда Ваши настоящие модели поведения ведут Вас, дайте Вашему Взрослому стать более осознающим, спрашивая себя: * Кем я себя чувствую (по ощущению моего Ребенка)? * Кем я себя считаю (по мнению моего Родителя)? * Кем я себя считаю (по обработанным данным моего Взрослого)? * Другие люди относятся ко мне как к родителю, взрослому или ребенку (супруг/супруга, дети, друзья, коллеги по работе)? * Кем я хочу быть (сегодня, через пять, десять, двадцать лет)? * Какие способности я имею, чтобы стать таким? * Какие препятствия могут возникнуть на этом пути? * Что я собираюсь делать со своими возможностями и ограничениями? * Ценю ли я то, что увеличивает потенциал моих способностей? * Ценю ли я то, что помогает другим развивать их способности? * Как я могу развить в себе больше черт Выигрывающего, кем я и рожден быть? ПОСЛЕСЛОВИЕ Предлагаемая читателю книга знакомит с двумя из╜вестными в современной психологии подходами -- трансакционным анализом и гештальттерапией. Авторы раскрывают возможности их применения к повседнев╜ной жизни человека -- для ее лучшего понимания и совершенствования. На русском языке изданы работы основателя трансакционного анализа Э.Берна "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры". М., "Прогресс", 1988; "Секс в человеческой любви". М., МКЦ, 1990. Есть в переводе на русский язык и краткое изложение основных моментов гештальттерапии (см. К.Рудестам. "Групповая психотерапия". М., "Прогресс", 1990). Однако впервые представле╜но изложение названных подходов, доступное массо╜вому читателю, интересующемуся психологией обще╜ния, межличностных отношений, склонному к поиску средств самосовершенствования, средств внутренней опоры в столь стремительно меняющемся внешнем мире. У вынесенного в заголовок этой книги ключевого слова "выигрывать" (to win) много значений. В нашей культуре обычно под этим подразумевается прежде всего умение взять верх над кем-либо или чем-то во╜вне. Авторы данной книги имеют в виду иную тради╜цию. Они исходят из представления гуманистической психологии о Выигрывающем как об аутентичной лич╜ности, то есть подлинной, открытой в своих проявлениях, принимающей на себя ответственность за то, какова она есть. В этой полноте бытия, собственно, и состоит ее выигрыш. Становление такой личности -- процесс протяженностью в жизнь. "Мы верим, -- пишут авторы, -- что каждый, по крайней мере в некоторых своих проявлениях, имеет возможность быть Выигры╜вающим -- быть подлинной личностью, чуткой и осознающей" (с. 18). Знакомясь с двумя весьма распространенными в практике психокоррекционной работы подходами, важно помнить о многообразном спектре средств современной практической психологии, ориентированной на оказание помощи. Восприятие их именно в таком широком контексте поможет удержаться от возмож╜ной крайности -- увидеть единственное или универ╜сальное для всех жизненных ситуаций средство помо╜щи. Реальный психологический облик человека и человеческих отношений столь богат и многогранен, что подобный путь, по всей вероятности, обречен. При всей общности природы человеческих контак╜тов важно не упускать своеобразие психологической культуры того или иного народа, региона. В этом смысле, естественно, рассматриваемые в книге подходы, в частности жизненные примеры, иллюстративный материал из консультативной практики, имеют определенную страновую окраску, а именно акцент американ╜ского образа жизни. Еще одну -- межкультурную -- грань обретает затрагиваемая книгой в межличностном аспекте значимая психологическая проблема: как, обучаясь через обращение к опыту другого, остаться са╜мим собой? Ориентируясь на некоторые реальные ин╜вариантные стандарты построения человеческого обще╜ния и его коррекции, стоит задумываться, не уходим ли мы порой от себя, не утрачиваем ли иногда самости в активном стремлении ее обрести? Одна из особенностей предлагаемой книги -- про╜стота изложения. И язык, и иллюстративные примеры из психотерапевтической практики делают непростой материал доступным широкому кругу читателей, не имеющих профессиональной психологической подго╜товки. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на акцент авторов в отношении использования рассмат╜риваемых ими средств -- они предназначены помочь читателю в совершенствовании собственного опыта межличностных контактов. Включение же их в работу с другими людьми, в контекст психокоррекционной ин╜дивидуальной или групповой работы, -- это дело толь╜ко профессионала, прошедшего специальную подготов╜ку. Одного энтузиазма здесь явно недостаточно, а иногда он просто опасен. Без соответствующей глубо╜кой психологической подготовки доброе намерение оказать помощь другому человеку на этом пути может обернуться вредом. Наверное, взявший в руки эту книгу прочтет ее не╜однократно, но наверняка всякий раз с удовольствием и пользой. Л.А.Петровская, доктор психологических наук Оглавление ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРОВ. 4 1. ВЫИГРЫВАЮЩИЕ И ПРОИГРЫВАЮЩИЕ. 5 Выигрывающие. 5 Проигрывающие. 6 Методы изменения. 7 Фредерик Перлз и гештальттерапия. 7 Эрик Берн и трансакционный анализ. 9 Резюме. 10 Упражнения. 10 2. ВВЕДЕНИЕ В ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. 12 Введение в структурный анализ. 12 Развитие состояний Я.. 14 Введение в анализ трансакций. 15 Игры, в которые играют люди. 68 Дни решений. 104 Психологические позиции. 111 Пол и психологические позиции. 130 Введение в анализ сценария. 144 Резюме. 152 Упражнения. 158 3. ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В КОНТАКТАХ И СТРУКТУРИРОВАНИИ ВРЕМЕНИ 193 Жажда контактов. 201 Положительные контакты.. 211 Пренебрежение и отрицательные контакты.. 246 Потребность в структурировании времени. 288 Резюме. 337 Упражнения. 344 4. ДРАМА ЖИЗНЕННЫХ СЦЕНАРИЕВ. 398 Сценарии. 411 Культурные сценарии. 417 Субкультурные сценарии. 442 Семейные сценарии. 454 Психологические сценарии личности. 490 Как складывается сценарий. 505 Сценарии с проклятиями. 538 Контрсценарий. 564 Роли и темы жизненных драм.. 567 Темы сценариев. 611 Сценические роли и темы в греческой мифологии. 624 Темы сценариев в детских сказках. 639 Резюме. 659 Упражнения. 675 5. ВОСПИТАНИЕ И СОСТОЯНИЕ Я РОДИТЕЛЯ. 730 Состояние Я Родителя. 735 Состояния Я внутри Родителя. 737 Внешнее выражение состояния Я Родителя. 747 Внутреннее влияние состояния Я Родителя. 768 Предубежденный Родитель. 817 Неполное состояние Я Родителя. 834 Создание нового состояния Я Родителя. 858 Резюме. 861 Упражнения. 870 6. ДЕТСТВО И СОСТОЯНИЕ Я РЕБЕНКА. 1017 Состояние Я Ребенка. 1024 Естественный Ребенок. 1030 Маленький Профессор. 1063 Приспособившийся Ребенок. 1097 Конфликты между Естественным и Приспособившимся Ребенком.. 1154 Активизация состояния Я Ребенка. 1167 Резюме. 1194 Упражнения. 1201 7. ЛИЧНАЯ И ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ. 1349 Имена и идентичность. 1356 Идентичность в играх. 1387 Детские психологические игры и ролевая идентичность. 1410 Половая идентичность. 1416 Проявление сексуальности. 1439 Резюме. 1486 Упражнения. 1492 8. СБОР ЯРЛЫКОВ И ИСПОЛНЕНИЕ ИГР. 1632 Психологические ярлыки. 1650 Время расплаты.. 1713 "Футболки с надписями". 1744 Игры, исполняемые в состоянии Я Ребенка. 1769 Игра "Почему Бы Вам Не... -- Да, Но". 1786 Игра "А Ну-Ка, Подерись". 1791 Игра "Посмотри. Что Я Из-За Тебя Сделал". 1796 Игра "Скандал". 1798 Игра "Судебное Разбирательство". 1808 Игра "Полицейские И Воры". 1823 Отказ от игр. 1827 Резюме. 1835 Упражнения. 1839 9. СОСТОЯНИЕ Я ВЗРОСЛОГО. 2064 Эффект удара ловушки. 2069 Состояние Я Взрослого. 2077 Границы состояний Я.. 2097 Слабые границы Я.. 2104 Жесткие границы Я.. 2109 "Засорение" Взрослого. 2131 Повреждения границ. 2160 Взрослый как контролер. 2163 Умиротворение Вашего Родителя. 2197 Удовольствия Вашего Ребенка. 2202 Активизация и укрепление состояния Я Взрослого. 2215 Дни отчаяния. 2274 Резюме. 2301 Упражнения. 2309 10. АВТОНОМИЯ И ЭТИКА ВЗРОСЛОГО.. 2482 Осознание. 2491 Спонтанность. 2506 Искренность. 2515 Интеграция Взрослого. 2529 Чувства Взрослого. 2542 Этика Взрослого. 2551 Эпилог. 2564 Упражнения. 2567 ПОСЛЕСЛОВИЕ. 2610