---------------------------------------------------------------
  Из сборника "Все огни-огонь" ("Todos los fuegos el fuego").
  Перевод с испанского В.Спасской, 1999г.
  Примечания В.Андреев, 1999г.
  Источник: Хулио Кортасар "Истории хронопов и фамов",  "Амфора", СПб, 1999г.
  OCR: Олег Лашин, oleg_409@mail.ru, 30 марта 2001
---------------------------------------------------------------



     Какой  будет  когда-нибудь  моя  статуя, иронически  думает  проконсул,
поднимая  руку,  вытягивая  ее  в  приветственном жесте, каменея под  овации
зрителей, которых не смогли утомить двухчасовое пребывание в цирке и тяжелая
жара. Это миг обещанной неожиданности; проконсул опускает руку и смотрит  на
жену, та  отвечает ему  бесстрастной  улыбкой, приготовленной для  публичных
празднеств. Ирена не знает, что за этим последует, и в то же время как будто
знает, даже  неожиданность  становится привычкой, когда  научаешься  сносить
капризы хозяина  с безразличием, бесящим проконсула. Не глядя на  арену, она
предвидит, что жребий  уже  брошен,  предчувствует  жестокое  и  нерадостное
зрелище.  Винодел  Ликас  и  его   жена  Урания  первыми  выкрикивают   имя,
подхваченное  и   повторенное  толпой.   "Я  хотел  сделать  тебе   приятную
неожиданность,  - говорит  проконсул. - Меня заверили, что  ты  ценишь стиль
этого  гладиатора". Хозяйка своей улыбки,  Ирена благодарит наклоном головы.
"Ты оказала нам честь, согласившись сопровождать  на эти игры, хотя они тебе
и  наскучили, -  продолжает проконсул, -  и справедливо,  чтобы я постарался
вознаградить тебя тем,  что больше всего тебе по вкусу". - "Ты соль земли! -
кричит Ликас.  -  По твоему  велению  на  нашу  бедную провинциальную  арену
нисходит тень самого Марса!" - "Ты видел только первую  половину", - говорит
проконсул,  касаясь  губами  чаши с вином и передавая ее жене.  Ирена делает
долгий глоток,  и  легкий аромат вина  словно  отгораживает ее  от густого и
въедливого  запаха крови и навоза. В разом наступившей выжидательной тишине,
которая  безжалостно  очерчивает  его одинокую  фигуру, Марк идет к середине
арены; его короткий меч поблескивает на солнце там, где сквозь дыры в старом
холщовом навесе  пробивается косой  луч, и бронзовый щит  небрежно свисает с
левой  руки. "Ты выставишь  против  него победителя Смирния?" -  возбужденно
спрашивает Ликас. "Кое-кого  получше,  - отвечает проконсул. -  Я  хотел бы,
чтобы  твоя провинция  помнила  меня за  эти игры и чтобы  моя жена хоть раз
перестала скучать". Урания  и  Ликас аплодируют, ожидая ответа Ирены, но она
молча  возвращает  чашу  рабу,   как  бы  не  слыша  вопля,  которым   толпа
приветствует появление второго гладиатора. Стоя неподвижно, Марк тоже словно
не замечает оваций, встречающих его соперника; концом меча он легко касается
своего позолоченного набедренника.
     "Алло", - говорит Ролан Ренуар, протягивая руку за сигаретой - это  как
бы неизбежное  продолжение  жеста,  которым  он  снимает трубку.  В телефоне
потрескивает, там какая-то путаница, кто-то диктует цифры, потом тишина, еще
более  глухая на  фоне молчания,  что  льется  в ухо  из телефонной  трубки.
"Алло", - повторяет Ролан, кладя  сигарету  на край пепельницы  и  нашаривая
спички в кармане  халата. "Это  я", - говорит  голос Жанны. Ролан  утомленно
прикрывает глаза и вытягивается  поудобнее. "Это  я",  -  ненужно  повторяет
Жанна. Ролан не отвечает, и она добавляет: "От меня только что ушла Соня".
     Ему  надо  посмотреть   на  императорскую  ложу,  сделать  традиционное
приветствие. Он знает, что должен это сделать и что увидит жену проконсула и
самого проконсула,  и, быть  может,  жена  проконсула улыбнется ему,  как на
предыдущих играх. Ему не надо думать,  он почти не умеет думать, но инстинкт
подсказывает ему, что это плохая арена  - огромный медно-желтый глаз, грабли
и пальмовые  листья кривыми  дорожками исчертили песок  в  темных  пятнах от
прошлых  сражений.  Накануне  ночью  ему  приснилась  рыба,  ему  приснилась
одинокая  дорога меж рухнувших  колонн; пока он одевался, кто-то шепнул, что
проконсул  заплатит ему не  золотыми  монетами. Марк  не стал спрашивать,  и
человек злобно рассмеялся и ушел  пятясь, не поворачиваясь к нему спиной;  а
потом  другой сказал,  что то  был  брат  гладиатора, которого  Марк  убил в
Массилии,  но  его уже  подталкивали к галерее, навстречу  крикам толпы.  На
арене невыносимо жарко, шлем тяжело давит голову, отбрасывая солнечные блики
на навес и ступени.  Рыба, рухнувшие колонны;  неясные сны, провалы памяти в
миг, когда, казалось, он мог бы их разгадать. А тот, кто одевал его, сказал,
что проконсул заплатит ему не золотыми монетами; пожалуй, жена проконсула не
улыбнется  ему  сегодня.  Крики  толпы  сейчас  не  трогают  его,  ведь  это
аплодируют  другому,   правда,   меньше,  чем  Марку   минуту  назад,  но  к
аплодисментам  примешиваются  возгласы  удивления,  и  он  поднимает голову,
смотрит  на  ложу, где Ирена, повернувшись, говорит с Уранией, где проконсул
небрежно делает знак рукой, и все тело его напрягается, рука сжимает рукоять
меча.  Ему достаточно скользнуть взглядом  по противоположной  трибуне;  его
противник  выходит  не  оттуда;  со  скрипом  поднимается   решетка  темного
коридора, из которого  на арену обычно  выбегают хищники, Марк видит, как из
тьмы  появляется гигантская  фигура  вооруженного сетью  нубийца, до тех пор
незаметного на фоне мшистого камня; вот теперь каким-то шестым чувством Марк
понимает,  что  проконсул  заплатит  ему не золотыми  монетами,  и угадывает
значение  рыбы  и  рухнувших  колонн.  И в  то же  время  ему  неважно,  что
произойдет между ним и нубийцем, это его работа, все зависит  от умения и от
воли  богов, но  тело его  еще напряжено,  словно от  страха, что-то  внутри
вопрошает, отчего нубиец  вышел  из коридора  для хищников, и тот же  вопрос
среди  оваций задает себе публика, и Ликас спрашивает то  же у проконсула, а
проконсул молча улыбается, наслаждаясь всеобщим удивлением, и Ликас  смеется
и протестует, и считает,  что  обязан поставить на  Марка; еще  до того, как
раздастся  ответ, Ирена знает, что проконсул удвоит ставку в пользу нубийца,
а потом благосклонно взглянет на нее и прикажет подать ей охлажденного вина.
И она отопьет вино  и примется обсуждать с  Уранией достоинства нубийца, его
рост и свирепость; каждый  ход предусмотрен,  хотя  подробности  неизвестны,
может  не  быть  чаши вина  или  гримаски  Урании,  когда она станет  громко
восхищаться  могучим  торсом  великана. Тут Ликас,  большой знаток  по части
цирковых сражений, обратит их внимание на то, что шлем нубийца задел за шипы
решетки, а она поднята на два метра от земли, и похвалит непринужденность, с
какой боец укладывает  на  левой руке ячеи сети. Как всегда, как  с  той уже
далекой брачной ночи, Ирена прячется в  самый дальний угол самой себя,  хотя
внешне она  снисходительна,  улыбается,  даже  выглядит  довольной; и в этой
свободной пустой глубине она ощущает  знак смерти, который проконсул облек в
форму  веселой неожиданности, знак  смерти, который могут понять лишь она и,
быть может,  Марк, но  Марк  не  поймет - грозный, молчаливый, не человек, а
машина; теперь его тело, что она возжелала  прошлый раз в цирке (и проконсул
угадал это,  ему не нужны  провидцы, он угадал это, как всегда, в  первый же
миг), заплатит за  простую игру воображения, за бесполезный взгляд - глаза в
глаза - поверх трупа тракийца, искусно убитого точным ударом в горло.
     Перед тем  как набрать  номер  Ролана, рука  Жанны  пролистала страницы
журнала мод, коснулась  тюбика  с  успокоительными таблетками,  шерсти кота,
свернувшегося клубком на  диване. Потом  голос Ролана  произнес "Алло",  его
чуть  сонный  голос,  и  вдруг Жанна почувствовала, что  она смешна, что она
скажет Ролану  именно  те слова, которые  приобщат  ее  к  сонму  телефонных
плакальщиц, в то время как единственный и ироничный слушатель будет курить в
снисходительном молчании. "Это  я", - сказала Жанна, но сказала  это  больше
себе  самой,   чем  молчанию  на  другом  конце  провода,  на  фоне   легких
потрескиваний.  Она посмотрела на  свою  руку, рассеянно приласкавшую  кота,
перед  тем как  набрать цифры,  кто-то  далеко-далеко диктует номера, а  его
собеседник молчит и послушно записывает, отказываясь верить,  что  эта рука,
мимоходом  дотронувшаяся  до  тюбика  с  таблетками,  -  ее рука,  мимоходом
дотронувшаяся до тюбика  с таблетками, - ее  рука, ее голос,  который только
что  повторил "Это я", - ее голос, звучащий на пределе, у самой границы.  Во
имя  собственного достоинства  замолчать, медленно положить трубку на место,
остаться в  незапятнанном  одиночестве.  "От  меня только  что ушла Соня", -
говорит  Жанна,  и  граница  перейдена,  начинается  смешное,  маленький,  с
удобствами, ад.
     "А-а",  - говорит Ролан и чиркает спичку. Жанна  ясно слышит этот звук,
она  словно  видит лицо  Ролана: он втягивает дым, слегка откинувшись назад,
прикрыв  глаза. Поток сверкающих ячеек  как  будто  вылетает из  рук черного
гиганта, и Марк точным движением уклоняется от падающей сети. В прежние разы
- проконсул знает  это и поворачивает  голову так, чтобы только Ирена видела
его  улыбку, -  он использовал  эту  долю секунды,  самый  уязвимый  миг для
всякого  бойца  с  сетью, чтобы отразить щитом  угрозу  длинного  трезубца и
молниеносным движением броситься вперед, к  обнаженной груди  противника. Но
Марк  не нападает, он стоит  слегка согнув  ноги, будто  вот-вот прыгнет,  а
нубиец ловко собирает сеть и готовится к новому броску. "Он погиб", - думает
Ирена,  не   глядя  на  проконсула,  который  выбирает  сласти  на  подносе,
протянутом  Уранией. "Он уже не  тот,  что прежде", - думает Ликас, жалея  о
верном  проигрыше. Марк  чуть  пригнулся,  следя за  вращательным  движением
нубийца; он единственный,  кто  еще не знает того, что предчувствуют все, он
просто,  сжавшись, выжидает  другой случай, смутно  растерянный оттого,  что
пренебрег наукой. Ему  понадобится  время,  быть  может,  в часы  возлияний,
которые  следуют  за  триумфами,  он  поймет,  отчего  проконсул  собирается
заплатить ему не золотыми  монетами. Угрюмо ждет он нового подходящего мига;
кто знает,  вдруг в конце, когда он поставит  ногу на труп нубийца, он снова
увидит улыбку жены проконсула; но об этом думает  не он, и  тот, кто  думает
это, уже не верит, что нога Марка станет на грудь заколотого противника.
     "Ну, решайся,  -  говорит  Ролан, -  или  ты хочешь, чтобы я весь вечер
слушал этого типа, который диктует цифры Бог знает кому? Тебе его слышно?" -
"Да, -  говорит Жанна, - слышно, как будто очень издалека.  Триста пятьдесят
четыре, двести сорок два". На миг  все замолкает, кроме далекого монотонного
голоса.  "Во всяком случае,  - говорит  Ролан,  -  он использует  телефон по
делу".  Ответ можно предусмотреть, скорее всего, это будет первая жалоба, но
Жанна  молчит  еще несколько секунд и повторяет:  "От  меня  только что ушла
Соня. -  Она колеблется и добавляет: -  Наверное, она  скоро будет  у тебя".
Ролана это бы удивило,  Соне незачем идти к нему. "Не лги", - говорит Жанна,
и кот выскальзывает из-под ее руки и смотрит обиженно. "Это вовсе не ложь, -
говорит  Ролан. - Я имею в виду час,  а не сам факт ее прихода.  Соня знает,
что  я не  люблю, когда ко  мне приходят или звонят в это время".  Восемьсот
пять,  издалека диктует  голос.  Четыреста  шестнадцать. Тридцать два. Жанна
закрывает глаза,  выжидая, когда этот безыменный голос сделает первую паузу,
чтобы сказать единственное, что остается сказать. Если Ролан повесит трубку,
у нее будет еще этот голос в глубине телефона,  она сможет  держать трубку у
уха, все  ниже  и  ниже соскальзывая  на диван, поглаживая кота, - он  снова
устроился у ее бока, -  играя  с  тюбиком таблеток, слушая цифру до тех пор,
пока другой  голос тоже не устанет, и уже не будет ничего, абсолютно ничего,
только сама трубка, которая покажется вдруг такой тяжелой, мертвый  предмет,
годный лишь на то, чтобы отложить не глядя. Сто сорок пять,  сказал голос. И
где-то еще глубже, точно  крохотный карандашный набросок, кто-то, быть может
очень робкая женщина, спрашивает между двумя щелчками: "Северный вокзал?"
     Ему удается вторично  выпутаться из сети,  но он плохо рассчитал прыжок
назад и поскальзывается на влажном пятне. Отчаянным движением меча,  которое
заставляет  зрителей вскочить  с  мест,  Марк  отражает сеть  и одновременно
приподнимает  левую  руку  со   щитом,  встречая  удар  трезубца.  Проконсул
пропускает мимо ушей возбужденные комментарии Ликаса и поворачивает голову к
Ирене,  сидящей  неподвижно.  "Сейчас  или  никогда", -  говорит  проконсул.
"Никогда", -  отвечает Ирена. "Он уже не тот, что прежде, - повторяет Ликас,
- и это дорого ему обойдется, нубиец  больше не подпустит его, сразу видно".
Марк, застыв  посреди арены,  как  будто осознает  свою  ошибку; прикрываясь
щитом, он  неотрывно смотрит на уже  собранную  сеть, на  трезубец,  который
завораживающе покачивается  в двух метрах от  его глаз. "Ты прав,  он уже не
тот, - говорит проконсул. - Ты ставила на него, Ирена?" Пригнувшись, готовый
к  прыжку,  Марк  чувствует   -  кожей,  пустотой  в  животе,  -  что  толпа
отворачивается от него. Если бы у него была одна спокойная секунда, он сумел
бы разорвать стягивающий  его  узел, невидимую  цепь, которая идет откуда-то
очень  издалека,  он не  знает  откуда, и в  какой-то миг  может  обернуться
вниманием проконсула, обещанием особой платы и еще сном с рыбой,  но теперь,
когда уже  нет времени ни на  что, он чувствует, будто он сам  - эта рыба, и
сеть пляшет перед глазами и, кажется, ловит каждый луч солнца, пробивающийся
сквозь дыры  ветхого навеса. Все, все - цепь, ловушка; распрямившись  резким
угрожающим  движением,  от которого  публика разражается  аплодисментами,  а
нубиец впервые делает шаг назад, Марк избирает единственный путь - смятение,
пот, запах крови, перед ним смерть, и надо ее отвратить, - кто-то думает это
за него, прикрывшись улыбающейся маской, кто-то возжелавший его, слившийся с
ним взглядом над  телом  агонизирующего тракийца.  "Яд,  - думает  Ирена,  -
когда-нибудь я найду яд, но теперь приму от него чашу с вином, будь  сильней
его,  жди  своего часа".  Пауза  удлиняется, как удлиняется коварная  черная
галерея, в  которой отрывисто звучит далекий голос, повторяющий цифры. Жанна
всегда верила в то, что по-настоящему  важные послания  часто сообщаются без
помощи слов: может быть,  эти  цифры значат  больше,  они существеннее,  чем
любая речь, для того,  кто внимательно слушает их, так  же как для нее запах
духов Сони,  легкое прикосновение руки к плечу  на пути к двери куда  важнее
Сониных слов.  Но ведь  так естественно, что Соня не удовлетворилась шифром,
ей  надо  было произнести все слова, смакуя их одно за другим. "Понимаю, что
для  тебя  это  будет большим  ударом,  - повторила  Соня,  - но  я ненавижу
притворство и  предпочитаю  сказать тебе  всю правду". Пятьсот сорок  шесть,
шестьсот  шестьдесят два, двести восемьдесят  девять. "Мне  все равно, пошла
она к тебе или  нет, - говорит Жанна.  -  Теперь мне уже  все  безразлично".
Вместо новой цифры - долгое молчание. "Ты  здесь?" - спрашивает Жанна. "Да",
-  отвечает Ролан, кладя окурок  в  пепельницу, и  не  спеша шарит по полке,
отыскивая  бутылку коньяка. "Я только  одного не пойму..." - начинает Жанна.
"Пожалуйста,  -  говорит  Ролан, -  в этих случаях,  дорогая, все  мало  что
понимают, а кроме того, если  вдруг и поймешь, ничего от этого не выиграешь.
Мне жаль, что Соня поторопилась,  не ей полагалось бы  сказать тебе об этом.
Проклятие, кончит он когда-нибудь со своими  цифрами?"  Еле  слышный  голос,
наводящий на мысль  о мире  муравьев, продолжает  размеренно  диктовать  под
слоем более  близкого,  более сгущенного  молчания. "Но ты, - глупо  говорит
Жанна,  - значит, ты..." Ролан отпивает  глоток коньяку. Ему всегда нравится
выбирать слова, избегать поверхностных диалогов. Жанна повторит каждую фразу
два, три  раза,  с разными выражениями, с  разной интонацией; пусть говорит,
пусть повторяется, пока он подготовит  минимум осмысленных  ответов, которые
поставят все  на свои места, введут  в пристойное русло этот нелепый выплеск
чувств.  Сделав  глубокий вздох, он выпрямляется после обманного движения  и
боковой атаки;  что-то говорит ему, что на этот раз нубиец  изменит тактику,
что удар трезубцем  опередит  бросок  сети.  "Смотри хорошенько, - объясняет
Ликас жене. - Я видел, как он действовал  в Апта Юлия, это всегда  сбивает с
толку". Плохо прикрытый, рискуя попасть в поле сети, Марк бросается вперед и
только тогда поднимает щит,  чтобы укрыться от блестящей  реки, срывающейся,
точно молния,  с руки  нубийца. Он отбрасывает  край сети, но трезубец  бьет
вниз, и кровь брызжет из бедра Марка, а слишком короткий меч глухо стукается
о древко. "Я же тебе говорил!" - кричит Ликас. Проконсул внимательно смотрит
на  раненое  бедро,  на кровь, исчезающую за позолоченным  набедренником; он
почти  с  жалостью думает, что  Ирене  было бы приятно  ласкать  это  бедро,
упиться его жаром, его тяжестью, стоная так, как она умеет стонать, когда он
стискивает ее, стараясь причинить боль. Он скажет это ей сегодня же ночью, и
будет интересно понаблюдать за лицом Ирены, отыскать слабинку в ее идеальной
маске, изображающей безразличие  до  самого  конца,  так же  как  теперь она
вежливо  делает  вид, что увлечена схваткой,  от которой разом взвыла чернь,
подхлестнутая  неотвратимостью конца. "Судьба отвернулась от него, - говорит
проконсул. - Я почти чувствую  себя виноватым,  что привез  его сюда, на эту
провинциальную  арену. Какая-то его часть  явно  осталась в Риме". -  "А все
прочее останется здесь, вместе  с  деньгами,  что  я  на  него поставил",  -
смеется Ликас.  "Пожалуйста, успокойся, - говорит Ролан. - Глупо  продолжать
этот телефонный разговор, когда мы можем  встретиться прямо сегодня вечером.
Я  повторяю, Соня  поторопилась,  я хотел уберечь  тебя  от  удара". Муравей
перестал  диктовать  свои  цифры, и слова Жанны слышались совсем  ясно; в ее
голосе нет слез, и это удивляет Ролана, он подготовил фразы, предвидя лавину
упреков. "Уберечь от удара? -  говорит Жанна. - Ну  конечно, ложью.  Обманув
меня еще  раз". Ролан  вздыхает, отказывается от  ответов, которые  могли бы
продлить этот скучный диалог  до бесконечности. "Мне очень жаль, но если  ты
будешь продолжать  в том же духе, я  предпочитаю  повесить трубку, - говорит
он, и впервые в его голосе проскальзывает приветливость. - Лучше уж  я зайду
к  тебе завтра, в конце  концов, мы же  цивилизованные люди,  какого черта".
Очень далеко  муравей  диктует: восемьсот  восемьдесят  восемь.  "Не надо, -
говорит Жанна, и забавно слышать ее слова вперемежку с цифрами: не восемьсот
- надо  восемьдесят восемь.  - Больше  не  приходи  никогда,  Ролан". Драма,
возможные угрозы покончить с собой, скучища, как тогда с  Мари-Жозе,  как со
всеми, кто принимает  это слишком  трагично. "Не глупи, -  советует Ролан, -
завтра ты  увидишь  все  в  другом  свете, так лучше  для нас обоих".  Жанна
молчит, муравей диктует круглые  цифры: сто, четыреста, тысяча. "Ну  хорошо,
до  завтра", - говорит  Ролан, с одобрением оглядывая выходной  костюм Сони,
которая   только    что    открыла    дверь   и   замерла    на   пороге   с
полувопросительным-полунасмешливым  видом.   "Уж,  конечно,  она  не  теряла
времени даром", - говорит  Соня, кладя сумочку и журнал. "До завтра, Жанна",
- повторяет Ролан.  Молчание на проводе  натягивается, будто тетива лука, но
тут его  сухо  обрывает новая  далекая цифра -  девятьсот  четыре.  "Бросьте
наконец свои  дурацкие номера!" - кричит Ролан изо всех сил и, перед тем как
отвести трубку от  уха, еще улавливает легкий  щелчок  на другом  конце - из
лука  вылетела  безобидная  стрела.  Парализованный,  зная,  что  не  сможет
уклониться от сети, которая вот-вот опутает его,  Марк стоит перед нубийцем,
слишком короткий меч неподвижен  в вытянутой руке. Нубиец  встряхивает  сеть
раз, другой,  подбирает  ее, ища удобное  положение, долго  раскручивает над
головой,  словно  хочет  продлить  вопли  публики,   требующей  покончить  с
противником,  и  опускает  трезубец,  отклоняясь в  сторону,  чтобы  придать
большую силу  броску. Марк идет навстречу  сети, подняв щит  над  головой, и
башней  рушится на черную  фигуру, меч  погружается во  что-то, воющее выше;
песок забивается в рот  и  в глаза, уже ненужная сеть падает на задыхающуюся
рыбу.
     Кот  безразлично принимает ласки,  не чувствуя,  что  рука  Жанны  чуть
дрожит  и начинает остывать.  Когда пальцы, скользнув по шерсти, замирают и,
вдруг   скрючившись,   царапают   его,   кот   недовольно   мяукает,   потом
переворачивается  на спину и  выжидательно  шевелит лапами,  это  всегда так
смешит Жанну, но теперь  она молчит, рука лежит неподвижно рядом  с котом, и
только один палец  ее зарывается в его мех, коротко  гладит и снова замирает
между его теплым боком и тюбиком от  таблеток, подкатившимся почти вплотную.
С мечом, торчащим  среди живота,  когда боль превращается в пламя ненависти,
вся его  гаснущая сила собирается в руке, которая  вонзает  трезубец в спину
лежащего  ничком противника.  Он  падает  на  тело  Марка  и  в  конвульсиях
откатывается в сторону; Марк медленно шевелит рукой, приколотой к песку, как
огромное блестящее насекомое.
     "Не  часто  бывает, - говорит проконсул, поворачиваясь к Ирене, - чтобы
столь опытные гладиаторы  убили  один другого.  Мы можем  поздравить  себя с
редким зрелищем. Сегодня же вечером я напишу о том брату, чтобы хоть немного
скрасить его тоскливую супружескую жизнь".
     Ирена видит  движение Марковой руки,  медленное,  бесполезное движение,
как будто он хочет вырвать из спины длинный  трезубец. Она представляет себе
проконсула, голого, на песке, с этим же трезубцем, по древко впившимся в его
тело.  Но  проконсул  не  шевельнет   рукой:  движением,  полным  последнего
достоинства; он будет бить ногами  и  визжать, как заяц, и просить пощады  у
негодующей  публики.  Приняв  руку, протянутую мужем, она  встает,  еще  раз
подчиняясь ему; рука на арене перестала шевелиться, единственное, что теперь
остается,  -  это  улыбаться,  искать  спасения   в  уловках  разума.  Коту,
по-видимому, не нравится неподвижность Жанны, он продолжает лежать на спине,
ожидая ласки,  потом, словно  ему  мешает этот  палец  у  его  бока, гнусаво
мяукает и поворачивается, отстранившись, уже в полусне, забыв обо всем.
     "Прости, что я зашла в такое время, - говорит  Соня.  - Я  увидела твою
машину  у  дверей  и не  устояла перед искушением.  Она позвонила тебе, да?"
Ролан ищет сигарету. "Ты поступила плохо, - говорит он. - Считается, что это
мужское  дело, в конце концов я  был с Жанной больше двух лет, и она славная
девочка". - "Да, но удовольствие, - отвечает Соня, наливая себе коньяку. - Я
никогда не могла простить ей ее наивность, это просто выводило меня из себя.
Представь,  она начала смеяться,  уверенная, что  я шучу".  Ролан смотрит на
телефон, думает о муравье. Теперь Жанна позвонит  еще раз, и будет неудобно,
потому что Соня села рядом и  гладит его волосы, листая литературный журнал,
точно ища картинки, "Ты поступила  плохо", - повторяет Ролан, привлекая Соню
к себе. "Зайдя в это время?" - смеется Соня,  уступая рукам, которые неловко
нащупывают первую  застежку.  Лиловое  покрывало окутывает плечи Ирены,  она
стоит спиной к арене, пока проконсул в последний раз приветствует публику. К
овациям уже примешивается шум движущейся  толпы, торопливые  перебежки  тех,
кто хочет опередить других и спуститься в нижние  галереи.  Ирена знает, что
рабы  тащат  по песку трупы,  и  не  оборачивается, ей  приятно думать,  что
проконсул  принял  приглашение  Ликаса поужинать у него  в доме,  на  берегу
озера, где  ночной  воздух поможет забыть ей запах черни и последние  крики,
медленное  движение руки,  словно  ласкающей песок.  Забыть  нетрудно,  хотя
проконсул и  преследует  ее напоминаниями  о  прошлом,  которое не дает  ему
покоя.  Ничего, когда-нибудь Ирена  найдет способ тоже заставить  его забыть
обо  всем и навсегда, да так, что люди подумают, будто он просто  умер. "Вот
посмотришь, что выдумал наш повар, - говорит жена Ликаса.  - Он вернул моему
мужу аппетит,  а уж  ночью..." Ликас  смеется и приветствует друзей, ожидая,
когда проконсул двинется  к выходу, после последнего  приветственного жеста,
но тот не торопится, словно ему приятно смотреть на арену, где подцепляют на
крюки и уволакивают трупы.
     "Я так счастлива", - говорит Соня, прижимаясь щекой к груди полусонного
Ролана. "Не говори так, - бормочет Ролан. - Всегда думаешь,  что это простая
любезность".  - "Ты мне  не  веришь?"  - улыбается  Соня. "Верю, но  не надо
говорить  это сейчас. Давай  лучше закурим". Он  шарит по  низкому  столику,
находит сигареты, вставляет одну в губы Сони, приближает лицо,  зажигает обе
одновременно. Они едва смотрят друг на друга, их  уже  сморил  сон,  и Ролан
машет  спичкой и  кладет ее  на  столик,  где должна  быть пепельница.  Соня
засыпает первая, и он очень осторожно вынимает сигарету из ее рта, соединяет
со своей и  оставляет  на  столике, соскальзывая  в  тепло  Сониного тела, в
тяжелый, без сновидений сон.  Газовая  косынка, медленно сворачиваясь, горит
без огня на краю пепельницы и падает на ковер рядом с кучей одежды и  рюмкой
коньяка. Часть публики кричит и скапливается на  нижних  ступенях; проконсул
заканчивает  приветствие  и делает  знак  страже расчистить  проход.  Ликас,
первым поняв в чем  дело, указывает ему на дальнюю часть старого матерчатого
навеса,  который рвется  у  них  на глазах  и  дождем искр  осыпает публику,
суматошно толпящуюся  у выходов. Выкрикнув  приказ,  проконсул  подталкивает
Ирену, неподвижно стоящую спиной к  нему. "Скорее, пока они не забили нижнюю
галерею", -  кричит  Ликас,  бросаясь  вперед,  обгоняя  жену. Ирена  первая
почувствовала запах кипящего  масла: загорелись  подземные  кладовые;  сзади
навес  падает  на  спины  тех, кто отчаянно пытается  пробиться сквозь  гущу
сгрудившихся людей, запрудивших  слишком тесные  галереи.  Многие,  десятки,
сотни выскакивают  на арену и мечутся, ища другие выходы,  но  дым  горящего
масла  застилает глаза,  клочок ткани  парит  у  границы  огня  и падает  на
проконсула,  прежде   чем  он  успевает  укрыться   в  проходе,   ведущем  к
императорской  галерее. Ирена оборачивается на его крик и сбрасывает с  него
обугленную  ткань,  аккуратно взяв ее двумя пальцами. "Мы не сможем выйти, -
говорит она. - Они столпились внизу,  как  животные".  Тут Соня вскрикивает,
стараясь высвободиться из пламенного  объятия,  обжигающего ее  во сне, и ее
первый крик смешивается с  криком Ролана, который тщетно пытается подняться,
задыхаясь в черном дыму. Они еще кричат, все слабее и слабее, когда пожарная
машина на всем  ходу влетает  на  улицу, забитую зеваками. "Десятый  этаж, -
говорит лейтенант. - Будет тяжело, дует северный ветер. Ну, пошли".

     Примечания

     Проконсул - наместник провинции в Древнем Риме.
     Массилия - современный  Марсель. Город основан греками около  600 г. до
Р. X.; завоеван римлянами в I веке до Р. X.
     Нубиец - житель, уроженец Нубии (исторической области, расположенной на
берегах Нила).
     Тракиец  (фракиец) - житель, уроженец Фракии  (исторической  области на
северо-востоке Балканского полуострова).

Last-modified: Fri, 26 Jul 2002 06:04:47 GMT