---------------------------------------------------------------
 © 1997 Copyright Валерий Демин
---------------------------------------------------------------
     Москва. Издательство "Вече". 1997
     [Только текст. В самой книге 160 иллюстраций;]
     См. также отчет oб экспедиции "Гиперборея-97"
---------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------



     П Р О Л О Г
     ВВОДНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ
     АРХЕОЛОГИЯ ЯЗЫКА И РЕКОНСТРУКЦИЯ СМЫСЛА
     МИФОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ, НАУКА
     часть 1. ДА, МЫ -- ГИПЕРБОРЕИ!
     ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ НА СЕВЕР
     ЗОЛОТОЙ ВЕК НА СЕВЕРЕ ЕВРАЗИИ
     СТРАНА ЛЕБЕДИЯ -- ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ ДАЛЬ РОССИИ
     РУСЬ ГИПЕРБОРЕЙСКАЯ
     СИМВОЛЫ ВСЕЛЕННОЙ
     ГЕРМЕС ТРИЖДЫВЕЛИЧАЙШИЙ
     СТРАНА СТАРИННАЯ -- СТОРОНА БЫЛИННАЯ
     Часть 2. ЗАГАДКИ МИФОЛОГИИ -- ТАЙНЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
     РУССКИЕ БОГИ
     Боги светодарящие
     Боги жизнетворящие
     КОСМИЧЕСКИЕ МИФОЛОГЕМЫ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА
     Народ и Космос
     Космическое Яйцо
     Космическое Колесо
     Космическое Древо
     Космическая Корова (Бык)
     Космический Конь
     Мать Сыра Земля
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     ЭПИЛОГ
     Приложение 1
     приложение 2
     приложение 3
     Примечания


     ...Но ты учись вкушать иную сладость,
     Глядясь в холодный и полярный круг.
     Бери свой челн, плыви на дальний полюс
     В стенах из льда -- и тихо забывай,
     Как там любили, гибли и боролись...
     И забывай страстей бывалый край.

                       Александр БЛОК



     Ранней  осенью  1922  по  берегу  священного  лапландского
Сейдозера, в одном из самых труднодоступных  уголков  Кольского
полуострова,  пробирался  отряд обессиленных людей. Скоро вечер
-- надо спешить.  И  вдруг  вдали  в  скользящих  лучах  солнца
проступила  гора.  На  ее  отлогом  каменистом склоне отчетливо
выделялась  гигантская  --  до  100  м  --  фигура  человека  с
крестообразно   раскинутыми   руками   (рис.1).  Так  Александр
Барченко увидел то, к чему,  быть  может,  стремился  всю  свою
жизнь.   Перед   ним  был  несомненный  след,  оставленный  той
древнейшей  и  давно  исчезнувшей  с  лица  земли  цивилизации,
которую   античные   авторы   именовали  гиперборейской:  слово
указывало на  ее  местонахождение  --  за  Бореем  --  Северным
ветром, или просто -- на Севере.
     Казалось,  все силы земли и неба ополчились против горстки
сме-льчаков, задумавших выведать одну из самых сокровенных тайн
истории.  Проводники-саамы  (лопари)   с   ужасом   и   мольбой
отговаривали  их  от  намеченного  маршрута.  На  обратном пути
налетевший вихрь едва не  потопил  лодку.  Физически  ощущалось
враждебное противодействие каких-то неведомых природных сил. Но
вожатый  продолжал  двигаться  к избранной цели, как Амундсен к
своему полюсу.
     Из дневника участника экспедиции  Александра  Кондиайна
-- ученого-астрофизика,  близкого  друга Барченко, впоследствии
разделившего печальную судьбу друга:
     "10/IХ. "Старики". На белом, как  бы  расчищенном  фоне
<...>  выделяется гигантская фигура, напоминающая темными
своими  контурами  человека.   Мотовская   губа   поразительно,
грандиозно  красива. Надо себе представить узкий коридор версты
2-3 шириной, ограниченный справа и слева гигантскими  отвесными
скалами  до  1  версты  высоты.  Перешеек  между  этими горами,
которыми ограничивается губа, порос  чудесным  лесом  --  елью,
роскошной  елью,  стройной,  высокой  до 5-6 саж., густой, типа
таежной ели.
     Кругом горы. Осень разукрасила  склоны  вперемешку  кущами
берез,  осин,  ольх.  Вдали <...> раскинуты ущелья, среди
которых находится Сейдозеро.  В  одном  из  ущелий  мы  увидели
загадочную вещь. Рядом со снегом, там и сям пятнами лежавшим на
склонах   ущелья,   виднелась  желтовато-белая  колонна,  вроде
гигантской свечи, а рядом с ней кубический  камень.  На  другой
стороне  горы виднеется гигантская пещера на высоте саж. 200, а
рядом нечто вроде склепа. <...>
     Вечером, после короткого  отдыха,  идем  на  Сейдозеро.  К
сожалению,  мы пришли туда после захода солнца. Ущелья уже были
закрыты синей мглой. Очертания "Старика" смутно  выделялись  на
белом  плафоне  горы.  К  озеру  через  Тайболу ведет роскошная
тропа. Вернее, широкая проезжая дорога, кажется даже,  что  она
мощеная.  В  конце  дороги  находится небольшое возвышение. Все
говорит  за  то,  что  в  глубокую  древность  роща  эта   была
заповедной   и   возвышение  в  конце  дороги  служило  как  бы
алтарем-жертвенником перед "Стариком".
     Александр Васильевич Барченко (1881 -- 1938)  --  одна  из
трагических  и  загадочных  личностей ХХ века. Носитель Великой
Тайны, он судя по всему, навсегда унес ее в Мир  иной.  Попытки
оставить хоть какую-то информацию для потомков предпринимались.
Даже  удалось  убедить  палачей  отсрочить исполнение смертного
приговора. Ему дали карандаш и увесистую стопку  бумаги,  чтобы
смертник  обстоятельно  изложил все, что знал. А расстреляли на
другой день  после  завершения  исповеди.  Рукопись  немедленно
упрятали,  да  так, что с тех пор ее почти никто не видел. Даже
легенду сочинили: дескать, пропало  все,  когда  в  трагическом
41-м  немцы  подошли  к  Москве  и  пришлось сжечь архивы НКВД.
Верится не очень -- больно уж велика была засекреченная тайна!
     Теперь можно лишь догадываться, что было в  той  пропавшей
рукописи. Но догадаться в общих чертах можно! О многом Барченко
написал  еще в своих дореволюционных романах: пещеры в Гималаях
и на  Русском  Севере,  подземные  хранилища  глубочайших  тайн
мировой    цивилизации,    замурованные   отшельники   и   т.п.
(Беллетристика Барченко была частично переиздана в  1991  г.  в
издательстве  "Современник" его наследниками -- сыном и внуком.
Им обоим выражаю искреннюю  признательность  за  предоставление
фактического  материала  из  семейного архива. -- В.Д.).
Описано все в  полуфантастических  романах  Барченко  так,  как
будто  автор  все видел своими глазами. Впрочем, кто его знает:
видел или нет. Ведь сохранилось в протоколах допроса на Лубянке
глухое признание: в пору дореволюционных скитаний довелось  ему
посетить  не  одну  из  заморских  стран  якобы с коммерческими
целями. А после революции организовал  экспедицию  на  Кольский
полуостров   в   поисках   следов   Прародины  человечества.  И
нашел-таки, проложив маршрут таким  образом,  как  будто  точно
знал, где и что следует искать.
     В  этом  Знании  как  раз  вся-то  и  суть. Ибо Знание сие
тайное, сокровенное, эзотерическое, как говорили в старину,  да
к  тому  же  еще  и  древнее. Таким же знанием владел и Николай
Рерих, когда вместе с женой и сыновьями готовил  экспедицию  на
Алтай  и в Тибет. Собственно, искал Рерих в Центральной Азии то
же   самое,   что   и   Барченко   в   Русской   Лапландии.   И
руководствовались   они,   судя   по  всему,  одним  и  тем  же
источником. Даже личные  контакты  между  ними,  скорее  всего,
были:  в  1926  году  в  Москве,  когда Рерих привозил Послание
махатм  Советскому  правительству  (еще  один  из  таинственных
эпизодов  истории, но уже связанный с семьей Рерихов). Барченко
убедился лишний раз в своих  предположениях,  когда  неожиданно
столкнулся с русским отшельником из глухих костромских лесов --
хранителем древнего тайного знания. Тот сам под видом юродивого
пробрался  в Москву, отыскал Барченко и поведал ученому о вещах
невероятных (этот факт  стал  известен  и  Рериху).  Полученную
информацию  впоследствии предполагалось обсудить с известнейшим
бурятским  этнографом  Цыбиковым,  первым  россиянином,  еще  в
начале   века  проникшим  в  Тибет  под  видом  ламы-паломника.
Переписка   Барченко   с   Цыбиковым   чудом   сохранилась    в
Государственном архиве в Улан-Удэ.

     Из письма А.В.Барченко проф. Г.Ц.Цыбикову 24 марта 1927 г.

     <...> Это убеждение мое [об Универсальном Знании.
-- В.Д.]   нашло  себе  подтверждение,  когда  я  встретился  с
русскими, тайно  хранившими  в  Костромской  губернии  Традицию
[Дюн-Хор].  Эти  люди  значительно  старше  меня по возрасту и,
насколько я могу  оценить,  более  меня  компетентные  в  самой
Универсальной  науке  и  в  оценке  современного международного
положения. Выйдя из костромских лесов в форме простых  юродивых
(нищих),  якобы  безвредных помешанных, они проникли в Москву и
отыскали меня <...> Посланный от  этих  людей  под  видом
сумасшедшего произносил на площадях проповеди, которых никто не
понимал,   и  привлекал  внимание  людей  странным  костюмом  и
идеограммами,  которые  он  с  собой  носил  <...>  Этого
посланного  --  крестьянина  Михаила  Круглова -- несколько раз
арестовывали, сажали в ГПУ, в сумасшедшие дома. Наконец, пришли
к заключению, что он не помешанный,  но  безвредный.  Отпустили
его  на  волю  и  больше  не  преследуют. В конце концов, с его
идеограммами случайно встретился в  Москве  и  я,  который  мог
читать и понимать их значение.
     Таким   образом,   установилась   связь  моя  с  русскими,
владеющими русской ветвью Традиции [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь
лишь на общий совет одного южного монгола, <...>  решился
самостоятельно  открыть  перед  наиболее  глубокими  идейными и
бескорыстными государственными деятелями большевизма [имеется в
виду прежде всего Ф.Э.Дзержинский. -- В.Д.] тайну [Дюн-Хор], то
при первой же моей попытке в этом направлении, меня  поддержали
совершенно неизвестные мне до того времени хранители древнейшей
русской  ветви Традиции [Дюн-Хор]. Они постепенно углубляли мои
знания, расширяли мой кругозор. А в нынешнем  году  <...>
формально приняли меня в свою среду <...>
     Поразительные   факты!   Барченко   (и   не   он  один  --
существовало целое сообщество хранителей древнего Знания) имел,
читал и понимал древнейшие тексты, написанные "идеографическим"
письмом. Более того, похоже, что сохранились фотографии  данных
текстов.  Быть  может,  они и есть тот заветный ключик, который
отомкнет двери в такие тайники седой старины, о каких еще вчера
даже не смело мечтать самое необузданное воображение.
     У Барченко была стройная историософская концепция развития
мировой  цивилизации,  "золотой  век"  ее  в  северных  широтах
продолжался  144 000 лет и завершился 9 тысяч лет назад исходом
индоариев на Юг  во  главе  с  предводителем  Рамой  --  героем
великого   индийского   эпоса   "Рамаяна".  Причины  тому  были
космического порядка: при  благоприятных  космических  условиях
происходит  расцвет  цивилизации,  при  неблагоприятных  --  ее
упадок. К тому же космические силы  приводят  к  периодическому
повторению   на   Земле   "потопов",   перекраивающих   сушу  и
перемешивающих расы  и  этносы.  Руководствуясь  этими  идеями,
Барченко  сумел  организовать экспедицию, которая в 1921/23 гг.
обследовала глухие районы Кольского полуострова. Главной  целью
(точнее   --   тайной  подцелью)  были  поиски  следов  древней
Гипербореи. И нашел ведь! И не только гигантскую черную  фигуру
человека  с крестообразно раскинутыми руками, но и прямоугольно
обтесанные гранитные глыбы (а на вершине  гор  и  в  болоте  --
"пирамиды"),  вымощенные  участки  тундры  --  остатки  древней
дороги (?) в труднодоступных местах, где  вообще  отсутствовали
всякие   дороги.   Участники  экспедиции  сфотографировались  у
расщелины-лаза, уводящего в глубины  земли,  но  спуститься  по
нему   не   решились,  так  как  почувствовали  противодействие
природных сил. Наконец, своего рода талисманом путешественников
стал "каменный цветок" с изображением "лотоса" (?).
     К сожалению, результаты изысканий не сделались  достоянием
широкой  общественности, а были засекречены и исчезли в архивах
ВЧК-ОГПУ-НКВД. Барченко обладал экстрасенсорными способностями.
Занимался вопросом передачи мыслей на  расстояние  (кстати,  на
Кольском п-ве он действовал с мандатом Института изучения мозга
и  с  личного  благословения  академика  В.М.Бехтерева)  и  был
привлечен к работе в  органах  госбезопасности,  где  возглавил
сверхсекретную  лабораторию  оккультного  направления. Но и это
еще не все. В 1926 г. Барченко по личному указанию Дзержинского
возглавил совершенно секретную экспедицию в пещеры Крыма.  Цель
-- все  та  же:  поиски  остатков древних цивилизаций, которые,
согласно  концепции  русского  ученого,  владели  универсальным
Знанием.  Но  Барченко  искал  большее:  он считал, что древние
цивилизации владели тайной расщепления атома, иными источниками
энергии,  а   также   действенными   средствами   психотронного
воздействия  на  людей.  И  сведения  о  том  не  исчезли,  они
сохранились  в  закодированной  форме,  их  можно  отыскать   и
расшифровать.   Этим  не  в  последнюю  очередь  и  объясняется
повышенный интерес к его изысканиям со стороны чекистов и лично
Дзержинского. Было ли найдено искомое доказательство? Ответ  на
этот  вопрос  сокрыт за семью печатями. Секретные службы всегда
умели хранить свои тайны.
     Не исключал Барченко и  возможности  палеоконтактов  между
древнечеловеческой  и  внеземными цивилизациями. На сей счет он
располагал  какими-то  особыми  сведениями.  Одна  из   скрытых
подцелей    Кольской    экспедиции    заключалась   в   поисках
таинственного камня, ни больше ни меньше  как  с  Ориона.  Этот
камень  был  якобы  способен  накапливать и передавать на любые
расстояния психическую энергию,  обеспечивать  непосредственный
контакт   с   космическим   информационным  полем,  что  давало
обладателям такого камня знание о прошлом, настоящем и будущем.
Этот вопрос занимал и академика Бехтерева. Во всяком случае, он
был в курсе намерений Барченко и поручил ему заодно  специально
исследовать   таинственное  явление  "мерячения"  --  присущего
северным аборигенам состояния массового транса, в  который  они
впадали  под  воздействием  различных  факторов,  в том числе и
шаманских камланий. Но не их одних: "мерячение" имело  и  чисто
природную  обусловленность, связанную с северными широтами, что
требовало изучения и объяснения.
     Но не шутка ли все это? Не досужая  ли  выдумка?  Да  нет!
Ведь  неспроста  древние  авторы,  включая  крупнейших античных
историков, настойчиво сообщают о северном  летающем  народе  --
гиперборейцах.  Такими,  правда,  не  без  иронии,  их подробно
описал еще Лукиан. Может ли быть такое -- чтобы древние  жители
Арктики  владели  техникой  воздухоплавания? А почему бы и нет?
Сохранились ведь во множестве изображения вероятных летательных
аппаратов -- типа воздушных шаров -- среди наскальных  рисунков
Онежского  озера  (рис.2).  Есть  среди них и предположительное
изображение летящего  гиперборейца  (рис.3).  Русский  фольклор
также  сохранил  немало  образов-символов  летательных средств:
Летучий корабль, Деревянный орел, Ковер-самолет, Ступа Бабы-Яги
и др. Эллинский Солнцебог  Аполлон,  рожденный  титанидой  Лето
(ср.:  русское  "лето")  в  Гиперборее  и  получивший  по месту
рождения один из своих главных эпитетов, постоянно посещал свою
далекую родину и прародину практически  всех  средиземноморских
народов. Сохранилось несколько изображений Аполлона, летящего к
гиперборейцам.   При   этом   художники  упорно  воспроизводили
совершенно нетипичную для  античной  изобразительной  символики
крылатую   платформу  (рис.4),  восходящую,  надо  полагать,  к
какому-то реальному праобразу.
     Думается, не случайно  и  в  северном  искусстве  сложился
настоящий культ крылатых людей. Уместно предположить, что особо
любимые  и  чтимые  на  Руси образы птицедев Сирина, Алконоста,
Гамаюна  (рис.5,  5-а)  уходят  своими   корнями   в   глубокую
гиперборейскую  древность -- не обязательно напрямую, а, скорее
всего, через взаимодействие разных  культур,  опосредованных  в
пространстве  и  во  времени.  Совсем  недавно  множество литых
бронзовых фигурок крылатых людей, вновь заставляющих  вспомнить
о  гиперборейцах,  обнаружено  при  раскопках  святилища  на о.
Вайгач (рис.6), расположенном в акватории Ледовитого океана  --
месте прописки древней Гипербореи.
     Но    еще   раньше   множество   стилизованных   бронзовых
изображений птицелюдей было найдено в разных местах Прикамского
региона  и  Приполярного  Урала  (рис.7).   Это   образцы   так
называемого  "Пермского  звериного стиля". Почему-то их принято
именовать "чудскими древностями" и односторонне  привязывать  к
финно-угорской  культуре: раз последними по времени аборигенами
здесь являются коми, ханты,  манси  и  другие  народы,  значит,
именно  им  и  принадлежат  обнаруженные археологами предметы и
изделия.    Однако    истоки    финно-угорских,    самодийских,
индоевропейских   и   всех  других  народов  следует  искать  в
нерасчлененном северном Пранароде с единым языком и  культурой.
Именно в эту гиперборейскую древность уходят и корни "пермского
стиля" с его крылатыми птицелюдьми, распространенными, впрочем,
по  всему  земному  шару -- вплоть до Южной Америки и о. Пасхи.
Подтверждением тому служат и другие сюжеты  чудских  (в  смысле
"чудесных" от русского слова "чудо") сокровищ. Так, повсеместно
распространенными   являются  изображения  сдвоенных  солнечных
коней (рис.8), найденных также и в Прикамье. Но доказывает  это
лишь одно -- общемировое происхождение культур и их носителей!
     Описания  "механизма"  полетов  во множестве сохранились в
памяти северных народов в виде устойчивых фольклорных  образов,
бережно передаваемых из поколения в поколение. Ниже, в основной
части  книги,  будут  приведены  русские  устные  и  письменные
свидетельства.  Сейчас  же  уместно  напомнить  кульминационный
эпизод   "Калевалы",  где  рассказывается  о  решающем  морском
сражении  между  главными  героями  карело-финского   эпоса   с
противостоящим  им  народом  далекой  северной земли Похъелы за
право  владения  волшебной  мельницей  Сампо  --   неиссякаемым
источником богатства и процветания. Действие происходит посреди
моря-океана. Испробовав все боевые средства против сынов страны
Калевы и потерпев неудачу, владычица Похъелы -- ведьма Лоухи --
оборачивается гигантской птицей-"летучим кораблем". Вот как это
выглядело в передаче народных сказителей:



     Сто мужей на крылья сели,
     Тысяча на хвост уселась,
     Села сотня меченосцев,
     Тысяча стрелков отважных.
     Распустила Лоухи крылья,
     Поднялась орлом на воздух.


     Дополнительным доводом в пользу сказанного может послужить
еще один  факт, продолжающий "крылатую тематику". Археологов не
перестает удивлять обилие так называемых "крылатых  предметов",
постоянно  находимых  в  эскимосских  могильниках и относимых к
самым отдаленным временам истории Арктики. Вот он --  еще  один
символ  Гипербореи!  Сделанные  из  моржового  клыка (откуда их
поразительная  сохранность),  эти  распростертые   крылья,   не
вписывающиеся ни в какие каталоги, сами собой наво-дят на мысль
о древних летательных приспособлениях (рис.9).

     Впоследствии  эти  символы,  переда-ваясь  из поколе-ния в
поколение,  распространились  по  всему  свету  и   закрепились
практически во всех древних культурах: египетской, ассирийской,
хеттской,  персидской,  ацтекской,  майя  и так -- до Полинезии
(рис.10). Ныне парящие крылья как подсознательная память о заре
человечества стали эмблемой российской авиации  и  космонавтики
(рис.11).

     Таковы  некоторые  факты  и гипотезы. Вопросов больше, чем
ответов. Тем не менее логика неопровержима.  Она-то  --  логика
научного  поиска  --  и  будет  путеводной  нитью  в дальнейшем
путешествии в глубь и даль  веков  и  тысячелетий.  Надежные  и
апробированные  методы  есть,  хотя,  быть  может, они не столь
привычны  для  читателя.  Потому-то  и   необходимы   некоторые
предварительные пояснения. С них и начнем...


     Со  времени  воинствующих  русофобов-норманистов XVIII-XIX
веков в исторической литературе насаждается  далекая  от  науки
точка  зрения,  согласно  которой  собственно  русская  история
начинается якобы  с  призвания  варяжских  князей,  а  также  с
последовавшего вскоре вслед за этим принятия христианства. А до
той  поры  пребывал русский народ, дескать, в диком, варварском
состоянии, не говоря уж о том, что  славянские  племена  вообще
являются  пришлыми  на  территории, где они обитают в настоящий
момент.   Укреплению   данных   идей,   весьма    далеких    от
действительности,   к   сожалению,   во   многом   содействовал
Николай Михайлович Карамзин (1766 -- 1826), задавший тон
в   своей   "Истории   государства    Российского"    следующей
меланхолической  фразой:  "Сия  великая  часть  Европы  и Азии,
именуемая ныне Россиею, в умеренных  ее  климатах  была  искони
обитаема,   но   дикими,  во  глубину  невежества  погруженными
народами,  которые  не  ознаменовали  бытия   своего   никакими
собственными историческими памятниками"1.
     Отрицание  самобытности  и  автохтонности  древней русской
культуры, а по существу отторжение древнейших  корней  русского
народа  и установление границы его исторического бытия где-то в
IX веке н.э. (некоторые снижают эту ограничительную  планку  до
IV  --  VI  веков)  было  на  руку  и  официальным  властям,  и
представителям церкви. Первых не интересовало что бы то ни было
за   пределами   государственно-правовых   структур,    а    их
возникновение   однозначно   связывалось  с  появлением  первой
правящей династии Рюриковичей. Вторых более чем устраивал тезис
о  дикости  нравов  и  культуры  русских  людей   до   принятия
христианства.    Позиция    эта,    всячески    поощряемая    и
культивируемая, дожила до  наших  дней  и  заняла  доминирующее
положение   в   школьных   и  вузовских  учебниках,  научной  и
популярной литературе, в средствах массовой информации и т.д. В
результате повсеместно насаждается мнение, что до  определенных
(указанных  выше) временных пределов русский народ как бы вовсе
и не существовал,  пребывая  во  внеисторическом  состоянии,  а
когда  возник  (вроде  бы из небытия) на исторической арене, то
просто воспринял идеологию, культуру и  государственно-правовые
традиции, сложившиеся до него и без него.
     По  счастью,  в  русской  исторической  науке  всегда была
сильна  и   другая   струя.   Многие   выдающиеся   и   рядовые
исследователи  постоянно  искали  истоки русской самобытности в
самых глубинах человеческой истории, не противопоставляя славян
древнейшим этносам, жившим на территории современной России,  и
отыскивая  русские  корни  (и  не только их) у народов, испокон
веков обитавших на Севере и  в  других  областях  Евразии.  Эта
традиция  восходит  к двум замечательным деятелям отечественной
науки -- Василию Никитичу  Татищеву  (1686  --  1750)  и
Михаилу  Васильевичу  Ломоносову  (1711  -- 1765). Труды
обоих,   посвященные   древнейшей   русской    истории,    были
опубликованы   посмертно;   первый   том  "Истории  Российской"
Татищева,  где  подробнейшим  образом  рассматривается  генезис
русского  народа,  увидел  свет даже на год позже ломоносовской
"Древней российской истории..." (хотя и создан был почти на два
десятилетия раньше). Однако оба русских ученых независимо  друг
от  друга  отстаивали одну и ту же мысль: корни русского народа
уходят в глубины тысячелетий  и  затрагивают  этносы,  издревле
заселявшие  север  Евразии  и  известные  под  разными  именами
античным и иным авторам (к последним можно отнести составителей
библейских  книг,  арабских,  персидских,  китайских  и  других
хронистов).
     Татищев  напрямую вел родословную славян (а следовательно,
и русских) от  скифов,  по  современным  данным  появившихся  в
Причерноморье  ориентировочно  в  VII веке до н.э., ареал же их
расселения распространял далеко на Север  и  в  Сибирь,  именуя
наших  далеких  северных  прапредков скифами [г]иперборейскими.
Праотцом  славян  и  русских,  исходя  из  данных  вавилонского
летописца  Бероса,  Иосифа  Флавия  и  более  поздних историков
вплоть до анонимного  автора  "Синопсиса"  XVII  века,  Татищев
считал  Мосоха  --  шестого  сына  библейского Яфета (Иафета) и
внука легендарного Ноя. А.И.Асов удачно объясняет происхождение
имени Моск от протославянского и древнерусского слова "мозг": в
устной речи две последние согласные становятся глухими,  и  все
слово  звучит  как "моск". От имени Мосоха (Моска) впоследствии
образовались наименования: Москва  --  сначала  река,  затем  и
город на ней, Московия, московиты, москвитяне, москвичи... Яфет
(Иафет)  же, сын Ноя, по мнению многих, тождественен греческому
титану Япету (Иапету), отцу Прометея, жившему, как и все другие
титаны (после поражения от Олимпийцев и временного  низвержения
в  Тартар), на Островах Блаженных, на самом краю Земли, то есть
на Крайнем Севере -- в Гиперборее (о чем речь пойдет впереди).
     Родословная потомков Ноя и основанные на ней легенды  были
когда-то  чрезвычайно  популярны  на  Руси2 и породили вереницу
апокрифических  сочинений.  Насчитывается  около  ста   списков
подобных  "повестей" -- преимущественно ХVII века; некоторые из
них полностью вошли  в  хронографы  и  летописцы  (например,  в
"Мазуринский   летописец").   Публикация  данных  произведений,
исключительно  важных  для  понимания  русской  предыстории   и
становления  национального  самосознания,  прекратилась  еще  в
прошлом веке. Современные ученые вообще  считают  их  продуктом
чистого  сочинительства.  Сидел  якобы  некто  (и  откуда такой
прозорливец взялся?), глядел  в  потолок  и  от  нечего  делать
сочинял,  что  в  голову придет, а другие потом у него списали.
Так ведь получается? Но нет!  Безымянные  авторы,  вне  всякого
сомнения,  опирались  на  какие-то не дошедшие до нас источники
(если не  письменные,  то  устные).  Следовательно,  ядро  этих
повестей   опирается   на   действительную   историю,   хотя  и
закодированную в виде образов дописьменного творчества народных
масс.
     Историки-снобы подчеркнуто высокомерно  и  чуть  ли  не  с
брезгливостью  относятся  к  попыткам  свести  генезис  древних
народов  к  отдельно  взятым   предкам   или   родоначальникам,
рассматривая   это   исключительно   как  акт  мифопоэтического
творчества.  Но  факты  говорят  о  другом.   Никто   ведь   не
усматривает  ничего  крамольного  в  высказываниях  типа: "Иван
Грозный  взял  Казань";  "Петр  Великий  построил   Петербург";
"Суворов  перешел  через Альпы"; "Кутузов разгромил Наполеона".
Каждому ясно: хотя речь идет о событиях, связанных  с  деяниями
больших масс людей, символизируют их в каждом конкретном случае
отдельные личности. Так было в прошлом, так будет всегда. Кроме
того,  родословие  во  все  времена начиналось с какой-то точки
отсчета, и к ней всегда привязывалось конкретное лицо --  пусть
даже легендарное.
     Татищев  не  был  одиночкой  в  изучении древнейших корней
русского племени.  Не  менее  скрупулезно  и  панорамно  данная
проблема      проанализирована     Василием     Кирилловичем
Тредиаковским (1703 -- 1769) в обширном историческом  труде
с  подробным,  в духе XVIII века, названием: "Три рассуждения о
трех главнейших древностях российских, а именно: I о первенстве
словенского языка над тевтоническим, II о первоначалии  россов,
III  о  варягах-руссах, словенского звания, рода и языка" (СПб,
1773). В этом незаслуженно забытом трактате  только  вопросу  о
Мосохе  (Мосхе) как прапредке московитов-москвичей посвящено не
менее двух десятков страниц.  Вывод  таков:  "...Рос-Мосх  есть
праотец  как россов, так и мосхов... Рос-Мосх есть едина особа,
и, следовательно, россы и мосхи  суть  един  народ,  но  разные
поколения...  Рос  есть  собственное,  а  не нарицательное и не
прилагательное имя, и есть предимение Мосхово"3.
     Тредиаковский, как никто другой, имел право  на  вдумчивый
историко-лингвистический      и      этимологический     анализ
вышеочерченных  проблем.  Всесторонне  образованный  ученый   и
литератор,     обучавшийся     не     только    в    московской
Славяно-греко-латинской  академии,  но  также  в  университетах
Голландии  и  парижской  Сорбонне,  свободно  владевший многими
древними и новыми языками, работавший штатным переводчиком  при
Академии  наук  в Санкт-Петербурге и утвержденный академиком по
латинскому и русскому красноречию, -- выдающийся  отечественный
просветитель  стоял  вместе  с  Ломоносовым  у  истоков русской
грамматики и стихосложения  и  явился  достойным  продолжателем
Татищева в области русской истории.
     Помимо  завидной  эрудиции,  Тредиаковский  обладал редким
даром, присущим ему как поэту, -- чувством языка и  интуитивным
пониманием     глубинного    смысла    слов,    что    неведомо
ученому-педанту. Так, он решительно поддержал и развил  мнение,
упомянутое   еще   у  Татищева,  о  русскости  древнегреческого
наименования  "скифы".  В  соответствии  с  нормами   греческой
фонетики  эта слово произносится, как "скит[ф]ы". Второй слог в
греческом написании слова "скифы" начинается с "теты"  --  Q  в
русском  озвучивании  она произносится и как "ф", и как "т", --
причем в течение  времени  произношение  звука  менялось.  Так,
заимствованное из древнегреческого языка слово "театр" до XVIII
века  звучало  как  "феатр", а слово "теогония" ("происхождение
Богов") еще недавно писалось "феогония". Отсюда же  расщепление
звучания  в  разных  языках  имен, имеющих общее происхождение:
Фе[о]дор --  Теодор,  Фома  --  Том[ас].  До  реформы  русского
алфавита  в  его  составе (в качестве предпоследней) была буква
"фита" -- Q, предназначенная для передачи заимствованных  слов,
включающих  букву  "тета".  И  слово  "скифы" в дореволюционных
изданиях писалось через "фиту". В действительности же "скит" --
чисто русский корень, образующий лексическое гнездо со  словами
типа   "скитаться",  "скитание".  Следовательно,  "скифы-скиты"
дословно  означают:  "скитальцы"  ("кочевники").  Вторично,   в
качестве позднейшего заимствования из греческого языка, где оно
служило  названием  пустыни, общая корневая основа "скит" вновь
вошла  в  русское  словоупотребление  в   смысле:   "отдаленное
монашеское убежище" или "старообрядческий монастырь".
     Ломоносов  по  поводу  вопроса:  можно ли именовать Мосоха
прародителем славянского племени вообще  и  русского  народа  в
частности -- высказался гибко и дипломатично. Великий россиянин
не   принял   бесповоротно,   но   и  не  отверг  категорически
возможности положительного ответа, оставляя  "всякому  на  волю
собственное  мнение"4.  Аналогичным  образом  было  расценено и
предположение   о   вероятном   родстве   московитов-славян   с
Геродотовым  племенем  месхов,  оказавшихся  в конечном счете в
Грузии.  Что  касается  самой  Геродотовой  "Истории",  то   ее
авторитет  для  раскрытия  генетических корней русского племени
Ломоносов считал непререкаемым. В концентрированном виде  такое
же   понимание  впоследствии  сформулировал  другой  выдающийся
русский историк -- Иван Егорович Забелин (1820 -- 1909):
"...Никакая отрицающая  и  сомневающаяся...  критика  не  может
отнять  у  русской  истории  истинного  сокровища,  ее  первого
летописца, которым является сам Отец истории -- Геродот"5.
     Ныне  представление  о  прямом  родстве  славяноруссов  со
скифами  и другими древними народами Евразии считается не иначе
как наивным.  Между  тем  позиция  Татищева  --  Ломоносова  --
Забелина может быть существенно подкреплена за счет аргументов,
заимствованных   из   исторического  языкознания,  мифологии  и
фольклора. Линия, идущая от историков ХVII -- ХVIII веков, была
продолжена  и  закреплена   в   трудах   Дмитрия   Ивановича
Иловайского  (1832  --  1920)  и  Георгия  Владимировича
Вернадского (1877 -- 1973), написавшего по-английски  книгу
"Древняя  Русь" (1938 г.; рус. издание -- 1996 г.), где история
русского народа начинается с Каменного века и проводится  через
последующие  этапы:  киммерийский,  скифский, сарматский и т.д.
Нельзя  пройти  и  мимо  исторических  сочинений  Александра
Нечволодова  и  Льва  Гумилева.  Известный в прошлом
археолог  и  историк  русского   права   Дмитрий   Яковлевич
Самоквасов   (1843   --   1911)  также  отстаивал  скифское
происхождение  русского  народа,  а   прародину   славяноруссов
именовал  Древней  Скитанией6. Естественно, речь должна идти не
об одном только русско-скифском родстве, но  и  о  генетическом
единстве  множества  народов,  населявших  в древности просторы
Евразии.
     История не всегда благосклонна  к  собственным  радетелям,
подвижникам  и летописцам. Примеров тому не счесть. Для русских
же поучительна и показательна жизнь  и  деятельность  человека,
внесшего   неоспоримый   вклад   в  становление  и  организацию
исторической науки  в  России.  Имя  его,  мало  что  говорящее
современному  читателю,  -- Александр Дмитриевич Чертков
(1789 -- 1853). Он обладал одним  из  самых  богатых  в  России
собраний  книжных,  рукописных  и нумизматических редкостей. На
данной основе впоследствии была  создана  и  отстроена  (дом  с
лепным  фасадом  в  начале  Мясницкой улицы) знаменитая частная
Чертковская библиотека -- бесплатная  и  общедоступная.  Здесь,
кстати,  до перехода в Румянцевский музей работал Н.Ф.Федоров и
здесь же состоялось его знакомство с  молодым  К.Э.Циолковским:
длительное  общение  в  стенах Чертковской библиотеки в 1873/74
гг.  оказало  решающее  влияние  на  формирование  космического
мировоззрения    будущего   основоположника   теоретической   и
практической космонавтики.  Бесценное  собрание  Черткова  было
подарено Москве, некоторое время пребывало в Румянцевском музее
(ныне Российская государственная библиотека), в настоящее время
книги  находятся  в  Исторической  библиотеке,  а рукописи -- в
Историческом музее.
     В  последние  годы  жизни  Чертков   являлся   президентом
Общества  истории  и  древностей  российских  и  опубликовал во
Временнике данного Общества, а также в виде отдельных  оттисков
(книг)  несколько  удивительных  исторических изысканий: "Очерк
древнейшей  истории  протословен"  --  (1851  г.),  "Фракийские
племена,  жившие  в  Малой Азии" (1852 г.), "Пеласго-фракийские
племена, населившие  Италию"  (1853  г.),  "О  языке  пеласгов,
населивших  Италию"  (1855  г.).  Опираясь  на  глубокое знание
древних языков и практически на все  доступные  ему  источники,
Чертков  указал  на  языковое  и  этнокультурное сродство между
славяноруссами, с одной стороны, а, с другой, --  с  пеласгами,
этрусками,  скифами, фракийцами, гетами, эллинами, римлянами...
Однако открытие  ученого-романтика,  которого  можно  с  полным
основанием  сравнить  с  Генрихом Шлиманом, не стало событием в
отечественной и мировой историографии -- здесь  в  почете  были
совершенно      иные     ценности:     эмпирико-позитивистские,
вульгарно-социологические, психологические,  структуралистские,
семантико-семиотические и т.п.
     И  сегодня  время Черткова еще не наступило -- проделанная
им колоссальная работа  ждет  и  своего  продолжения,  и  своих
продолжателей. Впрочем, современный подход требует не выведения
славяно-русского  языка  из  пеласгийского  или из этрусского и
критского, как это было недавно проделано в книге Г.С.Гриневича
"Праславянская письменность. Результаты дешифровки" (М., 1993),
а поиска общих истоков всех индоевропейских и неиндоевропейских
языков.
     Корни русского языка и русского народа  находятся  гораздо
глубже.  Истоки  Руси уходят в тысячелетние дали и обнаруживают
свои начала в той нерасчлененной этнолингвистической  общности,
с которой, собственно, и начиналось человечество. Происхождение
славян,  русских  и  всех  других  народов, их языков и культур
предстает совершенно  в  другом  свете,  если  проанализировать
общеизвестные факты с точки зрения метода археологии языка и
реконструкции смысла.

     Мировоззрение  русского  народа  уходит  во  тьму  веков и
тысячелетий,  к  тому  неведомому  времени,  когда   пестроцвет
современных  этносов и языков был спаян в единой нерасчлененной
этнолингвистической общности племен, обычаев, представлений  об
окружающем мире и верований. Есть все основания утверждать, что
в  самых  глубинных  истоках, на заре становления людского рода
все без исключения языки имели общую основу -- а следовательно,
и сами народы имели общую культуру и верования. К такому выводу
приводит анализ самого архаичного и консервативного пласта слов
всех языков мира -- указательных слов, и возникших позже на  их
основе  личных  местоимений  всех модификаций. Удается выделить
несколько первичных элементов, которые повторяются во всех  без
исключения языках мира -- живых и мертвых, донося до наших дней
дыхание   Праязыка.   Какая-то   случайность   здесь  полностью
исключена. О былом единстве языков однозначно говорится  уже  в
Библии, аккумулировавшей в себе древнее знание Востока, Запада,
Севера  и  Юга:  "На  всей  земле был один язык и одно наречие"
(Бытие II, I). В дословном  научном  переводе  это  звучит  еще
более точно: " И были на всей земле язык один и слова одни и те
же"7. И это не наивная легенда, а непреложный факт.
     Неоднократно  обосновывался  данный тезис и с точки зрения
языкознания. Наиболее убедительно это было сделано уже  в  наше
время.   В   начале  ХХ  века  итальянский  филолог  Альфред
Тромбетти (1866 -- 1929) выдвинул всесторонне  обоснованную
концепцию  моногенеза языков, то есть их единого происхождения.
Практически одновременно с ним датчанин Хольгер Педерсен
(1867  --  1953)  выдвинул  гипотезу  родства  индоевропейских,
семито-хамитских,  уральских,  алтайских  и ряда других языков.
Чуть позже набрало  силу  "новое  учение  о  языке"  советского
академика  Николая  Яковлевича Марра (1864 -- 1934), где
неисчерпаемое словесное богатство,  обретенное  многочисленными
народами   за   их   долгую   историю,  выводилось  из  четырех
первоэлементов. (После появления известной  работы  И.В.Сталина
по  вопросам  языкознания  марристская  теория  была  объявлена
лженаучной, а ее  приверженцы  подверглись  преследованиям.)  В
середине  века  наибольшую популярность получила так называемая
"ностратическая"  (термин  Педерсена),  или  сибиро-европейская
(термин  советских  лингвистов),  теория;  в  ней идея Праязыка
доказывалась на основе скрупулезного анализа  крупных  языковых
семей.  (На  эту  тему  было  опубликовано  несколько  выпусков
сравнительного     словаря     рано      погибшего      ученого
В.М.Иллича-Свитыча.)   Совсем  недавно  американские  лингвисты
подвергли компьютерной обработке данные по  всем  языкам  Земли
(причем  за  исходную основу был взят лексический массив языков
северо-, центрально- и южноамериканских  индейцев),  касающихся
таких  жизненно  важных  понятий,  как  деторождение, кормление
грудью и т.п. И представьте, компьютер выдал однозначный ответ:
все языки без исключения имеют общий лексический  базис.  (См.:
Приложение 1).
     Обычно  вывод  о  моногенезе  языков вызывает скептическое
неприятие специалистов.  Однако  гораздо  более  нелепой  (если
хорошенько  вдуматься)  выглядит  противоположная  концепция, в
соответствии с которой каждый язык, группа языков или  языковое
семейство   возникли  самостоятельно  и  обособленно,  а  потом
развивались по законам, более или менее  одинаковым  для  всех.
Логичнее  было  бы  предположить,  что  в  случае обособленного
возникновения языков законы их  функционирования  также  должны
были   быть   особенными,   не  повторяющими  (гомеоморфно  или
изоморфно)   друг   друга.   Такое   совпадение   маловероятно!
Следовательно, остается принять обратное. Здесь права Библия, а
не  ее  противники.  Как  видим,  аргументов в пользу языкового
моногенеза более чем достаточно.
     Всего известно свыше 30 самостоятельных языковых семей  --
точная  классификация  затруднена  из-за  неясности: на сколько
обособленных  языковых  семей  подразделяются  языки   индейцев
Северной,    Центральной    и   Южной   Америк;   в   различных
энциклопедиях,  учебной  и  справочной  литературе   их   число
колеблется   от   3   до   16  (причем  ряд  лингвистов  вообще
предполагает отказаться от традиционной классификации и перейти
к группировке на совершенно ином основании). Языковые семьи  не
равномощны:   например,   на  языках  китайско-тибетской  семьи
говорит  около  миллиарда  человек,   на   кетском   же   языке
(обособленная  семья)  --  около  одной тысячи, а на юкагирском
языке (тоже обособленная семья) -- менее 300 человек (и кеты  и
юкагиры -- малые народности России).
     Одной   из  самых  больших,  разветвленных  и  всесторонне
изученных является индоевропейская языковая  семья  (рис.  12).
Еще  в  прошлом  веке  было  доказано  (и  это  стало  одним из
блестящих триумфов науки), что все  входящие  в  нее  языки  и,
следовательно,    говорящие   на   них   народы   имеют   общее
происхождение:  некогда,  много  тысячелетий  тому  назад,  был
единый пранарод с единым праязыком. Отстаиваемая же в настоящей
книге  концепция  позволяет  пойти  еще  дальше  и  утверждать:
пранарод, праязык и их общая прародина  относятся  не  к  одним
лишь   индоевропейцам,  но  ко  всем  без  исключения  этносам,
населявшим Землю в прошлом и настоящем.
     Скрупулезная      реконструкция      смысла       исходных
общеиндоевропейских  и  доарийских  слов  и  понятий приводит к
границе, которую не принято переступать  в  современной  науке,
что,   впрочем,   свидетельствует  о  недостаточной  развитости
последней.   Несмотря    на    геологические,    климатические,
этнические,  исторические и социальные катаклизмы, в результате
которых  исчезло  множество  народов,  культур  и  цивилизаций,
современному  человечеству досталось бесценное богатство в виде
языка  и  системы  образов  мифологического   мышления.   Стоит
правильно подобрать ключ -- и перед изумленным взором откроются
бездонные  глубины.  Правда, придется отказаться от большинства
бытующих стереотипов.
     Что это означает применительно к языку? За  последние  два
века своего существования сравнительно-историческое языкознание
добилось  крупных  успехов  в  области  систематизации языков и
установлении родства между ними  в  рамках  отдельных  языковых
семей,   например,   индоевропейской,   досконально  проследило
эволюцию  фонетических  (звуковых),  графических  (алфавитных),
морфологических   (словосоставных),   лексических  (словарных),
грамматических и  иных  форм  различных  языков.  Дальше  этого
обычно не идут. Более того, исследовательское поле за пределами
существующей    традиционной    границы   считается   запретной
территорией. Но это -- всего лишь Terra incognita, ждущая своих
первооткрывателей. Действовать  им  придется  решительно  и  не
полагаться на эмпирическую ползучую приземленность традиционных
методов.
     Многого, скажем, достигли этимологи, чья задача: объяснять
происхождение   конкретных  слов,  раскрывать  их  генетические
корни,  устанавливать  первичную   структуру   и   сходство   с
лексическими  единицами  живых  и мертвых языков. Этимология --
скрупулезная наука: филигранной реконструкции  подвергаются,  к
примеру,  звуковой  и словообразовательный состав слов с учетом
чередования, трансформации и выпадения конкретных звуков. Но  в
большинстве  своем  этимологи  не  стремятся  заглянуть  далеко
вглубь. Индоевропейское языкознание во временном плане  доходит
до  языка  священных  ведийских  текстов  и санскрита. Связи же
между различными языковыми семьями исследуются  очень  робко  и
без  надежной  исторической  базы.  Между тем, если исходить из
концепции единого происхождения  языков  мира,  --  открываются
совершенно  новые  пути осмысления разных языков и далеких друг
от друга культур. На смену традиционной микроэтимологии,
ориентирующейся на близкородственные языковые  связи,  приходит
макроэтимология, исходящая из древней языковой общности.
Для макроэтимологии традиционный морфологический и фонетический
догматизм не играет большой роли, и она допускает лексические и
морфологические модификации, незнакомые для микроэтимологии.
     Что   же   такое   археология   языка  и  реконструкция
смысла? Нагляднее всего это видно на  конкретных  примерах.
Знакомое  и  всеми  любимое слово "весна" -- казалось бы, такое
русское-прерусское. Однако оно имеет общее основание с  другими
индоевропейскими  языками  и  восходит  к  древним общеарийским
корням. Достаточно взглянуть на производное  от  слова  "весна"
прилагательное  "вешний",  чтобы  увидеть в нем индийского Бога
Вишну и более общее русское понятие  (Все)вышний,  обозначающее
высшее    безначальное    Божество,   олицетворяющее   главного
властелина Вселенной (на что указывает его местоположение --  в
"вышине").  По-болгарски  и сербохорватски "высокий" звучит как
"више" (ср. русскую сравнительную степень "выше"). Не  случайно
также     в     эпических    песнях    Эдды    верховный    Бог
древнескандинавского пантеона Один именуется Высоким.
     Одним из первых, кто указал на взаимосвязь слов  "вышний",
"вечный", "вещий" и "вешний" с именем индоарийского Бога Вишну,
был  русский  писатель  и  историк-любитель  Александр Фомич
Вельтман (1800 -- 1870).  Он  обратил  на  это  внимание  в
первой  же  своей  исторической  монографии  "Индо-Германе, или
Сайване" (1856 г.). Кроме  этого,  плодовитый  автор-беллетрист
опубликовал  еще  три  собственно исторические книги: "Атилла и
Русь IV -- V в." (1858  г.),  "Маги  и  Мидийские  Каганы  XIII
столетия"  (1860  г.),  "Первобытное верование и буддизм" (1864
г.),   где   содержится   немало    более    чем    смелых    и
полуфантастических   предположений  по  истории  Древней  Руси.
Интересно также, что и того же происхождения наименование вишни
-- прежде всего  дерева,  а  затем  уже  и  его  ягод.  Другими
словами,  вишня -- это дерево Вишну. На юге России и на Украине
вишня издавна была почитаемым деревом -- в одном ряду с  дубом,
березой,  ясенем,  липой. Существовал обычай вырезать посошки и
палочки из вишневого  дерева.  Считалось,  что  вишневая  палка
наделена  особой  волшебной силой, которая к тому же передается
от деда к отцу и от отца к сыну.
     Тождественность Вишну и Всевышнего однозначно  проявляется
и   в   смысловом   (семантическом)   плане.   В   переводе   с
древнеиндийского (ведийского) Вишну  означает  "проникающий  во
все",    "всеобъемлющий".   По   индуистским   воззрениям,   он
символизирует  энергию,  упорядочивающую  Космос,  и  считается
"владыкой  существования  и творения Вселенной": "Мир возник от
Вишну и пребывает в нем.  (Вишну)  --  творец  существования  и
предбытия  мира,  он  --  мир"8.  Именно  таким образ Держателя
Вселенной,  возникший  еще  в  пору  индоевропейской  общности,
рисовался  и  протославянам. Каменное изваяние Прото-Вишну было
обнаружено    археологами    при    раскопках    курганов     в
Днепропетровской  области  (рис.  13).  Оно  представляет собой
низкорослого   лысого   и   бородатого   мужчину    (одно    из
первоначальных   воплощений   классического   Вишну  --  "лысый
карлик"), испещренного  со  всех  сторон  петроглифами  в  виде
следов  (след -- традиционный знак, божественное клеймо Вишну),
фигурами людей в сексуальных позах, животных,  смыслообразующих
орнаментов  и  информационно насыщенных "черт и резов". В своей
совокупности все это вместе взятое и олицетворяет Вселенную 9.
     Между тем у Керносовского  идола  имеются  также  хвост  и
звериные уши (или рога?). Данные аксессуары вполне подходят и к
древнегреческому Божеству стад, лесов и полей -- Пану, имеющему
доэллинское и, скорее всего, общеиндоевропейское происхождение.
Кстати,  и  имя  Пан  родственно  имени  Вишну,  означая "все".
Следовательно,  Прото-Вишну  тождественен  Прото-Пану.   Другое
дело,    что   общеиндоевропейское   Божество,   олицетворяющее
Вселенную, постепенно видоизменяло свои первоначальные  функции
-- по мере расщепления первичной этнической общности и миграций
праэтносов  по  всей  территории  Евразии.  Если в индуизме Бог
Вишну сохранил и преумножил  верховные  и  властные  функции  в
составе  великой триады Тримурти: Брахма -- Вишну -- Шива, то в
условиях других  исторических  условий  и  иной  идеологической
доминанты  --  Олимпийской  религии,  пришедшей на смену старым
доэллинским верованиям, -- Бог Пан, ранее олицетворявший "Все",
превратился во второстепенное лицо О